СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока.»

Методическая разработка проведения урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы

МАОУ СОШ №35 пгт. Новомихайловский Туапсинского района Евсюковой Людмилы Степановны



УМК: под редакцией М.М. Разумовской « Русский язык. 5 класс». Дата 14.09.2018 г.

Тема урока: Письмо. Зачем людям письмо?

Цель деятельности учителя: создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей; знакомство с одним из видов дистантного общения; развитие письменной речи, повторить сведения об односоставных предложениях.

Тип урокаурок развития речи, урок «открытия» нового знания, комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

базовый уровень - читают и понимают лингвистический текст, знают определение слов письмо, адресат, адресант; различают виды писем по цели общения; правильно оформляют предложения с обращениями, имеют представления о паронимах, знают структуру письма;

продуктивный уровень - составляют текст письма; используют обращения и односоставные предложения.

Метапредметные:

Личностные – проявляют познавательный интерес к учебному материалу; понимают роль такого вида общения между людьми как письмо; осознают необходимость изучения родного языка через формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в общении с другими людьми, связывая успехи с усилиями своей души; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, формируют навыки организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Познавательные – общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы) путем составления письма, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Регулятивные – правильно воспринимают и выполняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке, проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; учатся слушать друг друга, вносить коррективы, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе.

Основное содержание темы, понятия и термины – письмо, виды и структура письма; адрес, адресат, адресант, эпистолярный жанр, речевой этикет; эпитет, пунктуационно правильное оформление обращения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, ЭОР-презентация «Письмо – это творчество. Письмо – это память».

.





Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку


  • формулировать собственное мнение,

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в группе

  • владеть различными видами аудирования,

  • осуществлять информационную

переработку текста (план, трансформация текста)

осознанно и выразительного читать и пересказывать тексты, строить устное и письменное высказывание,

  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя


уметь рассказать о социальных

причинах возникновения письма, о его значении

  • для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины

  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,

  • выбор темпа работы,

  • умение действовать самостоятельно



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • различают виды писем по цели общения

  • знают определение слов письмо, адресат, адресант

  • имеют представления о паронимах

  • правильно оформляют предложения с обращениями

  • знают структуру письма

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Привитие интереса к произведениям русских классиков

Формирование понимания необходимости следования в поведении моральным и

этическим нормам







Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организацион

ный момент


Психологический настрой и мотивирование на успех в работе


Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Тему его вы определите сами.

Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока


Настраиваются на плодотворную работу.




II.Самоопределение м деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Работа с эпиграфом

Работа с ЭОР. Показ презентации «Письмо – это творчество….» Слайд №1


Беседа



Определение темы и цели урока

Организует учащихся к уроку через проблемную беседу

Зачем людям письмо? Как люди могут обмениваться своими мыслями?

-Как вы понимаете это высказывание? О чем мы сегодня будем говорить? (Сегодня мы с вами будем говорить об одном из древнейших жанров письменной речи – письме.) Что такое письмо? -Слово «письмо» происходит от греческого «эпистола». А стиль, которым пишут письма, называется эпистолярным.

- Прочитайте тему урока. Запишите тему и эпиграф урока. Обозначьте задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые мы будем выполнять



Сформулируйте цель урока, используя опорные слова:

  • углубить

  • расширить

  • повторить

  • совершенствовать







Отвечают на вопросы





Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради.


Регулятивные











III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
































Словарно-лексическая работа.



Рассказ учеников, выполнивших опережающее задание.

























































Слайд №2 Адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма и т.д.

Адресант – автор письма, телеграммы и т.д.

Слайд №3

Паронимы - это однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.


Организует беседу

- Что можно сказать об истории письма?




- На чем раньше писали письма?

- Чем отличается письмо от других жанров письменной речи?

Во-первых, точным обозначением адресата.

Во-вторых, переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи.

В-третьих, наряду с непринужденностью соседствует официальная форма общения.

В-четвертых, используются вопросительные и восклицательные предложения, клише.

В-пятых, проявляется авторское своеобразие.

- С какой целью пишут письма?

Письмо считается важнейшим средством общения. Письма пишут с целью сообщить информацию, обменяться мыслями, чувствами.

- Какие требования предъявляются к письму?

- Оно должно быть понятным, связным, логичным, грамотным, последовательным. Информация, которая сообщается в письме, должна быть интересна не только тому, кто пишет письмо, но и тому, кому адресовано письмо.



- Как называют человека, которому адресовано письмо? Как называют автора письма?

- Слова «адресат» и «адресант» называют паронимами.



Запишите в тетради и приведите примеры паронимов.



Рассказ 2 учеников- историков, получивших опережающее индивидуальное задание на дом, об истории письма


























2 ученика находят в толковом словаре зачитывают нам словарные статьи слов «адресат» и «адресант».

Записывают в тетради слова «адресат» и «адресант» их значение, записывают примеры паронимов.


Познавательные,

коммуникативные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)


IV. Работа по теме урока

Компетентностно- ориентированное задание.

























Работа с текстом



Беседа с опорой на презентацию





Опережающее задание.












Слайд № 4

Знаки препинания при обращении.

1) [Οбр.,……. ].

2) [Обр.!..... ].

3)[… ,обр,……. ]. 4)[………. ,обр].

Рассказ учеников, выполнивших опережающее задание.









Слайд №5

- Здравствуй, женка, мой ангел. Не сердись, что третьего дня написал тебе только три строки: мочи не было, так устал.

-Душа моя, женка моя, ангел мой! Сделай мне такую милость: ходи два часа в сутки по комнате, и побереги себя.

-Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, мой ангел, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте.


Отчёт одной из групп
























- Давайте рассмотрим структуру письма. Определите структуру письма.

(Условно структуру письма можно разделить на 3 части: 1- вступление, 2- основная часть, 2- заключение. Основная часть служит главной цели написания письма, то есть решает коммуникативную задачу: сообщить информацию, поделиться мыслями или чувствами. Затем следует концовка и подпись, дата и место написания.)

- Независимо от вида письма с чего необходимо начинать письмо? (С обращения).

- Какие эпитеты можно использовать при обращении?

Любое письмо начинается с обращения. При обращении всегда ставятся знаки препинания. Расскажите о знаках препинания при обращении.

Приведите примеры из произведений художественной литературы. Запишите в тетради эти схемы и примеры.

Какие обращения можно использовать в письмах? От чего зависит выбор обращений? Приведите примеры предложений с обращениями, которые можно использовать во вступительной части письма. Запишите в тетради.

- Найдите обращения в письмах А.С. Пушкина к жене, отрывки из которых вы видите на слайде.

- Обратите внимание на язык письма.

Можно ли по обращениям определить, как автор письма относится к адресату? Обратите внимание, какие обращения использует Пушкин. По обращениям, безусловно, можно судить, как трогательно относился поэт к своей жене. И молодым людям нынешнего века необходимо, думаю, брать уроки эпистолярного этикета у великого поэта. Что мы узнали из этого письма? Без сомнения, частные письма – сугубо личное дело. Но письма известных людей, чаще всего, становятся достоянием общественности. Письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова и др. постоянно издаются и переиздаются.





- А сейчас нам любители литературы прочтут обращения, выписанные из художественной литературы.


Отличаются ли обращения, выписанные из художественной литературы, от тех, которые мы используем в речи, чем?


Отвечают на вопросы.

















Заранее подготовленные ученики читают выписанные из произведений художественной литературы обращения


Слушают, дополняют, отвечают на вопросы

Записывают в тетради















Группа учеников читает обращения, выписанные из художественной литературы.


Ученики отвечают на вопросы




Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

Коммуникативные

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

– доказательство)

V. Физминутка



Сели мы писать письмо,

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

Встанем, ручками встряхнем.

Пошагаем мы на месте

И попрыгаем мы вместе.

Развороты вправо, влево.

На носочках потянулись,

Все друг другу улыбнулись.

Головою покачаем.

Раз и два поприседаем

И работу продолжаем.


Организует физминутку.

Выполняют физминутку

Регулятивные


VII. Закрепление знаний



Грамматико-орфографическая работа

Работа с текстом






Слайд № 6

Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на великую милость.

Отец твой А.Г.

Слайд№7

Милостивый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать……

…….он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. ….Константину Макарычу.

- Какие виды предложений вы знаете по наличию главных членов предложения? (односоставные и двусоставные). Чем они отличаются? Найдите односоставные предложения в данном письме. С какой целью используются в письмах односоставные предложения ?

- С какой целью в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр? Прочтите письмо Андрея Петровича Гринева, героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», своему сыну, Петру Гриневу.

- Что мы узнали из письма? Почему слово дуэлей, написано с ошибкой (дуелей)?


Можно ли по письму определить, как Андрей Петрович Гринев относится к сыну, за что разгневан?

- Подумайте, какие бывают виды писем, и обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте. (Письма бывают деловые, личные, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо).










- А вот перед вами отрывок из письма, написанного героем рассказа А.П.Чехова «Ванька».

- Обратите внимание на то, как написал письмо герой рассказа А.П.Чехова «Ванька». В чем особенности его? Судя по письму, что можно сказать об авторе письма? Какие чувства мы испытываем при чтении этого письма? (Сострадание, жалость)

- Как вы думаете, дойдет такое письмо до адресата?

Почему? Как надо оформлять конверт?

Какие необходимые сведения должен содержать конверт?




Отвечают на вопросы


























Отвечают на вопросы.







Познавательные

Регулятивные

Проектное задание

Мини-проект «Письмо литературному герою»


























Трансформация текста

1 группа: - пишет письмо герою художественного произведения или близкому для вас человеку, используя разные виды односоставных предложений.




Слайд № 8


Правила для пишущего письмо, составленные госпожой Шапокляк.

- Бумага для письма должна быть грязной, помятой.

-Не стоит употреблять вежливые обращения.

- Побольше употребляй шаблонных безвкусных выражений: «Добрый день, а, может, час. Что ты делаешь сейчас?», «Жду ответа, как соловей лета».

-Письмо должно содержать как можно больше ошибок, исправлений, помарок.

-Писать только неразборчивым, небрежным почерком.

-Знаки препинания ставить строго воспрещается.

- Тон письма должен быть предельно развязным, грубым.

- Дату и подпись не ставить.

2 группа – корректоры. Находят ошибки в «Письме к ученому соседу» А.П. Чехова и исправляют их . Слайд № 9 Дорогой Соседушка. Максим…(забыл как по батюшке, извените великодушно!)

Я недавно читал у одного Французского ученого, что львиная морда совсем не

похожа на человеческий лик, как думают ученыи. И насщот этого мы

поговорим. Приежжайте, сделайте милость.

Сопровождает и контролирует мини-проект.

В конце проекта учитель подводит итог: «Для чего пишут письма?»






Скажите, какие правила Шапокляк соблюдены автором письма? Что можно сказать об авторе письма?

- В письмах, безусловно, проявляется авторский индивидуализм, несмотря на то, что существуют общие правила написания письма. Перед вами правила, для пишущего письмо, которые предлагает Шапокляк. Можно ли придерживаться этих правил? Исправьте и запишите их.

А сейчас вам предлагается роль корректора. Перед вами отрывок из «Письма к ученому соседу» А.П. Чехова (особенности пунктуации и орфографии автора письма сохранены).












- Прочтите «Правила…» в исправленном виде.

Обсуждают в группе, предлагают свои варианты.

Защищают проект.

Доказывают, что помогают полно, ярко выразить основную мысль.























Читают, правила для пишущего письмо, составленные госпожой Шапокляк, в исправленном виде.







Группа корректоров находит и исправляет ошибки в в «Письме к ученому соседу» А.П. Чехова

Коммуникативные

Познавательные

Личностные











VII. Подведение итогов,

рефлексия







Защита проектов.

Постановка вопросов, направленных на формирование оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы:

- Над какой темой работали?

- Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?

- Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что ещё хотели бы узнать по этой теме?




Организует работу

- Письмо - величайшее достижение человечества. Письмо раскрывает характер автора письма, позволяет определить личностные качества. Письмо является одним из средств самовыражения, способов развития речи. Письма имеют особенность хранить память. Поэтому чаще пишите письма. Пишите письма своим родным, близким, бабушкам, дедушкам. Им приятно их будет получать. Они будут время от времени перечитывать их. Им интересно знать, что вы чувствуете, чем живете, с кем дружите. Им будет приятно, что вы о них помните.



Делают вывод о том, как пишутся письма, с какой целью, называют структуру письма.

Подводят итоги работы в группах, читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки.


Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VII. Домашнее задание


Напишите письмо

маме (папе, бабушке, дедушке, брату, сестре, другу) на одну из тем:

 «Россия – родина моя».

- «Олимпийцы среди нас».

- «Истории, легенды и подвиги моей семьи».

- «Мой учитель».

- «Мама, я тебя люблю!»