Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
"Современные педагогические технологии в деятельности преподавателя ДМШ, ДШИ по классу баяна»
по теме: «Технологическая карта открытого урока».
Вязьма, 2017
Технологическая карта открытого урока «Работа аккордеониста над раскрытием художественного образа музыкального произведения с использованием основных выразительных средств».
Преподаватель: Черникова Наталья Григорьевна
Ученик: Степанов Максим
Класс: 3 класс, ОП Народные инструменты, аккордеон 8-летний срок обучения
Дата:2017г.
Предмет: Специальность (аккордеон)
Тема открытого урока: «Работа аккордеониста над раскрытием художественного образа музыкального произведения с использованием основных выразительных средств».
Цель урока: расширение знаний учащегося и развитие творческого мышления.
Задачи:
Образовательные:
- обучить ученика анализировать музыкально-интонационные особенности исполняемых произведений;
- расширять знания в области музыкально-теоретического представления;
- учиться умению передачи образа исполняемого произведения;
Развивающие:
-развить умение анализировать нотный текст;
- развитие мелодического слуха;
-развитие эмоционального отношения к исполняемому произведению;
-развитие ритмической организованности;
Воспитательные:
- активизировать интерес к занятиям;
- воспитывать ассоциативное мышление;
8. Дидактические средства:
для преподавателя: нотный музыкальный материал, методическая литература.
для ученика: аккордеон, стул, нотный материал, подставка для ног, подставка для нот.
9 Методы обучения:
Словесный
Практический
Познавательный
10.Пояснительная записка к открытому уроку: «Работа аккордеониста над раскрытием художественного образа музыкального произведения с использованием основных выразительных средств».
Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа музыкального произведения. Способы и средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении. Основная цель музыканта заключается в том, чтобы проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его. Именно в этом, а не в изменении замысла композитора ради большей оригинальности или демонстрации своей виртуозности должно проявиться подлинное творчество и мастерство исполнителя. Честное воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства, не увлекает слушателя. Важнейшая задача исполнителя – это раскрытие художественного образа. И притом настолько естественно, в такой художественно убедительной форме, чтобы слушателю не казалось, что они ему навязываются. В работе над раскрытием художественного образа педагог не должен ограничиваться только нотной записью с реальными обозначениями. Важно донести до ученика сведения о композиторе, его творчестве, эпохе.
Начальный период работы над музыкальным произведением должен быть связан, прежде всего, с определением художественных задач и выявлением основных трудностей на пути к достижению конечного художественного результата, который завершается концертным выступлением. В своей работе мы подвергаем анализу содержание, форму, другие особенности произведения и эти познания облекаем в интерпретацию с помощью техники, эмоций и воли, т.е. создаем художественный образ. Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. Смысл и внутреннее строение музыкального образа во многом определяются природной материей музыки – акустическими качествами звука музыкального (высотой, динамикой, тембром, объемом звучания и т.п.). Интонация как носитель музыкально-художественной специфики выделяет музыку среди других искусств. Она предполагает опору на принцип ассоциативного сопряжения смыслов и несет эмоциональный характер конкретизации в музыкальном художественном образе. Выразительная, эмоциональная передача образного содержания должна прививаться учащимся на первых же уроках в музыкальной школе.
В большинстве музыкальных произведений мелодия – важнейшее выразительное средство. Поэтому работе над ней обычно приходиться уделять самое пристальное внимание. Этот процесс предполагает изучение ведущего голоса, вслушивание в него, стремление почувствовать его выразительность. В репертуар ученика необходимо вводить мелодии самых различных типов – песенные, танцевальные, и другие. Особое внимание следует уделить работе над певучими мелодиями. Мелодии этого типа приобщают к искусству пения на инструменте. Они являются лучшим материалом для развития навыков игры легато. Важно понять логику мелодического развития, ощутить движение мелодии, её кульминацию.
Для умелого использования основных выразительных средств необходимо приучать ученика к самоконтролю.
11.Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивация | Организационный этап. Вводная беседа .Создание условий для включения учащегося в работу. | Приветствие ученика. Создание комфортной обстановки и условий раскрепощения ученика. Проверка настроя учащегося к уроку, уточнение посадки за инструментом. Сообщение ученику темы и структуры урока. | Приветствие преподавателя. Ученик настраивается на выполнение задач поставленных учителем. Активизирует внимание, настраивается на работу. |
2. | Актуализация знаний | Проверка домашнего задания. Подготовка игрового аппарата: игра гамм До, Соль Мажор каждой рукой, разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе; Исполнение произведения И Дунаевского «Колыбельная» , р.н.п. в обработке Г.Бойцова «Пойду ль я , выйду ль я». | Выявление творческих способностей является основной задачей педагога. Воспитывать творческое отношение к работе над техническим и художественным развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков. Чем выше технические возможности ученика, тем шире диапазон в работе над раскрытием художественного образа музыкального произведения. Представление исполнительских, технических возможностей ученика через исполнение гамм и музыкальных произведений:И.Дунаевский «Колыбельная», р.н.п. в обработке Г.Бойцова «Пойду ль я. выйду ль я». | 1. Ученик готовит аппарат, проигрывая гаммы разными щтрихами, используя динамические оттенки, каждой рукой отдельно. 2.Исполняет произведение И, Дунаевского «Колыбельная» ,р.н.п. в обработке Г.Бойцова «Пойду ль я , выйду ль я».учитывая их характер, соблюдая щтрихи и динамические оттенки. |
3. | Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы: тема и цель урока | Рассказ преподавателя о проблемах использования основных средств выразительности при работе над музыкальным произведением. Умение вести мелодическую линию произведения , грамотно делать динамические оттенки. Умение использовать средства музыкальной выразительности и в аккомпанементе, тем самым до конца раскрывая музыкальный образ исполняемого произведения. Необходимость развития у ученика творческого мышления. | Учитель играет в ансамбле с учеником партию правой руки произведения И. Дунаевского «Колыбельная». Тем самым позволяя уделить внимание аккомпанименту. Он требует ритмической точности, согласования нюансов, фразировки, баланса звучания, умения охватить характер и настроение произведения. Способ игры в ансамбле с учителем помогает сконцентрироваться непосредственно на партии левой руки и добиться нужного результата. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» богата штрихами. Велась работа над их чётким и точным исполнением. | 1. Ученик анализирует свою игру. 2.Вместе с учителем определяет направление работы над произведениями. 3.Внимательно слушает информацию, анализируя её применительно к себе. 4. Далее концентрируется на обозначенной проблеме урока. 5. Готовность применять умения и навыки, полученные на уроке. |
4. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия, достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для ученика допустившего ошибку, предоставить возможность её исправить
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап применения знаний и способов действий. Цель: ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. При проведении самостоятельной работы в классе ученик должен проверить - всё ли он понял, усвоил ли новый материал. В этом случае для ребёнка необходимо создать ситуацию успеха. Необходимые условия проведения самостоятельной работы – самоконтроль и самооценка. 2. Небольшой опрос ученика о средствах музыкальной выразительности встречающихся в данных произведениях. 3.Организация работы с текстами произведений: - анализировать музыкально-интонационные особенности исполняемых произведений; -ощущение единой мелодической линии; -применение практических знаний, относительно динамических оттенков. Учитель даёт задание ученику проиграть «Колыбельную» , и р.н.п. «Пойду ль я . выйду ль я» двумя руками вместе, с учётом приобретённых знаний на уроке. | 1. Внимательно слушает задания, активизирует мышление. 2. Настраивается на практике применять знания, накопленные в процессе совместной с преподавателем работы с нотными текстами за инструментом. 3. Готовится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. 4. Ставит перед собой цель справиться с заданиями на основе имеющегося запаса знаний. 5. Готовится анализировать нотный текст, сравнивать, делать выводы, планирует свою деятельность, применяет знания теоретической базы и демонстрирует результат. 6. Самостоятельно выполняет действия по заданному алгоритму. 7. Работает индивидуально и в паре с преподавателем. 8. Сотворчество с преподавателем, контроль и коррекция своих действий в работе над произведением. 9. Вступает в диалог с преподавателем во время работы, отвечает на вопросы, рассуждает, демонстрирует практические навыки на инструменте. 10. Взаимодействует в практической и теоретической деятельности с преподавателем, учитывает и координируют свои действия. 11. Контролирует правильность выполнения заданий, осознает качество и уровень усвоения материала. 12. В ситуации затруднения регулирует свою деятельность. 13. Проявляет познавательную инициативу. Контролирует свои действия. |
5. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Создание художественного образа музыкального произведения является высшей целью музыканта. Важнейший аспект работы над произведением – анализ его содержания. Понимание учеником образа произведения, самостоятельный поиск средств музыкальной выразительности, способов достижения результата – путь к самостоятельной творческой деятельности, к эмоциональному, выразительному исполнению произведений. Работа над музыкальными произведениями непосредственно повышает уровень овладения практическими знаниями и умениями ученика. Подведение итога урока | Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу на будущее. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими: Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата? В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы ученика, полезность выбранных форм работы. | 1.Определяет степень своего продвижения к цели. 2. Осознает значимость применения полученных умений и навыков по чтению с листа. 3. Выражает готовность использовать полученные навыки в практической деятельности обучения игре на инструменте. 4. Планирует дальнейшую работу . 5. Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
6. Проводит самооценку. |
6. | Домашнее задание. | Запись домашнего задания в дневник. Диалог преподавателя с учеником. | Учителем предлагается закрепление приобретённых знаний на уроке при выполнении домашнего задания. Учитывая некоторые затруднения в исполнении некоторых тактов, предлагается отдельно поработать над ними. | 1. Определяет степень соответствия своих умений, навыков, знаний для выполнения домашнего задания. 2.Проявляет готовность самостоятельного применения знаний полученных на уроке. 3.После преодоления некоторых технических трудностей, продолжить работу над раскрытием художественного образа произведений. |
Используемая методическая литература:
А.Судариков. «Исполнительская техника баяниста».
Ю. Акимов. «Баян и баянисты».
П. Говорушко «Основы игры на баяне».
В. Лушников «Хрестоматия аккордеониста».