Задает учащимся наводящие вопросы комментирует, направляет работу учащихся. Принцип хранения информации в ЭВМ и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла. Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример. Пример: Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения. – Как выглядит камера хранения? В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял. В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе. В информатике существует 2 определения файла. Определение 1. Файл – логическая единица хранения информации. Определение 2. Файл - это упорядоченная совокупность данных, хранимая во внешней памяти и занимаемая именованную область внешней памяти. В процессе обработки файл рассматривается как единое целое, которое имеет имя. Файловая система – функциональная часть операционной системы, которая отвечает за хранение данных на внешнем носителе и обмен данных между внешними носителями. Рассказ учителя о каталоге. Кластер – это минимальный адресуемый блок дисковой памяти для записи чтения данных на винчестере. Что такое имя файла? Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами. Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека. Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и тепа. Имя файла - имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /:*?"|. Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение". Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов. Тип | Значение | *.exe или *.com | Исполнительные файлы (запускает программу) | *.sys, *.drv | Системные файлы | *.doc, *.txt | Файл содержит текстовую информацию | *.bmp, *.jpg, *.gif | Файл содержит графическую информацию | *.avi | Файл содержит видеоизображение | *.wav, *.mp3, *.mid | Файл содержит звуковую информацию | *.bac, *.pas | Файлы на языке программирования | *.zip, *.rar | Архивные | Типы файловой системы. (Рассказ учителя о одноуровневых и многоуровневых файловых системах.) Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows). Каталог (директория) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске). Можно провести аналогию с книгой: Книга | Диск | Оглавление | Каталог | Содержание | Область хранения файлов | Страницы | Сектора | Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом Одноуровневая  Многоуровневая  Путь к файлу. Демонстрирует ЭОР2. Рассмотрение иерархической файловой системы. Графическое изображение файловой структуры называется древом. Работа с файлами (Приложение 1): основные операции с файлами, маска имени файла. | Учащиеся участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся записывают определения в тетрадь Учащиеся записывают определение в тетрадь Заполнение таблицы в рабочих тетрадях Запись схемы в тетрадь Учащиеся записывают в тетрадь | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Выделение и осознание собственного опыта. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем Личностные: Ориентация в межличностных отношениях |
Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc | Выполняют алгоритм - физкультминутку | |
1. Работа по карточкам (Приложение 2) 2. Практическая работа (Приложение 3) На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки. C:\Информатика\Урок\Конспект.doc C:\Новый год\Елки2.mp3 C:\Рисунки\Пингвин.jpg Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы. | Выполняют задание в тетради Учащиеся выполняют задания на компьютерах. | Познавательные:Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу, Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности Личностные: Самоопределение, смыслообразование |