СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы по теме Ф.И. Тютчев "Листья". Листья как символ краткой, но бурной жизни

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»



Технологическая карта урока литературы

Предмет Литература

Класс 6

Тема урока: Ф.И. Тютчев. «Листья». Листья как символ краткой, но яркой жизни.

Цель: продолжить знакомство с творчеством русского поэта Ф. И. Тютчева.

Задачи:

-познакомить обучающихся с философским стихотворением «Листья»; почувствовать связанные с ними настроения лирического героя;

-обучать выразительному чтению через прием театрализации;

-создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся;

-развивать умение находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства;

-воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе, Родине.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся: работа в парах, беседа, театрализация.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование навыков взаимодействия в паре.

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию об изобразительно-выразительных средствах в художественной литературе.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения, уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, выразительным чтением стихотворных произведений.

.Оборудование: портрет поэта, мультимедийная презентация, картинки с изображением времен года, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, разноцветные листочки, цветные карандаши (мелки), текст, учебник, тетрадь, музыкальные файлы, оценочный лист.



Тип урока: урок – исследование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организациоый момент


- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие

Приветствие учителя


Личностные: формирование мотивации самосовершенствованию

Проверка домашнего задания

  1. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»

  2. Чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»


Предметные: научиться владеть навыками устной монологической речи, выразительным чтением стихотворных произведений.

Актуализация знаний

Стадия «Вызов»

Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:

«Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

«Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

«Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)

«Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

«Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

- Кто автор этих стихотворений?

(Ф.И.Тютчев)

-Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.

-Где родился Тютчев?

-Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?

-Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?

-Когда Тютчев становится по-настоящему известным

-Темы произведений

- Попробуйте сформулировать тему и задачи урока.

Слушают учителя, определяют автора стихотворения

Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи,- планирование,

Объявление темы и постановка  целей урока



Ф.И. Тютчев «Листья».

- На что похожи падающие листья?

- Ребята, как вы думаете , листья – живой организм?

Их жизнь не похожа на человеческую жизнь?



Совместно с учителем формулируют тему урока и цель урока






Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Усвоение новых знаний

  1. Слово учителя

В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

2. Прослушивание стихотворения “Листья” 

3. Словарная работа.

Зефuры – легкие, теплые ветры. 
Буйные ветры – сильные, стремительные ветры.
С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).

4. Аналитическая беседа по стихотворению

- Определите тему стихотворения.

- Каким настроением пронизано произведение?

- Какое слово является ключевым? (Листья)

- Каков интонационный строй стихотворения?(Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость)

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.Жанр – элегия

-Стихотворение состоит из 4 строф. О чем первая строфа?

-Центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”. Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет “тощая” звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни.

- Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”?(Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться).

- Найдите слова, отражающие цвета.(“Зелень”, “не желтеет”. Однообразие, от которого становится скучно).

- С какой целью автор повторяет слово “ввек”?(Слово “ввек” означает никогда)

 - О чем вторая строфа?


 -Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”.

- Возьмите цветные карандаши и подчеркните в этой строфе все глаголы. Прочитайте подчеркнутые слова.

Цветем, блестим, гостим, были, играли, купались.

- Как живет это “легкое племя”?

-Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное”.

- Обратите внимание на постановку знаков препинания. С какой целью автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы?(Тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о

- Какой прием использует поэт в первых двух строфах?(Антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен)

-Картина изменяется в третьей строфе, меняется ли настроение?

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Нет. Наступает другое время года (противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели. И словно в протест звучат вопрос: “Так что же…?” И тут же резкий ответ: “Не лучше ль…!” Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.

- Подчеркните глаголы в данной строфе. Какое слово выбивается из ряда?

Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зову листья и зачем?



VI. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

1. Определение размера в этом стихотворении. 

(Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм).










В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.




Пересказывают каждую строфу


Определяют настроение

Заполняют таблицу
















Работа в парах: Работа с таблицей













В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?»




Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию об изобразительно-выразительных средствах в художественной литературе.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.








Рефлексия

VI. Рефлексия.

– Что особенно запомнилось?

– Чему научились на уроке?

-В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок?

Синквейн.

Листок:


Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева, Яркие картины Глаголы, подчёркивающие эти картины Олицетворение Метафора Эпитеты Сравнение 

Регулятивные УУД: самооценка

Задание на дом

VI. Информация о домашнем задании: подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева, доработать таблицу; написать мини-сочинение на тему «О чем рассказал мне сорвавшийся листок».












Работа с таблицей

Композиция, план событий

Динамичность (глаголы)

Художественные средства, создающие образы

Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)

1 строфа.




2 строфа.




3 строфа.




4 строфа.








Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________

Критерии

Мои комментарии

Оценка  (1-5 баллов)

Готовность к уроку



Активность на уроке



Личный вклад в работу пары















Работа с таблицей

Композиция, план событий

Динамичность (глаголы)

Художественные средства, создающие образы

Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)

1 строфа.




2 строфа.




3 строфа.




4 строфа.






Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________

Критерии

Мои комментарии

Оценка  (1-5 баллов)

Готовность к уроку



Активность на уроке



Личный вклад в работу пары