Актуализация знаний | Стадия «Вызов» Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений: «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера) «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит) «Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора) «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..) «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом) - Кто автор этих стихотворений? (Ф.И.Тютчев) -Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев. -Где родился Тютчев? -Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева? -Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу? -Когда Тютчев становится по-настоящему известным -Темы произведений - Попробуйте сформулировать тему и задачи урока. | Слушают учителя, определяют автора стихотворения | Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи,- планирование, |
Усвоение новых знаний | Слово учителя В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа. В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе. 2. Прослушивание стихотворения “Листья” 3. Словарная работа. Зефuры – легкие, теплые ветры. Буйные ветры – сильные, стремительные ветры. С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать). 4. Аналитическая беседа по стихотворению - Определите тему стихотворения. - Каким настроением пронизано произведение? - Какое слово является ключевым? (Листья) - Каков интонационный строй стихотворения?(Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость) Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.Жанр – элегия -Стихотворение состоит из 4 строф. О чем первая строфа? -Центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”. Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет “тощая” звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни. - Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”?(Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться). - Найдите слова, отражающие цвета.(“Зелень”, “не желтеет”. Однообразие, от которого становится скучно). - С какой целью автор повторяет слово “ввек”?(Слово “ввек” означает никогда) - О чем вторая строфа? -Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”. - Возьмите цветные карандаши и подчеркните в этой строфе все глаголы. Прочитайте подчеркнутые слова. Цветем, блестим, гостим, были, играли, купались. - Как живет это “легкое племя”? -Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное”. - Обратите внимание на постановку знаков препинания. С какой целью автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы?(Тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о - Какой прием использует поэт в первых двух строфах?(Антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен) -Картина изменяется в третьей строфе, меняется ли настроение? Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! Нет. Наступает другое время года (противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели. И словно в протест звучат вопрос: “Так что же…?” И тут же резкий ответ: “Не лучше ль…!” Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование. - Подчеркните глаголы в данной строфе. Какое слово выбивается из ряда? Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию. – Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зову листья и зачем? VI. Выразительное чтение стихотворения обучающимися. 1. Определение размера в этом стихотворении. (Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм). | В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Пересказывают каждую строфу Определяют настроение Заполняют таблицу Работа в парах: Работа с таблицей В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер. Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?» | Коммуникативные: -слушать собеседника, строить высказывания, Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию об изобразительно-выразительных средствах в художественной литературе. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. |