СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид. Критерии вида».

Тип урока – изучение нового материала

Данная катрта урока поможет сформировать понятия «вид», «критерии вида»; продолжить формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- дать определение понятию «вид»,

- раскрыть сущность основных критериев вида;

- познакомиться с историей развития взглядов на вид в биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«технокарта»


Технологическая карта урока.


Предмет – биология

Класс – 11

Тема - «Вид. Критерии вида».

Тип урока – изучение нового материала

Цель урока – сформировать понятия «вид», «критерии вида»; продолжить формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- дать определение понятию «вид»,

- раскрыть сущность основных критериев вида;

- познакомиться с историей развития взглядов на вид в биологии.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять информацию в виде схем, таблиц.

регулятивные: планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самопроверку, взаимопроверку.

коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, организовывать учебное взаимодействие в группе.

3. Личностные: самооценка.

__________________________________________________________________________________________

Основные понятия: вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический.этологический; ареал; популяция.

__________________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- мультимедийный проектор, компьютер, рабочие листы для учащихся, гербарные листы с растениями разных видов (для лабораторной работы), картинки по зоологии; раздаточный материал « Заяц – беляк и заяй – русак»; раздаточный материал «Критерии вида»; инструктивные карточки.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе.


Готовятся к уроку


1 мин.

2 этап.

Мотивация


Демонстрирует картинку»Бурый медведь», задает вопросы:

- Назовите это животное.

- Какое из двух слов относится к родовому названию, какое – видовому?

-Назовите другой вид животного этого же рода?

Демонстрирует картинку»Белый медведь».

Укажите черты сходства и различия этих животных?






- слушают;

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;











2 мин

3 этап.

Актуализация знаний.

Предлагает выполнить задание

На раздаточных карточках изображения животных: Лисица обыкновенная (2 карточки); Ёж обыкновенный; Ёж ушастый; Заяц-беляк; Заяц-русак; Медведь белый; Медведь бурый.

Подсчитайте количество особей, видов и родов.

Работают с раздаточным материалом; отвечают на вопросы; делают выводы.

Ответы: особей -8; видов-7; родов-4.

Предполагаемые выводы:

Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура.

Сходные виды объединяются в один род.


2 мин.

4 этап. Целепола-

гание.


- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).


Цели урока: после урока вы сможете

-дать определение понятию «вид»;

- раскрыть сущность признаков (критериев) вида.


Учащиеся формулируют цели урока (записывают в листы), отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока?»,

«В каком случае можно считать, что цели будут достигнуты?»


2 мин


- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий




5 этап. Изучение новой темы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


время

1.История взглядов на вид в биологии.

Предлагает послушать сообщение.


С

Слушают подготовленное одним из учащихся сообщение .

Сравнивают взгляды на существование видов в природе К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

3мин




2.Определение вида.




Даёт определение вида из биологического энциклопедического словаря: «Вид- совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических и других признаков, и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.»

Предлагает сравнить это определение с тем, что даётся в учебнике.

Просит пояснить понятия, которые встречаются в данном определении вида.

Сравнивают определения.

Записывают определение вида в рабочем листе.

Поясняют понятия «Ареал»; «Популяция»

5мин




3. Критерии вида



Создает проблемную ситуацию.

Порой самые опытные биологи заходят в тупик, определяя принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Почему так происходит, существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы разрешить все сомнения?



Организует выполнение лабораторной работы «Морфологический критерий вида»




Организует самостоятельную работу в группах по изучению критериев вида





Предлагает представителям групп прокомментировать заполнение таблицы «Критерии вида».

Дают определение критериев вида.


Заполняют схему «Критерии вида»









Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой и гербарными образцами растений.


Изучают критерии вида пользуясь текстом учебника и альтернативными источниками информации (Раздаточный материал «Критерии вида»).


Заполняют таблицу «Критерии вида»

4 мин












10 мин






5 мин






5 мин


6 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.




7 этап. Рефлексия


Предлагает:1. Ознакомится с текстом «Заяц-беляк и заяц-русак»

2.Ответить на вопрос: «Какие критерии вида использованы при описании зайцев?» 3. Обосновать свой ответ.









Работают с текстом, анализируют, отвечают на вопросы с объяснением своего ответа.






Самооценка.










3 мин.










2 мин.








8 этап. Домашнее задание

Пар.5

Выполнить задания рубрики «Интересные факты»


Записывают дом. задание

1 мин.








Просмотр содержимого документа
«Приложение1»


Приложение1

Рабочий лист

Фамилия, имя ____________________________________________________________

1.Тема урока­­­­­­­­­­­­ _____________________________________________________________

2. Цель урока _____________________________________________________________

3.Вид-____________________________________________________________________



4. Критерии-_______________________________________________________________


5. Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Цель работы:

Оборудование: гербарий или живые экземпляры растений 2 разных видов (клевер луговой, клевер ползучий; лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая; полынь горькая, полынь обыкновенная).

Ход работы:

1. Рассмотрите растения. Охарактеризуйте особенности внешнего строения их основных органов (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

2. Результаты исследований занесите в таблицу:

Признаки для сравнения

Объект1

Объект2

Сходство

Различия


Стебель (высота,форма,тип)








Лист (форма,окраска,вид,

жилкование,листорасположение)







Тип корневой системы








Соцветие







Цветок








Плод







Семена








3. Сделайте выводы:






6 . Критерии вида











7. Заполните таблицу:



Критерии вида

Суть критерия

Недостатки,исключения

Морфологический





Генетический




Физиологический




Биохимический




Экологический




Географический




Этологический







9.Рефлексия. Закончите предложения:

-Я хорошо усвоил, что...


-Теперь я смогу сам и научу других...


-Меня удивило, что...

-Мне пригодится в дальнейшем...



В графу «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей.

В графу «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая показалась бесполезной.

В графу «вопрос» запишите, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«+»

«-»

?














































Приложение2

Морфологический критерий. Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного.
Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров (6 видов-двойников), дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов –двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17, чёрная крыса (2 вида с 38 и49 хромосомами). Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлено, что у вида может быть много форм, морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Генетический (цитоморфологический) критерий. Иногда, среди очень похожих особей обнаруживаются группы, которые не скрещиваются между собой. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип- определённый набор хромосом (количество, форма, размер, строение, состав ДНК). Особи разных видов имеют разные наборы хромосом. Различное число хромосом в кариотипе разных видов обеспечивает генетическую изоляцию при межвидовом скрещивании, потому что вызывает гибель гамет, зигот, эмбрионов или приводит к рождению бесплодного потомства (лошак - гибрид коня и ослицы). Именно использование генетического критерия позволяет надежно различать виды-двойники. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Например, некоторые виды семейства бобовых имеют 22 хромосомы (2п = 22). Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций (поли- или анеуплоидия). Например, ива козья может иметь диплоидное (38) или тетраплоидное (76) число хромосом.



Физиологический критерий.Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Физиологический критерий отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые биологические ритмы (периоды спячки или миграции). Например, у двух близких видов плодовой мушки дрозофилы половая активность наблюдается в разное время суток: у одного вида - по утрам, у другого - в вечерние часы. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Однако, встречаются исключения. Например, собаки могут давать потомство при спаривании с волком. Плодовиты могут быть гибриды некоторых видов птиц (канарейки, зяблики), а также растения (тополь, ива). Т.о. этот критерий тоже недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

Биохимический критерий позволяет различать виды по составу и структуре определенных белков, нуклеиновых кислот и др. Особи одного вида имеют сходную структуру ДНК, что обусловливает синтез одинаковых белков, отличающихся от белков другого вида. Вместе с тем у некоторых бактерий, грибов, высших растений состав ДНК оказался очень близким. Следовательно, есть виды-двойники и по биохимическим признакам.

Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя свойственные ему функции в определенном биогеоценозе. Он характеризуется

определенными формами взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы, т. е. теми условиями, в которых этот вид встречается в природе. В Техасе близкие виды дуба растут на разных почвах: один вид

встречается только на известняковой почве, другой - на песчаной, а третий растет на выходах магматических пород. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологической приуроченности. К ним относятся многие сорные растения, а также виды, находящиеся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.

Географический критерий основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию, называемую ареалом. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным. Однако огромное число видов имеет накладывающиеся или перекрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши всех континентов или океана (например, растения — пастушья сумка, одуванчик лекарственный, виды рдестов, ряски, тростника, животные-синантропы — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха). Поэтому географический критерий, как и другие, не является абсолютным. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Этологический критерий. Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвержение попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химических, тактильных, механических и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, частота, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания ( по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

















































Приложение 3



Задания на закрепление:

Задание 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

ПРИЗНАКИ:

1) тело покрыто мантией

2) раковина имеет две створки

3) обитает в пресных водоёмах

4) кровеносная система
незамкнутая

5) питается, фильтруя воду

6) это донное, малоподвижное
животное


КРИТЕРИИ ВИДА

A) морфологический
Б)экологический

B) физиологический


Задание 2. Определите, какие из предложенных
суждений являются правильными, а какие — неправильными. Аргументируйте свои ответы.

1) Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия.

2) Нерест рыб — сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.

3) Как известно, у вида Homo sapiens хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке — 23. Данное явление относится к биохимическому критерию.

4) Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида.

5) Одуванчик обыкновенный обитает и в лесу, и на лугах. Это пример экологического критерия.



Задание3. Какие критерии использованы при описании?

 

1. Береговая ласточка. Верх головы, шеи, спина, крылья, хвост и полоса поперёк груди серовато—бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой. Какой критерий вида использован при описании этой птицы? 


2. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, Дании и Польши на западе до Монголии, Приморского края и Китая на Востоке. Всюду на этой территории редок, часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Какой критерий вида использован при описании? 


3. Малый, или тундровый лебедь для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины. Какой критерий вида использован при описании? 


4. Установлено что под названием «чёрная крыса» встречаются особи с 38 и 42 хромосомами и они не могут скрещиваются между собой. О каком критерии идет речь?


5. Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. В природе же они не скрещиваются, т. к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?


6. Две породы кроликов имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, так как отличаются по времени полового созревания. Каким критерием следует руководствоваться?


7. Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть. Какие критерии использованы при описании медведя? 


8. В природе все виды клюквы растут в сырых местах: на переходных и верховых болотах, в сфагновых хвойных лесах, иногда — по заболоченным берегам озёр. Клюква весьма светолюбива, но не требовательна к минеральному питанию. Какой критерий вида использован при описании. 


9. Плоды малины содержат до 11 % сахаров (глюкозу, фруктозу), следы эфирного масла, пектиновые и белковые вещества, слизь; витамины; 1—2 % органических кислот (яблочная, лимонная и др.), спирты, до 0,3 % дубильных веществ. Какой критерий вида использован при описании. 























Рубрика «Интересный факт»


Правда ли, что ворон муж вороны?

Ворон — один из наиболее крупных представителей семейства вороновые, весит от 0,8 до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног у него однотонного черного цвета.

Встречается ворон почти по всей Европе, Азии, исключая Юго-Восточную, в Северной Африке и Северной Америке. Повсеместно он ведет оседлый образ жизни.

Ворон - всеядная птица. Основной его корм - падаль, которую он чаще всего находит на свалках. Поедая падаль, он выступает как санитарная птица. Кормится он также грызунами, яйцами, и птенцами, рыбой, различными беспозвоночными животными, а местами и зёрнами хлебных злаков.

Ворона по общему телосложению напоминает ворона, но значительно мельче его: весит от 460 до 700 г.

Описываемый вид интересен тем, что по окраске оперения распадается на две группы: серую и черную. Серая ворона имеет хорошо известную двуцветную окраску: голова, горло, крылья, хвост, клюв и ноги черные, остальное оперение серое. Черная ворона вся черная, с металлическим синим и пурпуровым блеском.

Серая ворона широко распространена в Европе, Западной Азии, черная – в Центральной и Западной Европе.

Населяет ворона опушки и окраины лесов, сады, рощи, заросли речных долин, реже скалы и склоны береговых обрывов. Это частично оседлая, частично перелётная птица.


Правда ли, что заяц-русак – это заяц-беляк зимой?

Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи.

Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. А на юге он вовсе не меняет окраски.

Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. У беляка лапы широкие, с густымопушением чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы.

Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. Уши короче, чем у русака. Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.















Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Цель работы:

Оборудование: гербарий или живые экземпляры растений 2 разных видов (клевер луговой, клевер ползучий; лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая; полынь горькая, полынь обыкновенная).

Ход работы:

1. Рассмотрите растения. Охарактеризуйте особенности внешнего строения их основных органов (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

2. Результаты исследований занесите в таблицу:

Признаки для сравнения

Объект1

Объект2

Сходство

Различия


Стебель (высота,форма,тип)








Лист (форма,окраска,вид,

жилкование,листорасположение)







Тип корневой системы








Соцветие







Цветок








Плод







Семена








3. Сделайте выводы: