I. II. | Организационный момент, создание мотивации на предстоящую деятельность. Выход на тему и задачи урока в сотворчестве с учащимися. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Урок начинается с взаимного приветствия учителя и учащихся. Создаёт эмоциональный настрой на урок, читая стихотворение «Приглашение в сказку». Используя ЭОР, предлагает посмотреть фрагмент художественного фильма. После просмотра предлагает ответить на вопросы: Уч. 1- Узнали героев? Кто это? - В каких произведениях мы встречаемся с этими героями? - К какому жанру относятся эти произведения? - А кто автор этих сказов? Уч. 2: - Ребята, давайте попробуем сегодня на уроке соединить душу писателя, проявляющуюся в его талантливом слове, и душу художника с его умением видеть красоту в окружающем нас удивительно прекрасном мире и воплощать это в своих работах. Уч. 1: - То есть соединим два урока: внеклассного чтения и изобразительного искусства, как две души: писателя и художника. - Какова же тема нашего урока? - Сформулируйте учебные задачи урока. (дети выдвигают версии, затем демонстрируется слайд презентации 2, учащиеся читают хором по группам). | проверяют своё рабочее место приветствуют учителей и гостей слушают учителей смотрят видеофрагмент включаются в диалог предполагают, затем читают по слайду презентации 2; выдвигают версии, затем демонстрируется слайд презентации 2, учащиеся читают хором по группам | Личностные УУД: обогащать чувственный опыт ребёнка; Коммуникативные УУД: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог Регулятивные УУД: развивать способности формулировать тему и учебные задачи урока; |
III. | Работа над темой урока в сотворчестве с учащимися через фронтальную работу, работу в статичных группах, парах. Самостоятельная парная и групповая работа учащихся. | Уч. 1 обращает внимание учащихся на актуальность обращения к сказам П.П. Бажова, предлагает заранее подготовленным учащимся выступить с сообщениями о жизни и творчестве писателя, затем задаёт уточняющий вопрос: - Что вас заинтересовало в биографии Бажова? Уч. 1 рассказывает легенду о появлении на Земле Уральских гор и плавно переходит к работе по группам. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, исходя из тех учебных задач, которые мы с вами определили. У нас будут работать 4 группы: теоретики, чтецы, исследователи, критики (ставит карточки с названиями групп). - Вспомним правила работы в группе - Тогда вперёд, за работу! (учитель звенит в звоночек) Уч. 1 предлагает выполнить задания по карточкам. Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок, мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха. | слушают учителя слушают выступления одноклассников отвечают слушают учителя дети называют основные, затем берутся за руки и хором каждая группа в своём темпе произносит девиз, который часто звучит на уроках: Вместе не страшно! Вместе не тесно! Вместе легко И всегда интересно! Учащиеся взаимодействуют друг с другом в статичных группах, парах. | Коммуникативные УУД: формировать умения строить речевые высказывания, грамотно выступать; Личностные УУД: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Познавательные УУД: формировать способности решать проблемы творческого и поискового характера; Коммуникативные УУД: формировать умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов), в статичных группах в режиме интерактивного обучения; Личностные УУД: формировать умения справляться с трудностями и добиваться поставленной цели; |
V. | Презентация выполненных заданий, углубление и обобщение изучаемого материала. | Уч. 1: - Слушаем отчёт о работе группы «Теоретиков» Уч. 1: - Мы свами прочитали сказы «Каменный цветок» и «Горный мастер» и наблюдали, что особые мастера были в почёте на Урале. - Откройте в своих книгах текст сказа «Каменный цветок». - Давайте вместе подумаем, почему Прокопьич выбрал Данилу для обучения своему мастерству? - Что изначально, от рождения было дано Даниле? Это почувствовал Прокопьич. - Найдите и прочитайте в тексте строчки, подтверждающие данную мысль. - А можно ли талант отнести к душевным богатствам человека? (начинаем собирать на доске цветок «Сокровища человеческой души» лепесток «Талант. Дар») - Почему Данилу считали особенным мальчиком? Каким он был с детства? - Найдите в тексте и прочитайте выразительно подтверждающие строчки. (лепесток «Наблюдательность») - Данило Недокормыш не побоялся первому мастеру по малахитному делу указать на ошибку. Как это его характеризует? - Группа «Чтецов» подготовила чтение по ролям отрывка, подтверждающего эту мысль (на доске лепестки «Смелость», «Честность») - Вспомните начало сказа «Данилушко дрожит весь, слёзы капают, а молчит. Закусил губёнку-то и укрепился…» Как это характеризует Данилу? - А как он работал? (лепесток «Терпение»). - Продолжим, каким ещё был Данила? - Какие цитаты можно подобрать? (дети читают выразительно) (лепесток «Трудолюбие»). - Что мучило Данилу, когда он стал мастером? Обратите внимание на название сказа «Каменный цветок» - А этот путь тяжёл «…хотел полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Поэтому-то Хозяйка Медной горы обращает внимание на Данилу Мастера, открывает ему свои секреты. Она почувствовала особый дар Данилы, приняла его на выучку, открыла перед ним свои несметные богатства, которые он сможет оценить. - Как это характеризует Данилу? (лепесток «Умение видеть красоту») - Посмотрите на доску, что у нас получилось? А в лепестках – сокровища человеческой души! Но, по-моему, не хватает ещё одной очень важной характеристики Данилы Мастера. Группа «Чтецов поможет определить её. - Почему же Данило ушёл от Хозяйки Медной горы? - А что означают последние слова Хозяйка Медной горы «чтоб остуды промеж вас не было»? (лепесток «Любовь и верность») - Какие душевные качества воспитывают в нас сказы Бажова? Какие уроки может извлечь современный человек, читая эти произведения? - А я добавлю: знайте, ребята, всё доброе всегда вознаграждается и возвращается к нам с большей силой, поверьте, не только в сказках, но и в реальной жизни! - Послушаем группу «Исследователей». От чьего лица ведётся повествование? - Какое задание было вам дано? -Спасибо, мне понравилось, когда вы читали выразительно, то старались передать особенности сказов Бажова. Мы, как будто, «окунулись» в ту эпоху. - Передаём слово группе «Критиков». Уч. 2: - Какое задание было у вас? - Действительно, согласитесь, ребята, гораздо приятнее брать в руки книгу, которая ярко, красочно иллюстрирована. И не случайно такое большое количество художников брались за иллюстрирование сказов П.П. Бажова. (берёт книгу с выставки и комментирует некоторые иллюстрации) | результаты работы презентует капитан, затем члены группы, группа «Теоретики» должна была поработать сначала в парах, затем совместно в группе выявить характерные отличия сказа и сказки работают с текстами сказов отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение читают выборочно читают выборочно читают отрывок по ролям читают выборочно отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение (изображение цветка) инсценируют отрывок отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение результаты работы презентует капитан, затем члены группы, группа «Исследователи» должна была поработать сначала в парах, затем совместно в группе дать современное толкование фразам с устаревшими словами, читают выразительно результаты работы презентует капитан, группа «Критики» должна была поработать с иллюстрациями книг с выставки, с иллюстрациями к сказам, помещённым в папке на рабочем столе нетбука учащихся и сделать выводы, пользуясь вопросами карточки слушают, участвуют в диалоге | Познавательные УУД: развивать воображение, внимание, память, речь, мышление; Предметные УУД: овладевать способностями распознавать жанровые особенности сказов П.П.Бажова; Регулятивные УУД: развиватьоперации мышления, сравнения, сопоставления, выделения,главного и обобщения информации; Коммуникативные УУД: формировать умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее;строить речевые высказывания, грамотно выступать; Познавательные УУД: осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации; Регулятивные УУД: развивать умения работать с информацией; Предметные УУД: углублять умение составлять характеристику героя; Регулятивные УУД: формировать способности подбора доказательств к информации; Предметные УУД: помочь детям почувствовать и понять образный язык художественного произведения; Коммуникативные УУД: формировать умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее;строить речевые высказывания, грамотно выступать; Личностные УУД: воспитыватьлучшиенравственные качества личности: доброту, трудолюбие, терпение, целеустремлённость на примере главных героев произведения; Коммуникативные УУД: формировать умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее;строить речевые высказывания, грамотно выступать; Познавательные УУД: развивать ИКТ– компетенции; Коммуникативные УУД: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог |
VI. | Самостоятельная индивидуальная работа учащихся. | Уч. 2: - А какие замечательные работы лежат у вас на партах! Давайте сегодня мы с вами попробуем соединить цвет и графическое изображение. И нарисовать свой неповторимый, удивительный каменный цветок. -Закройте, пожалуйста, глазки. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, представьте, каким будет ваш цветок. - Приступаем к работе. Подумайте, как будет располагаться лист, теперь отметьте размеры цветка, наметьте ось симметрии. Лёгкими движениями карандаша нарисуйте контур цветка. Прорисуйте детали (звучит классическая музыка). | дети представляют будущий рисунок рисуют | Познавательные УУД: развивать воображение, внимание, память, речь, мышление; Предметные УУД: учиться создавать иллюстрацию к сказам П.П. Бажова, соединяя различные техники рисования; |
VII. | Рефлексия деятельности, подведение итогов урока. | Уч. 2:- Давайте посмотрим, что у вас получилось - Молодцы! У вас получились великолепные, изящные цветы! Обращаю ваше внимание на яркость фона. Как важно, чтобы изображение цветка не потерялось, выбрать лёгкий, светлый фон. - А теперь, ребята, давайте оживим наш каменный цветок и подведём итоги урока. У вас на столах у каждого лежат по три лепестка разных цветов. Золотой лепесток означает: Я – мастер своего дела, всё понял, запомнил, у меня всё получилось, урок мне понравился. Серебряный лепесток означает: Я скоро стану мастером, мне чуть-чуть не хватает умений, но я старался, урок понравился. Синий лепесток означает: Я пока «хожу в учениках мастера», многое непонятно, трудно, на уроке чувствовал себя некомфортно. - Выбирайте лепесточек. Приглашаю к доске сначала девочек, а теперь мальчиков. Уч. 1: - Наш цветок получился и с золотом, и с серебром! А это значит, большинство ребят заинтересовал наш урок. Очень хочется, чтобы книги Бажова оставили у вас, ребята, добрую память. С творчеством этого замечательного писателя вы ещё встретитесь на уроках в средней школе. | учащиеся показывают свои работы учителю, затем гостям делают свой выбор, осуществляют самооценку выходят по очереди к доске, прикрепляют лепесток | Регулятивные УУД: формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; Предметные УУД: формировать познавательную мотивацию на основе творчества П.П.Бажова |