Познавательные УУД: находить и выделять необходимую информацию для выполнения какого-либо задания; понимать содержание текста.
(Чему учащиеся научатся: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию)
(Учащиеся научатся слушать и понимать других, выражать свои мысли, сотрудничать в группе)
(Какие ценностные ориентации будут формироваться, какие нравственные качества будут развиваться)
Основные понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.
Ресурсы: УМК “Школа России” учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 класс, 2 часть. 2023 г.
Рабочая тетрадь: _-______________________________________________________________
Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация, организация урока на основе деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологии, игровой технологии. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: проблемный, основанный на жизненном опыте учеников, словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические
(самостоятельная работа с карточками-заданиями), а также частично – поисковый метод изучения нового материала (работа в парах с учебником, приём кроссенс). Усвоению материала урока способствовали задания на деятельностной основе: работа со схемами, определение сторон горизонта. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, дифференцированная - (домашнее задание было предложено на выбор, по степени сложности). На уроке развивались коммуникативные навыки, средства мультимедиа и задания способствовали развитию познавательных процессов. В течение урока прослеживалась атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик». Урок достиг поставленной цели.
______________________________________________________________________________ (что удалось, что не удалось, что нужно изменить в планировании следующих уроков)
Ход урока: |
Этап урока | Цель данного этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Формы организации | УУД, Планируемые результаты |
1 этап Организационный ( 2мин ) | - выработать на лично-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебных действий | - Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут, Ирина Олеговна. - Как вы думаете, почему на урок я пришла с рюкзаком, зачем я взяла с собой компас? - Я предлагаю и вам отправится в путешествие по нашей красивой и большой планете. Помашите мне рукой, кто готов отправиться в путешествие? А чтобы у всех во время нашего путешествия было хорошее настроение нужно улыбнутся друг другу, гостям. Ребята, я вам предлагаю взять с собой рюкзачки, они у вас лежат на парте и в течении урока мы их наполним знаниями, которые нам нужны для путешествия. - Мы будем с вами выполнять задания и проверять их по критериям кто выполнит задание без ошибок будет ставить !, кто допустит одну ошибку +, а кто допустит 2-3 ошибки, то ставит - | Рюкзак и компас нужны, чтобы отправиться в путешествие. Машут рукой. | Прием «Яркое пятно» Словесный: (беседа) | Фронтальная | Р: сохраняют учебную задачу и контролируют свои действия в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Л: включаются в учебную деятельность. |
2 -3 этап Актуализация знаний Целеполагание (10 мин) | -подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению нового способа действия | - Ребята, как называется наша планета, на которой мы живем? - Какую же форму имеет Земля? - Земля имеет форму шара, а уменьшенная модель земли глобус нам поможет в путешествии. -Ребята, давайте сегодня на уроке, мы порассуждаем, подумаем, узнаем…и посмотрим вокруг во время путешествия. Я думаю, много интересного мы увидим. - Как же мы назовём наш урок? - Наш урок мы так и назовём «Посмотри вокруг» - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового о земной поверхности. - А возвращение путешественников домой, ждали их родные, они смотрели вдаль на поверхность моря или суши. - Как же называется земная поверхность которую мы видим вокруг себя? - Предлагаю разгадать ребус, переверните листочки, которые лежат у вас на середине парты. - Кто из вас слышал слово горизонт? -Какая же цель нашего урока? Цель урока – узнать, что такое горизонт и линия горизонта, познакомиться со сторонами горизонта, научиться обозначать стороны горизонта на схеме и пополнить наши рюкзачки знаниями. | Наша планете называется Земля. Земля имеет форму шара. Посмотри вокруг - возникшие затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении способа действия-формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения ( чему учиться) | Словесный: (беседа) Практический: выполнение заданий. Самопроверка | Фронтальная Парная | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 этап Изучение нового материала. (12 мин ) | -построить новый способ действия -сформулировать умение его применять при выполнении задания, которое вызвало затруднение | - Как же называется земная поверхность которую мы видим вокруг себя? - Предлагаю посмотреть видео. - А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? - Если вы затрудняетесь, то что нам поможет? Рассмотрите фотографии в учебнике на с.70 и прочитайте текст под фотографиями. - Как называется линия, где небо как бы сходится с землёй? - Покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике. - Кто хочет показать линию горизонта на слайде? - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? Почему нельзя? Давайте сделаем вывод: горизонт ...- Линия горизонта... – Ребята, а эти знания нам пригодятся в путешествии? Возьмите из конверта голубые карточки, положите перед собой, слева прочитайте понятия, с которыми мы познакомились, а справа определение. Установите соответствие между понятием и определением - Давайте проверим, кто выполнил без ошибок, поставьте - !, кто допустил ошибку +. - Ребята, а эти знания нам пригодятся в путешествии? - Возьмите и положите карточки в рюкзачки. - Как же нам узнать, в какую сторону идти, чтобы не сбиться с пути? - А как нам вернуться домой, после путешествия? Давайте подумаем вместе, что нам может помочь? -Ребята, в старину морякам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? - Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться. - Ребята, а как они ориентировались? - Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро всходит с одной стороны, а заходит, садится с противоположной стороны. (показать как солнце движется по карте) -Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце всходит, где заходит? - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. - А как называется противоположное направление, откуда дуют холодные ветры? Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». Принято на картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. | Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя на суше или на море называется горизонтом. Нам поможет учебник. Линия горизонта Выполняют задание. Показ у доски. Земля имеет форму шара. это земная поверхность которую мы видим вокруг себя это линия, где небо как бы сходится с землёй Да Выполняют задание Самопроверка Днём по солнцу, ночью по звёздам Восток Запад Север | Словесный: (беседа) Практический: выполнение заданий. Взаимоконтроль. Самопроверка | Фронтальная Парная | Р:умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно строить речевое высказывание. К: умение выражать свои мысли. |
5 этап Первичное закрепление нового материала ( 5 мин ) | -усвоить учащимися новый способ действия | Если мы на карту прикрепим человечка, то голова у него будет направлена в сторону севера, ноги – в сторону юга, правая рука – на восток, а левая на запад. -Это четыре основных направления, их называют стороны горизонта. Физминутка. - Ребята, а человечек смотрит на вас и на наших гостей, давайте и мы сейчас встанем, представьте, что я стаю на севере, представьте, что вы смотрите на север, вытяните в сторону правую руку, какая это сторона горизонта? Вытяните левую руку. - Как вы думаете ваша рука направлена на какую сторону горизонта? - Повернитесь направо, вы сейчас смотрите в направлении какой стороны горизонта? - Какая сторона буде сзади вас? - Справа? - Слева? - Возьмите из конверта оранжевые карточки, положите перед собой. - Во время нашего путешествия пошёл дождь и в схеме одну сторону размыло дождём. Вам нужно соединив точки, дополнить схему и подписать стороны горизонта: север, юг, восток, запад. - Давайте проверим, кто выполнил без ошибок, поставьте - !, кто допустил ошибку +, а если 2-3 ошибки, то ставит - - Нам нужно знать стороны горизонта в путешествии? - Возьмите и положите карточки в рюкзачки. - Ребята, давайте нашему человечку поможем определить промежуточные стороны горизонта. Почему промежуточные, потому что они находятся между основными, между одной основной и между другой основной стороной. - Называют промежуточные стороны двумя словами и обозначить их двумя буквами. - Предположите, как могут называться промежуточные стороны горизонта? -Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком? - Назовите промежуточные стороны горизонта. СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток -Возьмите из конверта зелёные карточки. - Какие стороны горизонта на них не обозначены? Подпишите эти стороны в карточках. - Кто готов ответить, какие стороны подписал? - Давайте проверим, кто выполнил без ошибок, поставьте - !, кто допустил ошибку +, а если 2-3 ошибки, то ставит - - Нам нужно знать основные и промежуточные стороны горизонта в путешествии? - Возьмите и положите карточки в рюкзачки. | Восток На запад На восток Запад Юг Север | Словесный: (беседа) Практический: выполнение заданий. Взаимоконтроль. Самопроверка | Фронтальная Парная | П: умение осознанно строить речевое высказывание Р: оценивание качества и уровня усвоения К: слушать партнера; планировать учебное сотрудничество |
6 этап Обобщение и систематизация знаний ( 7 мин ) Самостоятельная работа | провести рефлексию (коллективную и индивидуальную) достижения цели пробного учебного действия | - Как вы думаете, зачем нужно знать стороны горизонта? - - Людям каких профессий нужны эти знания? - Ребята, а мы с вами тоже сегодня путешествуем, встаньте, вспомним, что я стою на севере, сделайте два шага на север. -Скажите, а сзади вас какая противоположная сторона горизонта? - Справа у вас, какая сторона горизонта? - А слева? - Повернитесь направо, теперь вы смотрите на какую сторону горизонта? - Сзади вас будет? - Справа? - Сева? - Как же нам вернуться назад? В какую сторону нужно повернуться? - Ребята, мы с вами путешественники, представьте, что пошёл дождь с грозой мы сбились с пути, чтобы нам понять в каком направлении двигаться дальше, нужно выполнить очень сложное задание, нужно заполните словами пропуски в предложениях, которые смыло дожём. Найдите это задание в конверте на розовой карточке, прочитайте, что нужно сделать. Заполните словами пропуски в предложениях. В помощь схема, которая лежит на парте. У вас три минутки, пока бежит песочек. - Давайте проверим, кто выполнил без ошибок, поставьте - !, кто допустил ошибку +, а если 2-3 ошибки, то ставит - - Нам нужно знать стороны горизонта в путешествии? - Возьмите и положите карточки в рюкзачки. | Для ориентирования в пространстве во время похода в лес. Лётчикам, геологам, космонавтам, путешественникам, туристам, волонтёрам. Юг Восток Запад На восток Запад Юг Север Направо – на Юг, сделать два шага и сесть на место. Если встать лицом к северу, сзади будет ______ , слева - ________, справа ________ . Если встать лицом к югу, сзади будет ______ , слева - ________, справа ________ | Словесный: (беседа) Практический: выполнение заданий. Самопроверка | Фронтальная Индивидуальная | П: умение осознанно строить речевое высказывание Р: оценивание качества и уровня усвоения К: слушать партнера; планировать учебное сотрудничество |
Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание ( 4 мин ) | оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать метод построения и границы применения нового способа действия | - Ребята, наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним, что мы узнали на уроке. Для этого вам нужно выполнить очень сложное задание, у вас на парте белый лист, переверните его, достаньте из конверта маленькие карточки разложите в квадратики и скажите что мы узнали во время нашего путешествия. Расскажите, что мы узнали? - Что такое горизонт? Нам нужно это для путешествия? - С чем мы познакомились? - Назовите основные стороны горизонта. - Как называются промежуточные стороны горизонта? - А эти знания нам нужны в путешествии? А где эти знания нам пригодятся в жизни? - Ребята, я думаю, если мы отправимся в путешествие с нашими рюкзачками, то оно будет интересным и никто не собьётся с пути. - Посмотрите на свои карточки, встаньте, те у кого все !, поставьте себе -5, , а если есть + и ! – 4, а если есть -, то нужно ещё раз прочитать ваши записи в рюкзачке путешественника и страницы 70- 71 в учебнике. Домашнее задание: в своих маршрутных листах «ДОМ -ШКОЛА -ДОМ» подписать стороны горизонта. Ребята надеюсь, что вам во время путешествия помогут ваши рюкзачки, которые мы наполнили знаниями. | соотносят цель и результаты учебной деятельности -фиксируют степень этого соответствия и намечают цели дальнейшей деятельности Узнали что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта (основные и промежуточные), ориентироваться можно по солнцу, звёздам, по компасу и внимательно смотреть вокруг. это земная поверхность которую мы видим вокруг себя | Словесный: (беседа) Практический: выполнение заданий. Самопроверка | Фронтальная Парная Индивидуальная | П: умение осознанно строить речевое высказывание Р: оценивание качества и уровня усвоения К: слушать партнера; планировать учебное сотрудничество |
тел.раб. 8 (3452) 39-02-33, +7 9123950270