Мотивация | Ребята, посмотрите, что лежит у меня на столе. Назовите эти предметы. Составьте предложение с этими словами. Охарактеризуйте это предложение. Можете ли вы назвать эти предметы одним словом или словосочетанием? Включите его в составленное ранее предложение. Чем оно отличается от первого предложения? Сформулируйте тему урока. | Составляют предложения. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. |
Актуализация знаний | Как вы думаете, что нам нужно повторить, чтобы добиться поставленных целей? Какие члены предложения являются однородными? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами? Из данного текста выпишите только предложения с однородными членами, подчеркните их, составьте схемы. Величайшее богатство народа – его язык. Тысячелетиями накапливаются, вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли. Наверное, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой не проявляется его ум. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Они перелетают из века в век. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие. Индивидуальное задание. Расставить знаки препинания в схемах: Ο и Ο и Ο Ο зато Ο Не только О но и О Как О так и О Ни О ни О ни О О и О О и О О и О О да О. Проверяем задание. | Отвечают на вопросы учителя. Выписывают предложения, выполняют задание. Выполняет индивидуальное задание. Проверка. Самооценка (про критериям в рабочих листах). |
Открытие нового знания | Мы повторили необходимые нам сегодня сведения. Перейдем к изучению нового материала. Эта тема не является для нас новой. В 5 классе мы уже работали с предложениями, в которых есть обобщающие слова. Сегодня мы расширим наши знания. Откройте учебники, прочитайте материал параграфа. Во время чтения отметьте, что вы уже знали по теме урока, что для вас является новым, что вам непонятно. Ответьте на вопросы: У глагола обобщить (обобщать) есть три значения: Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее. Придать общее значение чему-либо частному, единичному. Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов. Определите, с каким их этих значений связан термин обобщающее слово при однородных членах предложения. Чем могут быть выражены обобщающие слова? Каким членом предложения являются обобщающие слова? Вспомним цели нашего урока – научиться ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Для этого нам необходимо составить схемы предложений. | Читают теоретический материал, делают заметки. Отвечают на вопросы учителя. Составляют схемы предложений. |
Закрепление | Мы составили три схемы предложений с обобщающими словами. Из данных слов составьте три предложения, соответствующие каждой из схем. Звери, в наших, лоси, водятся, разные, волки, лесах, лисы. Следующее задание. Запишите предложения. Подчеркните в них однородные члены и обобщающие слова. Составьте схемы. В кулинарии используют разнообразные пряности: перец, гвоздику, корицу, кинзу, имбирь. Высушенные бутоны гвоздичного дерева добавляют в разные кулинарные изделия: маринады, бульоны, овощи, соусы. Компоты, пудинги, торты и пироги – эти сладкие блюда тоже готовятся с добавлением шляпок гвоздики. При выпечке хлебобулочных изделий: кексов, куличей, пирожных – используют ароматную корицу. Супы, тушеное мясо, холодцы, маринады – все эти блюда трудно представить без листьев лавра. С древних времен лавр считался символом победы, защиты, бессмертия и тайных знаний. Молодцы. А теперь поработаем в парах. Обратимся к рабочим листам. Парам первого варианта необходимо распространить предложения однородными членами, конкретизирующими указанные там обобщающие слова. Пары второго варианта подберут подходящие по смыслу обобщающие слова к рядам однородных членов. Следующее задание – схематический диктант. Прослушайте предложения и запишите только их схемы. В мешке дорожном простые вещи: консервы да хлеб. Распоряжения его всегда были быстрыми, точными, отчетливыми. Ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег. Все: деревья, трава, песок и даже одежда – подернулось инеем. Раньше всех на полях поспевает лесная ягода: малина и земляника. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли. Ель и сосна, клен и вяз – все растут дружно. Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение задания. Оцените работу. Самооценивание. | Составляют предложения. Записываю предложения. Объясняют постановку знаков препинания и орфограммы. Подчеркивают однородные члены. Составляют схемы. Выполняют задание в парах. Проверка. Самооценка. Составляют схемы предложений. Взаимопроверка по образцу. |