Актуализация и фиксирование натуральных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | Посмотрите на портрет поэта. С произведением какого автора мы будем сегодня знакомиться? Вспомните, что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина? Зимой 1825 г. Пушкин по приказу царя был сослан в далёкое и глухое село Михайловское за то, что в своих произведениях он смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Вместе с ним в ссылку поехала его няня Арина Родионовна. Место ссылки находилось вдали от столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним в это тяжёлое для поэта время. На картине художника Н. Н. Ге изображён приезд в Михайловское друга Пушкина Пущина. Но такие счастливые приезда друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта, ей он читал свои произведения, которые сочинял, пребывая в ссылке. В один из таких зимних вечеров Пушкин пишет стихотворение «Зимний вечер». В какое сего был сослан Пушкин по приказу царя? Кто поехал вместе с Пушкиным в ссылку? Кто приезжал к Пушкину в Михайловкое? | Сегодня мы будем читать произведение А.С. Пушкина Ответы детей. Рассматривание и беседа по картине. Чтение стихотворных строк со слайда. | Л2 П1 К2 Р2 |
Открытие новых знаний | Чтение стихотворения учителем. Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение? Прочитайте стихотворение про себя, отметьте непонятные слова. Словарная работа. О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворении? Подберите к слову буря слова близкие по значению. Слова близкие по значению называются синонимы. Они нужны для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи. Чтение текста стихотворения с анализом. 1 строфа С чем автор сравнивает бурю? А как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, животными, т. е. с живыми существами? Мы познакомились с ещё одним литературным «секретом», когда авторы с чем-либо сравнивают людей, явления природы, предметы. В литературе такой приём называется сравнением. Почему автор начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? 2 строфа О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? Как называет няню? Найдите эти слова в тексте. Какое настроение у Пушкина? 3 строфа Найдите слова, в которых Пушкин говорит о своём настроении в этой части. Прочитайте, как поэт обращается здесь к няне. С какой просьбой он обращается к няне? Зачем Пушкин просит няню спеть песню? 4 строфа Прочитаем последнюю часть и проследим, изменилось ли настроение поэта в конце стихотворения или осталось прежним? Подумаем вместе, случайно ли поэт так построил последнюю строфу. А для этого сравним первую часть с последней: одинаковые они по настроению? Для чего Пушкин написал это стихотворение? Стихотворение о чувствах человека называют лирическим. | Слушают стихотворение. Дети обмениваются своими мнениями. Читают стихотворение, отмечают непонятные слова. Разбирают смысл непонятных слов. Подбирают к слову буря слова близкие по значению. Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы. Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта. Читают самостоятельно, находят повторы. | П1 К2 Р1 |