1. Мотивирование к учебной деятельности | Учитель приветствует учащихся. | - Добрый день, ребята! - Каково ваше настроение? - Значительная часть задач, решаемых при помощи уравнений первой степени, может быть решена и чисто арифметически, хотя иногда гораздо более трудным путем. Задачи же, которые рассмотрим сегодня на уроке, как правило, совсем не поддаются арифметическому решению. | Оценивание готовности к уроку, и слушают учителя. | Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Учитель дает практическую задачу. | - Открывайте тетради, запишите число, классная работа. -Решить уравнение и укажите этапы его решения 6x-2х(x+3)=24 -Давайте решим следующую задачу. -Разберем условие задачи. Сколько ситуация описано в задаче? Какие? Как отразить это в таблице? - Какие величины описывают эти ситуации? -В каких единицах они измеряются? -Как отразить это в таблице? -Какие величины в задаче являются данными, искомыми, неизвестными? -Какие отношения между величинами указаны в задаче? -Существует ли зависимость между основными величинами? Какая? -Давайте начертим и заполним таблицу. - Какие отношения и зависимости можно использовать для составления уравнения в нашей задачи? -Значит, ч впишем в ячейку таблицы. - Значит, - =8(x-0.2) км Учитель фиксирует таблицу на доске, а дети в тетрадь. - Итак, все неизвестные величины мы выразили через данные и через х. Все ли данные в условии задачи величины или данные мы использовали? - Как записать это отношение в виде равенства? -Подставим в равенство полученное выражение, для s(л) и s(ш):8(х-0,2)+14х=11,6 км Учитель записывает на доске - Запишем это в решении: 0,6+(0,6-0,2)=0,6+0,4=1 ч | Записывают число, классная работа. Решают уравнение и указывают этапы: 1)раскрыли скобки 2)привели подобное слагаемое 3) решают квадратное уравнение Ученики решают задачу - 3 ситуации: движение по шоссе, движение по лесу, движение на протяжении всего пути, значит в таблице будет 3 строки с такими же названиями. -движение описывают 3 величины: скорость, время и путь. - км/ч, ч, км - Эти величины присутствуют в каждой ситуации, поэтому величины запишем в столбцы таблицы - данные: скорость движения по шоссе и по лесу, весь путь. Искомые: общее время движения велосипедиста Неизвестные: путь и время движения по шоссе и по лесу, общая скорость движения. -время движения по лесу на 0,2ч меньше чем по шоссе; общее расстояние - весь путь; время затраченный на весь путь; скорость на всем пути на прямую не связана со скоростями на отдельных участках, а зависит только от длины всего пути и общего времени поездки. -s=v*t -Время движения по лесу на 0,2 ч меньше, чем время движения по шоссе. - Время всего пути можно найти как сумму время движения по лесу и по шоссе. -Путь по лесу можно найти, если скорость по лесу умножить на время. -Не использовано длина всего пути и тот факт, что это есть сумма расстояний по лесу и по шоссе. -s(л)+s(ш)=11,6 км Записывают ответ в тетрадях. | Регулятивные: умение формулировать и аргументировать свое мнение Коммуникативные: владение устной и письменной речью Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи |
3.Выявление места и причины затруднения | Совместно с учениками выявляет причины затруднения | -Давайте попробуем решить еще одну задачу: Задача: Два туриста выехали одновременно из села А и направились разными дорогами в село В. Первый должен был проехать 30 км, а второй — 20 км. Скорость движения первого туриста была на 3 км/ч больше скорости второго. Однако второй турист прибыл в село В на 20 мин раньше первого. Сколько времени был в дороге каждый турист? - О каком процессе в задаче идет речь? Какими величинами характеризуется этот процесс? Их количество определяет число строчек в будущей таблице -Сколько процессов в задаче? Это будут столбцы таблице. -Что известно и что нужно найти? -Запишите все это в таблицу. Величины | Процессы движения | 1 турист | 2 турист | S (км) | 30 | 20 | V (км/ч) | X+3 | x | t (ч) | 30/(x+3) ? | 20/x ? | -Как связаны величины в задаче? | -Речь идет о процессе движения, который характеризуется тремя величинами: s- путь (км), v- скорость (км/ч), t – время (ч). В таблице будут 3 строчки. -2 процесса движения: о движение первого туриста и о движении второго туриста. Значит в таблице 3 столбца. -Известно: путь каждого туриста, и разность их скоростей. Неизвестно время движения каждого туриста (Затруднение) | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Подводит учащихся к открытию темы и цели урока. | -Значит, решить задачу невозможно?! - Чем же заняться сегодня на уроке? - Какое задание вы выполняли в начале урока? -Тогда кто может сформулировать тему урока? Какая она будет? -Запишите в тетрадь тему урока. | - найти новый способ решения задач. -Решили уравнение Формулируют тему и цель урока «Решение текстовых задач с помощью уравнений» Определяют цели. - Цель урока: составить алгоритм для решения текстовых задач Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: |
5.Реализация построенного проекта | Предлагает задание. Организует групповую работу учащихся. | -Какую величину удобно обозначить буквой х? -Какое условие нужно использовать для составления уравнения? -Оба корня нам подходят? -Тогда какая же скорость была у 2 туриста? 12 км/ч или 15 км/ч? - Каким будет 1 случай? -А второй случай? -Тогда какой будет ответ в первом случае? -Тогда какой будет ответ во втором случае? -Легко ли решить полученное уравнение? | - s=v*t; V(1)-v(2)=3; t(1)-t(2)=1/3. -Попробуем обозначить через х скорость движения второго туриста, тогда все известные зависимости между величинами можно выразить, так как в таблице. -В таблице осталось не использованной разность между временем движения первого туриста и временем движения второго туриста. Эта разность и нужна для составления уравнения. Поскольку t(1)-t(2)=1/3 получается: 30/(х+3)-20/х=1/3. Учитывая ОДЗ левой части получаем квадратное уравнение: x^2-27x+180=0 x1=12, x2=15 -Да, так как они оба удовлетворяют ОДЗ -Оба ответа удовлетворяют условию задачи, значит надо рассмотреть 2 случая. - 1)Скорость туриста 12 км/ч, тогда t(1)=30/(12+3)=2 ч и t(2)=20/12=5/3 ч. -2)Скорость туриста 15 км/ч, тогда t(1)=30/(15+3)=5/3 ч и t(2)=20/15=4/3 ч. -Время движения первого туриста 2, второго 5/3. -Время движения первого туриста 5/3, второго 4/3. -Да, поскольку получено стандартное уравнение.- наверное есть способ решения, но нам он неизвестен. | |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Задаются вопросы, ведётся обсуждение и подведение итогов. Учитель комментирует домашнее задание. | Учитель задает вопросы учащимся. - Какую цель мы поставили в начале урока? - Решили ли мы ее? - Что нужно уметь, для того, что бы решить задачу с помощью уравнения? - Запишем домашнее задание: в учебнике стр.126 | Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают задания в дневники | |