Дорогие ребята! Область применения математике очень широка. Рассмотрим старинную задачу из математической рукописи XYII века. (Слайд 7) Задача. Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый: - Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил на 3 года быстрее. А другой молвил: - А если бы мы работали ладно, управились и за 2 года. Сколько долго они ставили двор по одиночке? Кому отдал предпочтение хозяин? Откройте тетради, запишите число, сформулируйте тему урока (Слайд 8). Давайте проанализируем ситуации задачи и оформим анализ условия в виде таблицы, аналогичной таблицам задач на движение. О каких ситуациях (процессах) идет речь в задаче? Сколько ситуаций (процессов) описано в задаче? Какими величинами характеризуется каждый процесс, описанный в задаче? Как будем решать задачу? С чего начнем? Как обозначим эти неизвестные величины? Занесите все известные данные в таблицу самостоятельно. Что у вас получилось? (заполняют таблицу на доске самостоятельно) Что делаем дальше? Можем ли мы сейчас это сделать? Что можно сказать об объеме выполняемой работы? (Объем работы один и тот же, но не выражен числом) Если объем выполненной работы неизвестен, т.е. нет никаких данных, позволяющих его найти — работа принимается за единицу Что делаем дальше?) – Первый плотник, работая один, мог бы выполнить работу на 3 года быстрее, чем второй. - Работая вместе, могут выполнить работу за 2 года. | Производительность N | Время t | Объем работы А | 1 плотник | | х | 1 | 2 плотник | | у | 1 | 1 и 2 вместе | | 2 | 1 | Составим пояснительный текст задачи. Пусть х лет время работы первого плотника, а у лет время работы второго плотника. Известно, что время выполнения всей работы первым плотником меньше на 3 года, чем время работы второго плотника. Составим первое уравнение системы у-х=3. И спользуя третью строку таблицы, получим второе уравнение системы. Составим и решим систему уравнений: не удовлетворяет условию задачи Ответ: 3 года и 6 лет. Подведем итоги Что необходимо знать? (Слайд 9) 1. Объём, выполняемой работы! (A) 2. Время работы! (t) 3. Производительность! (N) |