I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. Ну а вам не надоело, Не наскучило решать? | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. – Нет, тому, кто занят делом, Просто некогда скучать! | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
| 2) Выполнение задания. | № 266. | Называют, какие даны величины и их значения, затем объясняют, что показывает каждое из выражений. | Фронтальная. |
| 3) Задачи на смекалку. | • К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? • На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежат 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче – морковка или редиска? • Как с помощью пятилитровой кастрюли и трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л воды? | – В 11 раз. – Массы морковки и редиски одинаковы. – С помощью трехлитровой банки в кастрюлю надо налить 5 литров, тогда в банке останется 1 литр воды, ее выливаем в ведро. Далее в это ведро добавляем 3 литра воды. | Фронтальная. | |
| 3. Рассматривание нового случая деления. | Работа по учебнику, с. 65 (вверху). – Прочитайте первый пример. – Назовите первое неполное делимое. | 17 640 : 35. – 176 сотен. | Фронтальная. | Знание приема письмен- |
| | – Как найти цифру сотен частного? Как проверить, подходит ли цифра 5? – Назовите второе неполное делимое. – Образуйте третье неполное делимое. И т. д. – Рассмотрите краткую запись этого же примера. При умножении делителя (35) на нуль всегда получается нуль, а при вычитании нуля из неполного делимого (14) получается то же число, поэтому здесь нуль можно не писать, но помнить, что второе неполное делимое – 14 десятков, а третье неполное делимое – 140 единиц. | 30 · 5 = 150, 5 · 5 = 25, 150 + 25 = 175 – это меньше, чем 176, цифра 5 подходит. – 14 десятков нельзя разделить на 35, чтобы получить десятки; значит, десятков будет нуль. Или: при делении 14 на 35 в частном получится нуль. Объясняют по развернутой и краткой записи данные решения следующих примеров. | | Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека. | ного деления на двузначное число в случае, когда в записи частного есть нули. |
| 4. Решение примеров. | № 265 (под руководством учителя). | Записывают краткое решение примеров на доске и в тетрадях. | Индивидуальная, фронтальная. | Решение примеров. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 267. 220 т 5 ц = 2205 ц. 85 т = 850 ц. 9 т 5 ц = 95 ц. 850 – 95 = 755 (ц) – овса. 850 + 755 = 1605 (ц) – ячменя и овса вместе. 2205 – 1605 = 600 (ц). Ответ: 60 тонн проса заготовлено для посева. | Решают самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | П – устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют математические термины, символы и знаки; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; осуществляют логические действия. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека | Устные ответы, записи в тетради |
| 2. Геометрическая головоломка. | Спички вокруг монеты Требуется снять все спички, кроме той, которая обращена головкой к монете, соблюдая следующее условие: сначала снять одну спичку, а затем, двигаясь вправо по кругу, снимать каждую тринадцатую спичку. – Какую спичку надо снять первой? | Решение: В первую очередь надо снять пятую спичку вправо от той, которая повернута головкой к монете (ее не считая). Чтобы установить, с какой спички надо начинать счет, расположите по кругу 12 точек и один крестик и начните счет со следующей после крестика точки (крестик соответствует спичке, которую надо снять первой): Обходя круг по часовой стрелке, вычеркивайте каждую тринадцатую точку до тех пор, пока не останется одна точка. Поставьте теперь вместо этой точки спичку, повернутую головкой к монете, то- гда крестик укажет, какую спичку следует снимать первой. | | |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домаш- нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 65, № 268, 269 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |