СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Анализ стихотворного произведения. З.Н. Александрова «Зима»". 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:Урок открытия нового знания.

Цель урока: научить работать со стихотворением. формировать читательскую компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Анализ стихотворного произведения. З.Н. Александрова «Зима»". 2 класс»

3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8 с углубленным изучением иностранных языков» города Смоленска

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

на тему: Анализ стихотворного произведения. З.Н. Александрова «Зима».



Подготовила:

учитель начальных классов

Лобанова С.Ю.



 Технологическая карта урока литературного чтения

по теме: «З. Н. Александрова «Зима»  » в рамках ФГОС

Класс: 2

УМК " Начальная школа XXI века "

Предмет: литературное чтение

Тип урока: «Урок открытия нового знания» (урок изучения нового материала)

Цель: учить работать со стихотворением, формировать читательскую компетенцию.

Задачи: - учить находить и объяснять сравнения в стихотворном тексте.

-учиться правильному, глубокому анализу произведения, выразительному чтению    стихотворения;

-продолжить знакомство с литературоведческим понятием: «сравнение»;

- воспитывать умение видеть красоту родной природы через текст;

- воспитывать внимательное отношение к литературному слову;

- воспитывать чувство прекрасного;

- развивать культуру речи;

-развивать познавательную активность школьников, воображение, учить наблюдать, сравнивать, анализировать;

- поддерживать интерес к чтению как процессу

-развивать умение передавать рисунком свои чувства

-создать условия для развития универсальных учебных действий:

Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; формирование личностного отношения к красоте зимней природы и образности авторского слова.

Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах.

Планируемые результаты:

- развитие мышления учащихся (умения анализировать, делать выводы),

- развитие речи и интереса к поэзии ;

- выразительное осмысленное чтение стихотворения;

-рисование снегиря.

Методы работы: частично-поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Педагогические технологии:

-технологии системно-деятельностного подхода;

- проблемное обучение;

-технология смыслового чтения;

- игровая

Оборудование:

Для учителя: учебник Литературное чтение для 2 класса; мультимедийный проектор, компьютер, презентация, запись П.И.Чайковского «Времена года», словарь В.Даля, маленькие нарисованные снегири и зяблики,

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, альбомные листы, цветные карандаши.











Этап урока

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: включение детей в деятельность, создание в классе атмосферы совместного творческого поиска, сотрудничества.

Аутотренинг создал условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Метод: словесный 2 мин

-Прозвенел  сейчас звонок,

Свой начнем сейчас  урок.

Предлагаю не лениться,

Многому сегодня научиться. (слайд 1)


-Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и получится интересным и увлекательным.

Садитесь.



Личностные: формирование внутренней потребности включения в учебную деятельность.


2.

Актуализация

знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», готовность мышления и осознание потребности нового способа действий. Обобщение знаний о временах года с целью перехода к теме урока.

7 мин

Методы: наглядный,

частично-поисковый.

-Перед вами модели обложек. 

-Назовите, какие из изученных произведений соответствуют этим моделям. (слайд 2)

-

-Что объединяет эти произведения? 




Какие осенние месяцы вы знаете?

-Чем примечательна осень?

-Какому времени года осень передает «эстафетную палочку»?


( А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,

Е.Трутнева «Осень»; Г.Скребицкий «Осень»;

Э. Шим «Белка и Ворон»)





Называют основные признаки осени

(Они об осени.)


Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Зиме

Коммуникативные: формирование умения высказываться, отвечать на вопросы, строить монологическую речь.

Познавательные: обобщение знаний и умение выделять главные признаки

3.

Определение темы урока, постановка цели учебной задачи

Цель: Обсуждение затруднений, Что мы ещё не знаем?

Проговаривание цели урока в виде вопроса.

Путём создания ситуаций противоречия дети вступают в диалог с учителем, предлагают свои разнообразные версии решения. Осмысливают цель, предложенную учителем.

5мин

Метод: частично-поисковый,

проблемный.

-Предположите чему будет посвящен начинаем  новый раздел.
-Прочитаем его название. (слайд 3)

-О чём мы будем читать в произведениях этого раздела?
-Почему в конце названия стоит многоточие?
-На этом уроке мы познакомимся с I произведением этого раздела; проанализируем его и подготовим к выразительному чтению.
-Послушайте это произведение. Попробуйте определить, какое название своему стихотворению дал автор.
(Учитель читает наизусть стихотворение).

Снежок порхает, кружится,

На улицах бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня – посмотри:

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Зиме


«Снежок порхает, кружится…»

О зиме.

Зимой не только идёт снежок, но и замерзает лёд на реках, на улицах –мороз, на стёклах – узоры.

Личностные: формирование стремления к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: умение формулировать познавательные цели урока.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения; умение слушать одноклассников и учителя; умение строить понятные для собеседника высказывания.

Познавательные: умение делать логические выводы и умозаключения.

4.

«Открытие» нового знания.

Цель: обсуждение настроения произведения, названия.

Беседа об авторе

Проверка правильности своих суждений, с опорой на материал, представленный в учебнике.

7 мин

Методы: проблемный, частично-поисковый.

-Какое настроение вызвало у вас это произведение?

Почему?

-Какое название вы бы дали этому стихотворению?

Почему?


-Откройте в  учебнике страницу 128.

-Какое название у автора?

-Кто автор этого произведения?

(слайд 4)

Родилась Александрова Зинаида Николаевна в начале двадцатого века 3 декабря 1907 года в Санкт-Петербурге в семье учителя. Она была единственным ребенком в семье.

 Отец, Николай Александрович, учился на юридическом факультете в университете и параллельно преподавал физику и математику в Знаменском четырехклассном училище.

 Мать, Екатерина Ильинична, карелка по национальности, приехавшая в Петербург из Олонецкой губернии,– была фельдшерицей на заводе и, кроме этого, у нее была грошовая частная практика.

 Родители были очень заняты, и поэтому раннее детство девочка провела с бабушкой, Анной Агеевной Коноплянниковой, которая говорила на карельском языке и знала немало карело-финских народных песен, сказаний, жутковатых легенд и поверий.

Жили Александровы не в центральной части города, а в бедном, деловом районе. Гулять в плохую питерскую погоду, считалось вредно, поэтому Зина развлекала себя, как могла: сочиняла пьесы, играла в театр, шила занавес, рисовала и показывать крутящиеся картинки, как в кинематографе. Росла она впечатлительной, мечтательной.

 Очень любила Зина смотреть в окна, на проходящую мимо жизнь большого, суетливого города. Поэтому у девочки рано выработалась привычка к созерцанию. Зина полюбила читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов. Ею было написано много произведений, которые с удовольствием читают до сих пор взрослые и дети.

Какие книги Александровой вы читали?

(слайд 5)

Прочитайте по желанию произведения Зинаиды Николаевны, которые вы видите на слайде.

Веселое.


Потому что пришла зима и ей все рады.

Снегирь, зима и т. д.

В этом стихотворении говорится о зиме.


« Зима»

Александрова З.Н.

Познавательные: умение проверять правильность своих суждений, с опорой на материал в учебнике; умение сделать вывод, опираясь на ранее полученные знания.


Регулятивные: планирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение доказывать правильность своих суждений.


5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

(15 мин)

Методы: поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.



























Физ минутка.







Работа над выразительностью.

-Прочитайте стихотворение вполголоса самостоятельно друг другу в парах.

-Как можно доказать, что это стихотворение?

Что это за слова


-Прочитайте пары рифмующихся слов. 

-Докажите свой выбор (слайд 6)





- Сколько смысловых частей в этом стихотворении?
-Прочитаем 1 часть.  (слайд 7)

-Какова главная мысль этой части?

-Какое настроение у вас она вызвала?
-Какие изменения в природе подмечены автором ? 
-Почему З.Александрова называет снег-«снежок»?



-Прочитайте его описание.



- Объясните смысл выражения «СНЕЖОК ПОРХАЕТ». 

-Найдите в «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля значение этого слова.

(слайд 8)




Анимационная физ. минутка про Новый год.

(слайд 9)






-Вновь обратимся к тексту.

-С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте.

-А почему? 




-Давайте прочитаем II часть стихотворения. 

-Какова главная мысль этой части?
-Чему удивляется автор?


-А что вы знаете о зябликах?

-Вот эта птица на экране (слайд 10)

-А что вы знаете о снегирях?

-Давайте прочитаем о снегире в словаре учебника. (слайд 11)

Послушайте энциклопедическую справку о снегирях (слайд 12)

Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь — певчая птица рода снегирей семейства вьюрковых.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.

Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.

Лесные территории особенно нравятся птице летом, ведь именно в лесу она выводит птенцов. Осенью же снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие, оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

А летом – рай. Паукообразные, насекомые, растительный корм составляют рацион питания этих птиц.

О чём ты думаешь снегирь? Конечно, о тёплых днях, да о своих маленьких птенцах.

-- ----------------------------------
-Рассмотрите иллюстрацию и найдите слова, подходящие к ней. Прочитайте.
-С чем сравнивает автор снегирей? Как называется такой прием в литературе?

-Да, посмотрите, как точно уловила сходство Зинаида Николаевна.
Эта птица становится похожа на румяное яблочко, когда нахохлится.

-Положите перед собой напечатанный текст стихотворения.

-Я ещё раз прочитаю стихотворение, а вы, слушая меня, отмечайте логические ударения и паузы (карандаш).

-Прочитайте сами, что у вас получилось.

-Выразительное чтение послушайте друг у друга. (Работа в парах).


Работают в парах.


Есть слова рифмы.

Это слова похожие по звучанию.


Кружится - лужицы,

бело - стекло,

зяблики - яблоки,

посмотри - снегири.



Две.



Признаки зимы.

Весёлое.

Снежок кружится, замёрзли лужицы

Потому что – это первый снег, лёгкий и воздушный.


Снежок порхает, кружится,


Работают со словарём В.И. Даля

Порхать»- это перелетать, летать недалеко; взлетая, вскоре падать или садиться; летать с места на место.








Со стеклом


На фоне снега лёд на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым. 



Птицы снегири.

На ветках появились розовые яблоки.











Маленькая серенькая птичка с красной грудью.



































Сравнение.







Читают стихотворение и отмечают карандашом логические паузы и ударения.

Работают в парах, читают друг другу стихотворение, соблюдая паузы и ударения.

Личностные: формирование стремления к выполнить задание на высоком уровне.

Регулятивные: применение полученные знания

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение сравнивать и делать выводы.

6.

Самостоятельное чтение с опорой на схемы логических ударений и пауз. Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Повторить правила выразительного чтения.

На уроке организуется контроль усвоения знаний учащихся. При чтении вслух дети учатся анализировать свою работу и оценивать её результат.

Методы: Самоконтроль, самооценка. Возможно оказание индивидуальной помощи.

(4 мин)


Кто хочет прочитать стихотворение для всех?

Дети читают стихотворение

Личностные: формирование стремления выполнить задание на высоком уровне.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение комментировать ответы одноклассников.

Познавательные: анализ результатов своей работы и работы одноклассников.

7.

Рефлексия деятельности.

Итог.

Д/задание. Оценивание. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Соотношение цели урока и сделанных выводов. Повторение определения периметра и его обозначение. Оценивание своей работы на уроке путём постановки фото на нужную ступеньку лестницы достижений

Д/ задание дифференцированного характера 4 мин


Рисование иллюстрации. (слайд 13)

-А сейчас вы на время станете оформителями. З.Н.Александрова при помощи выразительных средств языка передала красоту увиденной картины, а вы это сделаете при помощи красок.

-Что можно изобразить, чтобы проиллюстрировать это произведение?

-Какие цвета будете использовать?


-О чем нужно помнить, располагая рисунок на листе?

-На что особо обратить внимание?
-Пока вы будете работать самостоятельно, я включу произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» и вы сможете услышать, как композитор чувствует природу.

Выставка работ.


Продолжи фразу (слайд 14)
Сегодня на уроке я узнал …


Мне понравилось …



Я научился …


Мои знания мне пригодятся …


Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»






Снегиря

Красный, серый, чёрный, белый.

Рисунок нужно располагать по центру листа.





Выставка детских работ

О снегирях и зябликах;

значение слова порхает и т.д.

Читать стихотворение, рисовать под музыку и т.д.

Выразительно читать и т.д.

В жизни и т.д.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение сравнивать и делать выводы.




8.

Домашнее задание






Самооценка 1 мин

Дифференцированное Д/З

Дома это стихотворение вы выучите наизусть, а кто захочет, может придумать своё стихотворение, используя эти же рифмы.

Поставьте, каждый свою, фотографию на лесенку моих достижений


Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,