Особенность предмета выражается в его межпредметном характере.
Астрономия вынесена для обязательного изучения в 10-11 классах и опирается при изучении на межпредметные связи с математикой и информатикой, физикой, биологией и химией, географией и историей.
Ресурс | Интернет - сайт | Материалы для урока |
Единая коллекция ЦОР по астрономии | www.sc.edu.ru ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «Краткая история моделирования» «Мультимедиа-библиотека по астрономии» «Планетарий» КОЛЛЕКЦИИ Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея Памятники науки и техники в собраниях музеев России Презентации из курса «Мультимедиа-библиотека по астрономии» Статическая графика по астрономии ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ Журнал «Наука и жизнь» Журнал «Химия и жизнь» Энциклопедия "Кругосвет" | https://sites.google.com/site/astronomlevitan/eor Мультимедиа библиотека по астрономии http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1b917bf7-c25c-dca6-dee2-e3fb34df6a4e/118894/?interface=pupil&class=53&subject=39 Планетарий http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d89273c5-647a-dea2-e711-1abcc7c787dc/?interface=pupil&class%5B%5D=53&subject%5B%5D=39 |
ЭОР ФЦИОР | www.fcior.edu.ru Пентагон по астрономии Практический модуль представляет собой компьютерную игру-викторину по астрономии. Удобнее всего в нее играть командами, соревнуясь между командами по количеству набранных очков. В каждую команду может входить по 1–6 человек, находящихся за экраном одного компьютера. Модуль относится к III уровню интерактивности Спектроскопия в астрономии Информационный модуль посвящен теме "Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов". Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная анимация «Атом». Модуль относится к I уровню интерактивности | Изменение научной картины мира в начале Нового времени Модуль предназначен для закрепления знаний об изменение научной картины мира в начале Нового времени. Рассматриваются главные научные достижения эпохи Возрождения, причины научной революции и борьба церкви против новых научных взглядов на мир. Особое внимание уделяется вопросам астрономии и появлению новой модели вселенной. Рекомендован для углубленного изучения истории. |
Энциклопедия КиМ | http://megabook.ru/ Рубрики » НАУКА » Астрономия Ресурсы: Астрономия Дисциплины. Общие понятия и термины Солнечная система Приборы и инструменты. Величины, единицы Небесная сфера. Движение небесных тел Звезды, звездные системы, галактики Системы счета времени. Календарь Космонавтика Космические аппараты, станции Режимы и параметры полета Двигатели, оборудование Космодромы | Интерактивы (пример) |
Сайт Московского планетария | http://www.planetarium-moscow.ru/ | Циклы лекций http://www.planetarium-moscow.ru/billboard/tribune-scientist/ |
Музей истории космонавтики в Калуге | http://www.gmik.ru/fotovideo3d/virtualnyiy-tur/ Интерактивные панорамы Виртуальные экскурсии Виртуальные выставки | Виртуальные экскурсии Виртуальный тур по Дому-музею К.Э. Циолковского Виртуальный тур по Музею-квартире К.Э.Циолковского в городе Боровске Виртуальный тур по Дому-музею А.Л. Чижевского |
Музей космонавтики в Москве | http://www.kosmo-museum.ru/ | Мемориальный дом – музей Королева http://www.kosmo-museum.ru/mdmk |
Пулковская обсерватория | http://www.puldb.ru/ | Базы данных http://www.puldb.ru/index.php Журнал наблюдений http://izmccd.puldb.ru/jour3.php Фотографии неба http://gaospb.ru/see.php |
Кисловодская горная астрономическая станция | http://www.solarstation.ru/ | Архив наблюдений http://www.solarstation.ru/archive |
Корпорация Роскосмос | https://www.roscosmos.ru/ | Видеогалерея https://www.roscosmos.ru/203/ Фотогалерея https://www.roscosmos.ru/158/ |
Телестудия Роскосмоса | http://www.tvroscosmos.ru | ВИДЕО Космические новости Пуски ракет Популярное видео Фильмотека Энциклопедия «Космонавты» Энциклопедия «Конструкторы» Детям о космосе 12 + |
Блог космонавтов МКС | https://www.roscosmos.ru/154/1/ | События на орбите |
НИИ «Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина | http://www.gctc.ru/ Виртуальные туры http://www.gctc.ru/main.php?id=2470 | Гагаринский урок http://www.gctc.ru/main.php?id=3406 Уроки о космосе Астрономия Теория космического полёта Факторы космического полета http://www.gctc.ru/main.php?id=280 |
РКК ЭНЕРГИЯ им С.В. Королева | https://www.energia.ru/ru/corporation/corporation.html | ИСТОРИЯ Краткая история создания РКТ Ракетные системы Хронология полетов Марсианская экспедиция Космонавты 55-летие полёта Ю.А. Гагарина 50-летие полёта В.В. Терешковой и В.Ф. Быковского РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ Морской старт Наземный старт М К С История проекта Российский сегмент МКС Этапы развертывания Хронология полетов Хронология выходов в открытый космос МКС-49/50 Архив экспедиций Эксперименты и исследования с 2013 года Эксперименты и исследования (2000-2012) АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ |
Документальные фильмы онлайн | http://eradoks.com/kosmos/ | YouTube Телескоп Хаббл |
Медиаучебник по астрономии | http://www.astronautica.ru/ | Медиа-книга |
Государственный астрономический институт МГУ | http://www.sai.msu.ru/basa/index.html | Электронные ресурсы |
Заочная астрономическая школа МГУ | https://distant.msu.ru/course/index.php?categoryid=85 | Заочная Астрономическая Школа Добро пожаловать в ЗАШ Основы астрономии в задачах. 8 класс Основы астрономии в задачах. 9 класс Основы астрономии в задачах. 10-11 класс Основы астрофизики в задачах. 10-11 класс С астрономией на "ты" Школа наблюдателя |
Институту космических исследований РАН | http://www.iki.rssi.ru/ Текущие и будущие миссии и эксперименты | Электронные книги Например, к конференции «Спутник: 60 лет по дороге открытий» http://www.iki.rssi.ru/books/2007pervaya_r.pdf Материалы симпозиума по исследованиям солнечной системы http://www.iki.rssi.ru/oct4/2007/ | Материалы семинаров и конференций |
Журнал “Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса” | http://jr.rse.cosmos.ru/ | Архив номеров 2004-2017 |
Российская ассоциация учителей астрономии | Часть 1 https://sites.google.com/site/auastro/ Методика. Ресурсы Интернет по школьной астрономии, модели уроков, примеры лабораторных работ Астротоп 100 России рекомендует образовательные сайты с методикой: Ресурсы Интернет, в том числе журналы астрономические, астрофорумы, адреса обсерваторий Лабораторные работы по астрономии web-камеры обсерваторий Трибуна ученого - ресурс в Интернет Игры для детей астрономические Кружки и объединения дополнительного образования по астрономии Наблюдательная астрономия на Чукотке В контакте - разные астрономические страницы Ресурсы Интернет с интересными астрономическими фактами Задать вопрос профессионалу | Перечень олимпиад по астрономии Олимпиады по астрономии Всероссийская астрономическая олимпиада Международная астрономическая олимпиада Международные астрономические олимпиады Московская астрономическая олимпиада Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада Олимпиады школьников, проводимые под эгидой НСА РАН Открытая Олимпиада Центральной России |
| Часть 2 (Методические материалы) https://sites.google.com/site/auastro2/ | Программа по астрономии к УМК Б.А.Воронцова-Вельяминова Е.К.Страута Методическое пособие к УМК Чаругина В.М. Примерная рабочая программа и тематическое планирование Материалы Гомулиной Н.Н. сайт 1543 Материалы Гомулиной НН - Открытая Астрономия 2.6 Материалы Левитана Е.П. Материалы Пигалицына Л.В. Физика и Астрономия в школе Материалы Шатовской Н.Е. Материалы Московского планетария Модели астрономические Плакаты по астрономии Таблицы по астрономии Е.П.Левитана Учебники и лекции по астрономии Новости преподавания астрономии в школе Журнал "Вселенная и мы" |
Открытая астрономия 2.6 | http://multiring.ru/course/astronomy/content/index.html#.WL_jUVOLSpp | |
Сайт Астрономический опыт | http://astroexperiment.ru/astro/index.shtml | |
Сайт Астронет | http://www.astronet.ru/ | |
Учебники и лекции по астрономии | http://www.sai.msu.ru/neb/rw/textbook.htm | |
Журнал Земля и вселенная | http://earth-and-universe.narod.ru/ | |
Журнал Вселенная и мы | http://www.sai.msu.su/EAAS/Universe_and_us/archiv.html | |
Важно отметить, что курс астрономии должен быть обеспечен набором практических работ для каждой темы и обучающийся может выполнять практическую работу в формах:
- решение задач, математическая и физическая модель объектов, процессов (с межпредметной связью: математика и физика)
- исследование, опыт, эксперимент, наблюдение ( с межпредметной связью: физика, биология, химия и география)
- цифровая лаборатория, компьютерная модель (с межпредметной связью: информатика)
Технологическая карта показывает какие материалы на каждом этапе урока следует выполнять педагогу и какие промежуточные результаты на этих этапах урока являются ориентиром для их выполнения. Педагог может самостоятельно актуализировать технологические карты по своему усмотрению на основе представленных примеров для каждого урока. Инструменты проектирования технологической карты для заполнения ее структуры представлены ниже.
Предмет/ учебник из УМК | Астрономия Учебник: |
Тема ПООП по астрономии | |
Номер урока в учебном тематическом плане | |
Тема урока | |
Параграф учебника | |
Тип урока | Типы уроков выбираются из следующих: - освоение нового знания, приобретение новых умений - закрепление полученных знаний и применение на практике новых умений - обобщение/ систематизация знание, интеграция умений в межпредметных заданиях - контроль знаний и диагностика полученных умений - творческое применение знаний и умений |
Вид урока (ведущий вид учебной деятельности на уроке: И- информационно-теоретическое занятие, П- практическое занятие, ГП – групповое практическое занятие К- контрольное занятие Т- творческое занятие в форме проекта, исследования, экскурсии, конференции, олимпиады) | Вид урока фиксируется кодификатором с учетом сочетаний: И, И-ГП, ГП, П П-К, К, К-Т, Т |
Вид используемых на уроке средств ИКТ и ПО ЭФУ- электронная форма учебника, УО - учебное оборудование, предназначенное для практической работы по теме, ЭОР – электронные учебные материалы на съемных носителях | Вид средств ИКТ на уроке фиксируется сочетанием обозначений: ЭФУ УО ЭОР |
Необходимое техническое обеспечение урока Основное оборудование: КПК+И – класс персональных компьютеров с подключением к Интернету ПУ-ЭФУ - персональные устройства с ЭФУ, ЭТ –ОГЭ - электронные тесты и тренажеры ОГЭ для самостоятельной работы учащихся Дополнительные устройства: ИД - интерактивная доска, П- принтер, С- сканер, ПКО- проекционное компьютерное оборудование, ЦК- цифровая камера, ЦУ- цифровые управляемые устройства | Необходимо техническое обеспечение урока фиксируется из: Основное учебное оборудование/дополнительные устройства Например, УО/КПК+И/ИД Что означает: Класс с оборудованием к уроку (наглядные пособия - модели), класс персональных компьютеров с подключением к Интернету, интерактивная доска |
Дополнительные ресурсы ВсОШ –наборы заданий ВсОШ по астрономии ЭОР – электронные образовательные ресурсы | Лекторий ЦПМК ВсОШ по астрономии http://olymp.apkpro.ru/lecture/ast.php Задачи ВсОШ по астрономии http://olymp.apkpro.ru/mm/mpp/ast.php |
Результаты урока |
Знать ключевые понятия темы урока | Понимать проблему темы урока и овладеть основными умениями по решению этой проблемы | Самостоятельно применять полученные умения в практической деятельности и в жизни (индивидуальная траектория) |
Форма выявления результата урока |
«Дерево понятий» включает все новые понятия урока, а также их преемственность с понятиями ранее изученного материала и связи между понятиями. Для работы с деревом понятий используется электронная форма учебника, в которой учащиеся используют для анализа ключевых понятий закладки в электронном параграфе и заметки к понятиям. Понятийные здания имеют формы: вопросы для систематизации материала по теме урока с опорой на учебник и полученные новые понятия по теме демонстрации к понятиям поиск материалов и фактических данных по освоению понятий тесты на понятия и диагностические задания | Опорные вопросы и задания, направленные на решение познавательной проблемы по теме урока. Репродуктивные задания имеют разные формы: Задачи к параграфу для подтверждения найденных решений проблемы урока на основе выполнения заданий по образцу, Практические обучающие/ демонстрационные задания для первичного овладения умениями | Продуктивные практические задания: - Практическое задание к параграфу с учебным оборудованием: применение конкретного набора инструментов практической деятельности с использованием учебного оборудования, интерактивных моделей, оценивается уровень сформированности умений по теме урока с самооценкой учащегося в сравнении с образцом или эталонным результатом. - Лабораторная работа на компьютере: знакомство с инструментальной компьютерной средой по теме урока на компьютере, оцениваются первичные инструментальные умения, выявляется результативность урока, которая выражается в рефлексии учащихся: переносе полученных знаний в практическую деятельность с получением запланированного результата. |
Контрольное задание по теме - задание диагностики знаний, умений и готовности в применения знаний и умений в обозначенной заданием проблемной ситуации. |
Творческая работа. Проектное / исследовательское задание по теме: выполняется в группе, оценивается умение коллективной практической деятельности и умения избирательного выбора и применения комплекса освоенных знаний и инструментов деятельности в соответствии с поставленной задачей. |
Организационный этап 3- 5 минут Задачи этапа: мотивация и проблемное целеполагание |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализации проблематики темы урока для раскрытия нового материала или / и актуализация изученного материала в контексте получения практических умений и применения или систематизации знаний. Положительный и продуктивный настрой на урок: вовлечение в урок всех обучающихся средствами проблемной постановки вопросов, отражающих цель урока. | Вместе с учителем выясняют направление актуализации материала. Настраиваются на проблематику урока, включаются в постановку задач урока: какие новые понятия предстоит освоить и как они связаны с ранее изученным материалом, с понятиями из других предметов, какие проблемы темы урока предстоит решить, какие практические умения планируется освоить на уроке, какие личных достижения по итогам урока обогатят портфолио обучающегося. |
Результат этапа |
Учитель формулирует проблему по теме урока, которая отражается из текста параграфа к уроку. Помогает учащимся выявить шаги по решению проблемы на основе «дерева понятий» (ключевое понятие - опорные понятие – вывод) | Знакомятся в дискуссионной беседе со структурой параграфа на основе «дерева понятий» урока и его соотношения с поставленной учителем проблемой. Дерево понятий строится из ключевого понятия урока, которое требуется освоить, и путь продвижения через сеть опорных понятий урока с использованием межпредметных опор (теорий, методов, инструментов деятельности) к результату – решению проблемы по теме урока с применением полученных знаний и инструментов деятельности в практической работе (экспериментальной, исследовательской, проектной) |
Первичная рефлексия 5-7 минут Задачи этапа: актуализация полученных ранее знаний и умений в контексте проблематики уроке |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует повторение и актуализацию опорных знаний по результатам изучения смежных предметов, понятий предыдущих уроков (в форме проблемной беседы, сообщений, входного диагностического тестирования) Мотивирует учащихся к учебной деятельности и готовности выполнить планирование деятельности на уроке учащимися по схеме: от ключевого понятия к результату. | В ходе повторения выявляют связь с темой данного урока, фиксируется цель и задачи урока и планирование деятельности. Проходят на компьютере диагностический опрос в ЭФУ к теме по итогам полученных ранее знаний. Выявляют дефициты в знаниях. Соотносят эти дефициты с проблематикой урока. |
Результат этапа |
Готовность учащихся к освоению нового знания, применению знаний в учебной деятельности на уроке в межпредметной связи | Самооценка дефицитов в знаниях и умениях мотивация в их преодолении. |
Организации и самоорганизации учащихся в ходе усвоения материала. 10 минут Задачи этапа: поиск путей решения проблемного вопроса урока, освоение ключевых понятий урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует деятельность учащихся по освоению учебной информации на уровне «знание»: Указать список понятий урока по астрономии по схеме: Ключевое понятие: набор опорных понятий Выявить межпредметные опоры (понятия) | Включаются в диалог и используют в нем полученные понятия, фиксируют связи понятий, выводы, результаты решения проблему урока в закладках и заметках в электронном параграфе ЭФУ или в рабочей тетради Используют фактические материалы: материалы музеев космонавтики и планетариев, энциклопедии, видеоматериалы |
Организует первичное осмысление и закрепление связей и отношений понятий и освоению учебной информации на уровне «понимания»: Указать перечень инструментальных средств деятельности (формализации и расчетов, моделирования и проектирования, систематизации, классификации, обработки данных эксперимента и исследования, доказательства, анализа, обобщения, сбора и описания результатов наблюдений, эксперимента, исследования и др.) для овладения умениями с опорой на межпредметные умения, освоенные ранее | Изучают предложенные учителем ЭОРы Решают задачи. Делают выводы, доказывают гипотезу, ищут пути для решения проблемы по теме урока. Обсуждают вопросы к параграфу, анализируют решение задач, сравнивают результат с образцом. |
Результат этапа |
Фиксирует по итогам промежуточного опроса достижение результата урока обучающимися по уровням: Знать ключевое понятие темы урока Понимать опоры дерева понятий темы урока в решении проблемы темы урока и основные выводы по решению этой проблемы | Самоанализ полученных знаний и их включение в систему личных учебных достижений |
Практическая работа 15 минут Задачи этапа: подтверждение решения проблемы урока, освоение умений |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует деятельность учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения» с опорой на полученные на уроке понятия и инструменты деятельности по теме урока и ранее полученные знания и умения, в том числе в межпредметном аспекте: указать набор умений, которые требуется использовать из других предметов (межпредметные умения) и набор умений по теме урока, которые осваиваются в практической работе на уроке | Выполняют запланированную практическую работу по теме, используют: - учебное оборудование - ЭОРы - компьютерные или наглядные модели Обсуждают результат в группе, выявляют ошибки, устраняют их. |
Достижение результата урока: применять учащимися самостоятельно полученные умения в практической деятельности и в межпредметной деятельности | Самоанализ полученных умений и их включение в систему личных учебных достижений. |
V. Итоговая рефлексия. Проверка полученных результатов 5 минут |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации. | Проверяют полученные результаты по предложенной учителем форме (самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу). Проходят на компьютере диагностический опрос в ЭФУ (уровень тренажер) к теме по итогам полученных знаний и анализируют преодоление дефицитов входной диагностики. |
Результат этапа |
Интеграция знаний и умений у учащихся в контексте проблематики урока | Успешность в решении проблемы урока. Готовность применять полученные знания и умения в практической деятельности и в жизни. |
VI. Подведение итогов. Домашнее задание 5 минут |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания как важной составляющей учебной работы- самостоятельной учебной деятельности, а также рекомендует дополнительные материалы для творческого подхода в самостоятельной учебной деятельности. | Планируют ход выполнения домашнего задания. Фиксируют домашнее задание в заметках к параграфу ЭФУ. |
Контрольный урок астрономии рекомендуется проводить в форме межпредметной проектной и исследовательской деятельности, а также для учащихся, увлеченных предметом – в состязательной форме участия в олимпиадах и конкурсах по астрономии, астрофизике, космической олимпиаде.
Задания и требования регионального и заключительного этапов http://olymp.apkpro.ru/mm/mpp/ast.php
Архив школьного и муниципального этапов в Москве http://info.olimpiada.ru/activity/75/tasks/2016