Тема урока: Авторская песня – прошлое и настоящее | Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний |
Цели урока | Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен. |
Задачи урока: | Образовательные: Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев. |
Развивающие: Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем. Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях. |
Воспитательные: Определить грани воздействия авторской песни на человека. Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство. |
Планируемые результаты | Предметные | Понятия:«авторская песня», «баяны», «ваганты», «бардовская песня». |
Личностные | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки. |
Метапредметные | Коммуникативные | Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки |
Регулятивные | Ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; |
Познавательные | Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству; Формирование представления о роли музыки в жизни человека; использование ИКТ при подготовке и представлении сообщений; Умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
Межпредметные связи | История, литература, русский язык. |
Ресурсы урока | экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках (Караоке 2004, Авторская песня, Лучшие барды XXвека, Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы) |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2015 г. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап | Вход в класс. Приветствие | Приветствие Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов» | | Формирование самоорганизации, способности регулировать свои действия |
2 | Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | Организует опрос | Отвечают на вопросы | Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу. – Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека. – Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? | Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству | Применение методов наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала |
2 | Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи занятия Демонстрация презентации | Принимают участие в беседе, формулируют задачи Ставят цель: познакомиться с жанром авторской песни | Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном, а написал её Давид Федорович Тухманов. – Ребята как называют такие песни? (Авторскими). – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Об авторских песнях). – Правильно тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее» Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? | Умение определять тему и задачи конкретного урока. | Поиск и выделение необходимой информации |
3 | Актуализация знаний Общее понятие авторской песни | Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации. | Высказывают мнения Отвечают на вопросы учителя Заполняют листы самооценки | Ребята, что вы понимаете под авторской песней? (Ответы детей) – Откройте учебники (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 6 кл.) на стр.82, найдите и прочитайте определение «Авторская песня» в слух. – Ребята, что такое чудо в вашем понимании? (Ответы детей) – Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами? (Ответы детей) – Почему мы сегодня говорим об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим. – Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Раскрыть понятие «Авторская песня») – Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки. | Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству | Формирование мотивации к музыкальному творчеству; Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия |
4 | Первичное усвоение новых знаний, история развития авторской песни | Организует беседу, прослушивание | Отвечают на вопросы учителя Работают в парах Заполняют листы самооценки | Русь славилась авторами-исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Таких людей называли БАЯНЫ – На ваших партах находится печатный материал, в тексте которого я предлагаю вам по парам найти и прочитать определение кто такие баяны. (Ответы детей). – Баяны – так звали на Руси этих певцов, они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (Звучит ария из оперы «Садко») – В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ВАГАНТЫ (шутники) -Ребята вспомните, на каком предмете вы изучали вагантов? (Ответы детей) – Правильно по предмету «История средних веков», это доказывает, что предмет музыки тесно связан с другими школьными предметами. – Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, вспомнить и прочесть, кто такие ваганты. (Ответы детей) – Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. – В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ – Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти и прочесть, кто такие барды. (Ответы детей) – Барды являются и авторами и исполнителями своих песен. – В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ. – Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, и прочесть про авторскую песню. (Ответы детей) ) – Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки, где в то время только начиналось развитие бардовского движения. – Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Изучить этапы развития авторской песни) – Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки | Формирование представления о роли музыки в жизни человека | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью; Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Организует слушание | Слушание Восприятие и анализ произведений Сообщения учеников Заполняют листы самооценки | – А каких бардов знаете вы? – Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д. – Какова тематика авторских песен? (Война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.) Ребята я вам предлагаю сыграть в викторину, которая называется «Угадай барда». Делимся рядам на команды, сейчас прозвучит фрагмент из песни «Мы за ценой не постоим», а вы должны отгадать автора этой песни, на ваших партах лежит текст песни, подпевайте вместе с исполнителем. Звучит отрывок из песни «Мы за ценой не постоим». (Ответы детей – Булат Окуджава) – Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет один из учеников. Сообщение ученика. Звучит отрывок из песни «Фатальные даты». (Ответы детей – Владимир Высоцкий). – В 2008 году на телеканале «Россия» шёл проект «Имя Россия», единственный певец долгое время имел высокий рейтинг – это Высоцкий именно он претендовал на звание «Имя России». – Сообщение про Владимира Высоцкого нам подготовил один из учеников. – Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями. – Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Познакомиться с выдающимися представителями авторской песни). – Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки. | Формирование интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; использование ИКТ при подготовке и представлении сообщений | Умение применять методы наблюдения, моделирования, систематизации учебного материала; Умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия; |
6 | Первичная проверка понимания | Организует опрос. | Отвечают на вопросы | Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили? (Об авторской песни, о известных бардах и т.д.) – В чём же ценность авторской песни? (Ответы детей) – Несомненно, в доступности исполнения любым человеком. Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу. – Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Ответы детей) – Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище. . | Умение слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека | Умение применять методы систематизации учебного материала; Участие в коллективном обсуждении, умение принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
7 | Работа над вокально хоровыми навыками | Организует вокально-хоровую работу, | Выполняют гимнастику и разучивают песню. | А сейчас, я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знают, мне кажется, все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Как здорово», написанную Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом, давайте споём все вместе. | Творческая самореализация в процессе исполнения | Формирование мотивации к музыкальному творчеству |
8 | Рефлексия, подведение итогов занятия | Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения. | Анализ своей деятельности. | – Ребята давайте вспомним цель нашего урока! (Познакомиться с жанром авторской песни) – Как вы считаете, мы достигли её сегодня? – Теперь посмотрите в свой лист самооценки и ответьте и проанализируйте: что я сегодня узнал нового? Что у меня хорошо получилось? А над чем нужно поработать? Понравился ли вам урок? (Обсуждение детей и учителя) – Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы. – Заинтересовались ли вы авторской песней? Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно | Формирование интереса к музыкальному искусству | Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия; Развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся, критичности |