СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 7 классе очень интересная биология, работай да работай

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 7 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«БИОЛОГИЯ.МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 7 КЛАСС»

Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии5—9классы

Авторы: И.Н.Пономарева;учебник В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко- «Вентана-Граф». Общее количество часов —70, в неделю —2часа.

Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе,электронное приложение к учебнику.

п\п

Дата проведе-ния

Наименование разделов и тем

Кол - во часов

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля

С применением:

Учебно-лабора-торного и нагляд-ного оборудо-вания

ЦОРы

I. Общие сведения о мире животных

3 часа.

1.1


Зоология – наука о животных.


Знать: Определение Зоологии. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение.




2.2



Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе.


Знать Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.




3.3


Классификация животных. Основные систематические группы.


Знать: Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.




II. Строение тела животных

4 часа

1.4


Клетка.


Знать: Особенности животной клетки




2.5


Ткани.


Знать: Особенности животных тканей




3.6


Органы и системы органов.


Знать Органы и системы органов животных. Регуляция деятель­ности органов, систем органов и целостного организма.




4.7


К.р. №1. «Строение тела человека».






III. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4 часа

1.8


Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.


Знать Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Внешний вид и внутреннее строение амёбы (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Уметь определять основных представителей разных типов простейших.




2.9


Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.


Знать Признаки эвглены зеленой как простейшего, сочетающее черты животных и растений.


Л.р. №1. «Изучение строения эвглены зелёной».


3.10



Тип Инфузории.


Знать Признаки инфузории-туфельки как более сложного простейшего.

Уметь определять основных представителей разных типов простейших.


Л.р. №2. «Изучение строения инфузории-туфельки».


4.11


К.р. №2. Подцарство Простейшие».






IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2 часа

1.12


Тип Кишечнополостные. Общая характеристика на примере пресноводной гидры.


Знать Общую характеристику типа кишечнополостных . Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры.




2.13


Морские кишечнополостные.


Знать Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.




V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6 часов (резерв 1 час)

1.14


Тип Плоские черви. Белая планария.


Знать Разнообразие червей. Типы червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя сим­метрия.




2.15


Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.


Знать Свиной (либо бычий) цепень и печеночный сосальщик как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.




3.16


Тип Круглые черви. Класс Нематоды


Знать Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных.




4.17


Тип Кольчатые черви. Класс Многощитинковые.


Знать Кольчатые черви. Многообразие, Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделе­ние, дыхание. Размножение и развитие.




5.18


Класс Малощетинковые.


Знать Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах




6.19


К.р. №3. «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».






VI. Тип Моллюски

5 часов

1.20


Общая характеристика типа Моллюсков.


Знать Понятие о двухсторонней симметрии. Внешнее внутреннее строение. Происхождение.




2.21


Класс Брюхоногие моллюски


Знать :Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Строение и жизнедеятельность.




3.21


Класс Двустворчатые моллюски.


Знать Беззубка (или перловица. Их места обитания. Особенности строения и жизнедеятельности.




4.23


Класс Головоногие моллюски.


Знать Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения.




5.24


К.р. №4. «Тип Моллюски».






VII. Тип членистоногие

4 часа (резерв 1 час)

1.25


Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.


Знать Общая характеристика типа. Общая характеристика класса Ракообразные. Речной рак. Особенности стро­ения. Многообразие ракообразных.




2.26


Класс Паукообразные.


Знать Общая характеристика и много­образие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение.




3.27


Класс Насекомые.


Знать Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Размножение и развитие насекомых Типы развития. Важнейшие отряды насекомых Уметь определять классы членистоногих, а в этих классах – основных представителей. Знать:




4.28


К.р. №5. «Тип Членистоногие».






VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1 час

1.29


Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника.


Знать Значение хорды, классификация типа. Подтип Бесчерепные Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника.




IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

5 часов (резерв 1 час)

1.30



Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы


Знать Общая характеристика подтипа. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб.




2.31



Внутреннее строение костной рыбы.


Знать Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Расположение и значение органов чувств.




3.32


Особенности размножения рыб.


Знать Особенности размножение и развитие рыб. Особенности поведения.




4.33


Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.


Знать Особенности классов Хрящевые и Костные рыбы.




5.34


К.р. №6. «Надкласс Рыбы».






X. Класс Земноводные или Амфибии

4 часа (резерв 1 час)

1.35


Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение на примере лягушки. Скелет и мускулатура.


Знать Общая характеристика класса. Внешнее строение лягушки. Внутреннее строение: скелет и мускулатура.




2.36


Строение и деятельность систем органов.


Знать Особенности внутреннего строения.




3.37


Годовой цикл жизни земноводных. Многообразие видов.


Знать Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Годовые жизненные циклы. Размножение. Развитие земноводных.




4.38


К.р. №7. «Класс Земноводные».






XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

4 часа (резерв 1 час)

1.39


Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы.


Знать Особенности класса Пресмыкающиеся. Более совершенные черты строения.




2.40


Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.


Знать Система внутренних органов. Размножение и развитие.




3.41


Многообразие пресмыкающихся.


Знать Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.




4.42


К.р. №8. «Класс пресмыкающиеся».






XII. Класс Птицы

6 часов (резерв 2 часа)

1.43


Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.


Знать Общая характеристика класса Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Строение пера.


Л.р. №4. «Внешнее строение птиц. Строение перьев»


2.44


Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.


Знать Строение скелета и его особенности. Приспособленность к полету.


Л.р. №5. «Строение скелета птиц»


3.45


Внутреннее строение птиц.


Знать Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения.




4.46


Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц.


Знать Органы размножения. Развитие зародыша. Выводные и гнездовые птицы.




5.47


Многообразие птиц.


Знать Систематические группы птиц, надотряды: Пингвины, Страусовые, типичные Птицы. Экологические группы: по местам гнездования, по типу питания, общность происхождения, степень родства. Птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, побережий водоемов и болот. Хищники.




6.48


К.р. №9. «Класс Птицы».






XIII. Класс Млекопитающие или Звери

9 часов (резерв 3 часа)

1.49



Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих


Знать Общая характеристика класса (особенности внешнего строения, шерсть, строение желез). Места обитания млекопитающих.




2.50


Внутреннее строение млекопитающих.


Знать Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения.




3.51


Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих.


Знать Размножение. Развитие зародыша: плацента. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.




4.52


Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.


Знать Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи. Медвежьи).




5.53


Отряды: Ластоногие, Китообразные,


Знать Особенности отрядов Ластоногие, Китообразные.




6.54


Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные.


Знать Особенности отрядов Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.




7.55


Отряд Приматы.


Знать Особенности отряда Приматы.




8.56


Экологические группы млекопитающих.


Знать: Приматы Основные экологические группы млекопитающих лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных





9.57


К.р. №10. «Класс Млекопитающие».






X. Заключение по курсу биологии 7 класса

1 час

1.58


Подведение итогов














Тема урока: «Класс Насекомые»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лекция; лабораторный урок.

Цели урока:  расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2

Задачи:


Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).


Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.


Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.


Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.


Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.


Фронтальная

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

(2– 3мин.)

Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:

Бродят в траве золотые букашки. 

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, 

Спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры 

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять. 


 Правильно. О насекомых.


Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые. 

Запишем тему урока в тетрадь.

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? (лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)


   







Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

Фронтальная.







Учащиеся отвечают на вопросы.

(Класс Насекомые).















Запись в тетрадь.

Индивидуальная деятельность учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых).

3. Проверка знаний.

(4- 5 мин.)

Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3

Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.

У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.


Тест Общая характеристика членистоногих

1.Тело членистоногих покрыто

А. Роговой кожей

Б. Раковиной из углекислого кальция

В. Хитиновым покровом

2. У всех членистоногих имеются

А. Конечности в виде параподий

Б. Членистые конечности

В. Ножковидные выросты тела

3. Предками всего типа членистоногих были

А. Водные животные

Б. Сухопутные животные

В. Как почвенные обитатели, так и водные

4. Членистоногие произошли от группы

А. Плоских червей

Б.Моллюсков

В. Кольчатых червей

5. Полость тела у членистоногих

А. Первичная

Б. Смешанная

В. Вторичная

6. Кровеносная система у членистоногих

А. Незамкнутая

Б. Замкнутая

В. Отсутствует

7. Органы чувств членистоногих

А. Развиты плохо

Б. Развито только осязание и равновесие

В. Развиты хорошо

8. Членистоногие

А. Преимущественно водные формы

Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели

В. Освоили все среды обитания

9. Членистоногие

А. Вымирающая группа организмов

Б. Самый многочисленный тип

В. Имеют небольшую численность

10. Для членистоногих характерно:

А. Только половое размножение

Б. Бесполое размножение

В. Вегетативное размножение


Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4).

1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.

(критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)

Классы: Ракообразные, Паукообразные.





Индивидуальная.














































1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.



Работа в парах.

4.Изучение нового материала

(25 мин.)


Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.

Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще.

Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6

Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым?

В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.

Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.

1. История названия класса

Вопрос. За что они получили такое название?

- Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.

2. Условия жизни.

Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые?

Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни (бабочки, кузнечики, жуки, мухи, стрекозы и др.). Имеются насекомые, живущие в воде (клопы - водомерки, гладыши, жуки плавунцы и др.). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы и др.). Слайды № 7-9

-Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0С.

3. Типы ротового аппарата.

– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10

4.Образ жизни представителей класса.

– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11

-Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125. 

Строение тела насекомого.

Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15

Лабораторная работа “ Изучение представителей

отряда насекомых ”.

Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.


Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.


Ход работы

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.

  1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

  1. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

  2. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.

  3. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

  4. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.

  5. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо­щью лупы дыхальца.

  6. Зарисуйте майского жука.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.




Фронтальная






Учащиеся отвечают на вопрос:

К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев.






Проблемно – поисковая деятельность учащихся.



Учащиеся отвечают на вопрос:

-Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.



Рассматривание коллекций, таблиц, презентации.















Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.








Анализ, сравнение, вывод.


Проблемно – поисковая деятельность учащихся.


Индивидуальная.


Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65)








Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа)



Фронтальная.


5.Закрепление

  1. мин.)

Задание 1. (Слайд №16)

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

Признак животного

Особенности класса насекомых

Биологическое значение признака.

1. Движение.

 

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.

2. Деление тела на отделы.

Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.

 

3.

Разнообразное строение ротовых органов.

Возможность использовать разнообразной пищи.

4. Ориентация в окружающей среде.

 

Способность находить пищу, обнаруживать врагов.

5. Размеры тела.

Небольшие размеры.

 

6. Способ дыхания.

 

Потребление для дыхания атмосферного кислорода.

7.

Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.

Наличие более сложных рефлексов.


Задание 2. (Слайд №17)

Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых.



Фронтальная.




Работа с таблицей.






















Ответы учеников:

  • разделение тела на голову, грудь и брюшко;

  • наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,

  • наличие ротового аппарата различного типа,

  • наличие крыльев, трех пар конечностей,

  • наличие трахейной системы.

  • наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом.

6.Рефлексия

(1 мин.)


Подведение итогов урока:

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Ребята, мы выполнили задачу урока?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

(методика цветопись Лутошкина):

Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.

Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,

каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)

Фронтальная.








Анализ и оценка деятельности на уроке.


Индивидуальная.


7.Домашнее задание

(1 мин.)


Домашнее задание: параграф №15, ответить на вопросы №1-3 после параграфа устно.

Вот и всё. Благодарю вас за работу.

До свидания!


Индивидуальная.





Список используемой литературы.

  1. И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование «Биология. 7 класс»

  2. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.

  3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные. 7 класс» М.: Дрофа, 2013г

  4. Латюшин В. В., Уфимцева Т. А. «Тематическое и поурочное планирование» - зоология 7 класс.

  5. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

  6. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. «Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные».