СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Ферменты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии в 8 классе с использованием оборудования "Точка роста"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 8 класс "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Ферменты"»

Кожухаренко Валентина Ивановна

Технологическая карта урока с использованием ЭОР и оборудованием «Точка роста»

Учитель: Кожухаренко В.И.

Предмет: биология

Класс: 8

Авторы УМК: Д.В.Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек»

Тема урока: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Ферменты.

Тип урока: получения и закрепления новых знаний.

Технология: проблемное обучение.

Методы: проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Виды деятельности: работа в парах, работа с текстом учебника и таблицами, работа с цифровой лабораторией «Точка роста»

Образовательные ресурсы: ЭОР «Российская электронная школа», оборудование «Точка роста», презентация к уроку.

Цель: организация деятельности учащихся по изучению и закреплению знаний о процессе пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке и роли ферментов в данных процессах.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о процессах пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке и роли ферментов в данных процессах.


Развивающая: способствовать формированию умений работать с информационным текстом, выделять главные ключевые понятия, сопоставлять и выделять существенные признаки процессов пищеварения в разных отделах пищеварительного тракта, продолжать осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты работы.


Воспитательная: создать условия для стимулирования учащихся к самостоятельному поиску решений задач; укреплять навыки коммуникативного взаимодействия в группах.


Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны знать строение желудка и двенадцатиперстной кишки, механизм процесса пищеварения в данных отделах пищеварительного тракта, обосновывать действие ферментов в пищеварении.

Метапредметные (формируемые УУД)

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию знаний

Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.

Личностные: осознавать значимость правильного питания для сохранения собственного здоровья и возможных последствий его нарушения.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Мотивационный.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучать многоступенчатый процесс пищеварения в организме человека.

Проблемный вопрос: «Зачем необходимо такое количество разных отделов в пищеварительном тракте человека?»

Понять и сформулировать ответ на этот вопрос нам поможет сравнение пищеварения в 3 отделах ЖКТ человека: ротовой полости, желудке и двенадцатиперстной кишке.

Вопрос: какие процессы переработки пищи происходят в ротовой полости? Что способствует осуществлению данных процессов?

Учащиеся обсуждают, анализируют результаты таблицы,


Особенности пищеварения в ротовой полости:

Механическая переработка (зубы, язык)

Начало химической переработки (расщепляется крахмал под действием ферментов )


Этап целеполагания

Проблемный вопрос: исходя из темы урока, попробуйте сформулировать:

1.Что вы должны узнать в ходе данного урока?

2. Отличаются ли процессы пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке от процессов обработки пищи в ротовой полости?



Анализируют название темы, пытаются раскрыть смысл, заложенный в формулировке (навыки смыслового чтения)



Понимание проблемы урока, развитие потребности в получении новой информации.

Формулируют цель и задачи урока:

-Изучить строение и особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке

- Сравнить особенности пищеварения в указанных отделах с особенностями обработки пищи в ротовой полости. Есть ли отличия?

Этап организации получения новых знаний

Знакомит с формой работы на уроке (план урока). Обозначает принципы работы, алгоритм выполнения заданий.

При изучении процесса пищеварения в желудке и 12- перстной кишке, вы продолжаете заполнять сводную таблицу «Пищеварение», которую начали на прошлом уроке.

Внимательно слушают учителя, осознают значимость работы в парах для изучения темы.

Готовность к выполнению заданий



Изучение нового материала

Переходим непосредственно к отделу, в котором осуществляется второй этап ферментативной обработки поступившей пищи, – желудку.

Задание: просмотрите видеофрагмент учебного ролика «Пищеварение в желудке». Обратите внимание на следующую информацию:

1.Особенности строения и работы желудка.

2.Осуществляется ли в нем механическая обработка пищи?

3. Химическая переработка?

4. Чем отличается расщепление веществ желудке от ротовой полости?

Просматривают ролик с ЭОР – Российская электронная школа. https://resh.edu.ru

Фрагмент урока «Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке»


Отвечают на поставленные вопросы.

Результаты заносят в таблицу

Механическая – сокращение стенок желудка

Химическая - расщеплении ферментами молекул белков

Отличия:

РП – расщепляется крахмал

Желудок – белки.


Отдел

Строение

Функции

Пищеварительные железы

Ферменты

рН среды

Какие вещества расщепляются

Желудок







12-перстная кишка








Задание : просмотрите видеофрагмент учебного ролика «Пищеварение в 12-перстной кишке».

Что вы можете сказать об особенностях пищеварения в двенадцатиперстной кишке?


Просматривают ролик с ЭОР – Российская электронная школа. https://resh.edu.ru

Отвечают на поставленные вопросы.

Результаты заносят в таблицу

В этот отдел тонкого кишечника впадают протоки пищеварительных желез (печени и поджелудочной железы). Содержит ферменты, расщепляющие почти все органические соединения: пептиды, углеводы и жиры


Проблемный вопрос: почему в разных отделах ЖКТ расщепляются разные вещества? Условия процесса пищеварения в разных отделах?

З

адание: используя мультидатчик рН-среды (цифровая лаборатория «Точка роста)», определите рН среды желудочного сока (аналог) и кишечного сока. Полученные результаты занесите в таблицу .

Работают с оборудованием.

Работаю разные ферменты.

Разное значение рН среды

























Этап закрепления полученных знаний в интеграции накопленного опыта

Проблемный вопрос: на основе заполненной таблицы, сделайте вывод:

1. Есть ли отличия в процессах пищеварения в двенадцатиперстной кишке, желудке и ротовой полости?

2. В чем они заключаются?

Анализируют результаты таблицы. Делают вывод об особенностях пищеварения в отделах ЖКТ

Отличия :

1.Расщепление разных питательных веществ

2.Действуют разные ферменты

3 Разная среда для действия ферментов


А теперь на основе уже имеющихся у вас к концу урока знаний постарайтесь ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Так ли необходимо наличие нескольких отделов в пищеварительном тракте человека?»

Обобщают новый материал, формулируют вывод по уроку, отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос.

Необходимость нескольких отделов вызвана тем, что:

Едим разную по составу пищу: содержание белков, жиров и углеводов. Каждые из этих веществ требуют определенных условий для их расщепления. Каждый отдел отличается своим строением и условиями процесса пищеварения


Рефлексивный

Оцените свою работу на уроке. Был ли урок вам интересен?

  1. Мне было интересно на уроке, я узнал много нового!

  2. Мне был не очень интересен материал урока. Было то, что я не понял.

  3. Мне было скучно! Я ничего не понял

Оценивают свою работу на уроке по предложенным на слайде критериям.

Самоанализ , оценка собственной работы на уроке.

Домашнее задание

Задание на формирование естественно-научной грамотности.

Ситуационная задача.

«Петя с друзьями выходной день провели за играми в снежки, катанием с горок, валянием в снегу. К вечеру у Пети поднялась температура, появился насморк, сильный кашель. Вызвали врача. Доктор поставил неутешительный диагноз - бронхит! Назначили антибиотики. После курса лечения антибиотиками, у Пети возникла иная проблема – диарея ( жидкий стул)».

Задание:

1.Изучить текст на стр. 209 , п. 32 «Микроорганизмы кишечника»

2. Почему у Пети возникла новая проблема?

3.Каково значение кишечной палочки, живущей в кишечнике человека.

4. В чем причина появления дисбактериоза?


Отработка навыков работы с текстом учебника:

-смысловое чтение

-выделение главного

- поиск ответа на проблемный вопрос к заданию.


Решенная ситуационная задача