Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Настрой на продуктивную деятельность на уроке |
Мотивационный. Актуализация знаний. | Мы продолжаем изучать многоступенчатый процесс пищеварения в организме человека. Проблемный вопрос: «Зачем необходимо такое количество разных отделов в пищеварительном тракте человека?» Понять и сформулировать ответ на этот вопрос нам поможет сравнение пищеварения в 3 отделах ЖКТ человека: ротовой полости, желудке и двенадцатиперстной кишке. Вопрос: какие процессы переработки пищи происходят в ротовой полости? Что способствует осуществлению данных процессов? | Учащиеся обсуждают, анализируют результаты таблицы, | Особенности пищеварения в ротовой полости: Механическая переработка (зубы, язык) Начало химической переработки (расщепляется крахмал под действием ферментов ) |
Этап целеполагания | Проблемный вопрос: исходя из темы урока, попробуйте сформулировать: 1.Что вы должны узнать в ходе данного урока? 2. Отличаются ли процессы пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке от процессов обработки пищи в ротовой полости? | Анализируют название темы, пытаются раскрыть смысл, заложенный в формулировке (навыки смыслового чтения) Понимание проблемы урока, развитие потребности в получении новой информации. | Формулируют цель и задачи урока: -Изучить строение и особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке - Сравнить особенности пищеварения в указанных отделах с особенностями обработки пищи в ротовой полости. Есть ли отличия? |
Этап организации получения новых знаний | Знакомит с формой работы на уроке (план урока). Обозначает принципы работы, алгоритм выполнения заданий. При изучении процесса пищеварения в желудке и 12- перстной кишке, вы продолжаете заполнять сводную таблицу «Пищеварение», которую начали на прошлом уроке. | Внимательно слушают учителя, осознают значимость работы в парах для изучения темы. | Готовность к выполнению заданий |
Изучение нового материала | Переходим непосредственно к отделу, в котором осуществляется второй этап ферментативной обработки поступившей пищи, – желудку. Задание: просмотрите видеофрагмент учебного ролика «Пищеварение в желудке». Обратите внимание на следующую информацию: 1.Особенности строения и работы желудка. 2.Осуществляется ли в нем механическая обработка пищи? 3. Химическая переработка? 4. Чем отличается расщепление веществ желудке от ротовой полости? | Просматривают ролик с ЭОР – Российская электронная школа. https://resh.edu.ru Фрагмент урока «Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке» Отвечают на поставленные вопросы. Результаты заносят в таблицу | Механическая – сокращение стенок желудка Химическая - расщеплении ферментами молекул белков Отличия: РП – расщепляется крахмал Желудок – белки. |
Отдел | Строение | Функции | Пищеварительные железы | Ферменты | рН среды | Какие вещества расщепляются | Желудок | | | | | | | 12-перстная кишка | | | | | | | |
| Задание : просмотрите видеофрагмент учебного ролика «Пищеварение в 12-перстной кишке». Что вы можете сказать об особенностях пищеварения в двенадцатиперстной кишке? | Просматривают ролик с ЭОР – Российская электронная школа. https://resh.edu.ru Отвечают на поставленные вопросы. Результаты заносят в таблицу | В этот отдел тонкого кишечника впадают протоки пищеварительных желез (печени и поджелудочной железы). Содержит ферменты, расщепляющие почти все органические соединения: пептиды, углеводы и жиры |
| Проблемный вопрос: почему в разных отделах ЖКТ расщепляются разные вещества? Условия процесса пищеварения в разных отделах? З адание: используя мультидатчик рН-среды (цифровая лаборатория «Точка роста)», определите рН среды желудочного сока (аналог) и кишечного сока. Полученные результаты занесите в таблицу . | Работают с оборудованием. | Работаю разные ферменты. Разное значение рН среды |
| | | |
Этап закрепления полученных знаний в интеграции накопленного опыта | Проблемный вопрос: на основе заполненной таблицы, сделайте вывод: 1. Есть ли отличия в процессах пищеварения в двенадцатиперстной кишке, желудке и ротовой полости? 2. В чем они заключаются? | Анализируют результаты таблицы. Делают вывод об особенностях пищеварения в отделах ЖКТ | Отличия : 1.Расщепление разных питательных веществ 2.Действуют разные ферменты 3 Разная среда для действия ферментов |
| А теперь на основе уже имеющихся у вас к концу урока знаний постарайтесь ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Так ли необходимо наличие нескольких отделов в пищеварительном тракте человека?» | Обобщают новый материал, формулируют вывод по уроку, отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос. | Необходимость нескольких отделов вызвана тем, что: Едим разную по составу пищу: содержание белков, жиров и углеводов. Каждые из этих веществ требуют определенных условий для их расщепления. Каждый отдел отличается своим строением и условиями процесса пищеварения |
Рефлексивный | Оцените свою работу на уроке. Был ли урок вам интересен? Мне было интересно на уроке, я узнал много нового! Мне был не очень интересен материал урока. Было то, что я не понял. Мне было скучно! Я ничего не понял | Оценивают свою работу на уроке по предложенным на слайде критериям. | Самоанализ , оценка собственной работы на уроке. |
Домашнее задание | Задание на формирование естественно-научной грамотности. Ситуационная задача. «Петя с друзьями выходной день провели за играми в снежки, катанием с горок, валянием в снегу. К вечеру у Пети поднялась температура, появился насморк, сильный кашель. Вызвали врача. Доктор поставил неутешительный диагноз - бронхит! Назначили антибиотики. После курса лечения антибиотиками, у Пети возникла иная проблема – диарея ( жидкий стул)». Задание: 1.Изучить текст на стр. 209 , п. 32 «Микроорганизмы кишечника» 2. Почему у Пети возникла новая проблема? 3.Каково значение кишечной палочки, живущей в кишечнике человека. 4. В чем причина появления дисбактериоза? | Отработка навыков работы с текстом учебника: -смысловое чтение -выделение главного - поиск ответа на проблемный вопрос к заданию. | Решенная ситуационная задача |