УМК В. В. Пасечника Биология «Линия жизни». 5 класс.
МБОУ «Кардымовская СШ», учитель Полуэктова Е. А.
Тема, класс | «Бактерии как формы жизни». 5 класс |
1. Цели и задачи учебного занятия | сформировать представление о бактериях как об особом Царстве, о их строении, жизнедеятельности, разнообразии; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации; развивать навыки работы в группе. |
2. Планируемые результаты обучения |
Личностные | Патриотическое воспитание: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. Гражданское воспитание: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимо- пониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии. Эстетическое воспитание: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности. Ценности научного познания: понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм); соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. Экологическое воспитание: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. |
Познавательные метапредметные | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами; оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую информацию. |
Коммуникативные метапредметные | Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. |
Регулятивные метапредметные | Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг; овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). |
Предметные | Называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы; понимать особенности строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий, отличия бактерии от других живых организмов; различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям различные биологические объекты: бактерии. проводить описание организма по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности бактерий; выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану); применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация): описывать биологические объекты; использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета; создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии. |
3. Краткое учебное содержание | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Актуализация знаний | Словесные (беседа), наглядные. Отгадайте, что находится в черном ящике по подсказкам: 1) Это самые древние жители нашей планеты. 2) Они имеют простое строение. 3) Могут жить в сложнейших условиях. 4) Некоторые вызывают болезни человека, животных, растений. 5) Почему мы их не видим? |
Постановка учебной задачи | Ответить на вопросы: 1) На какие царства организмов делят живой мир? 2) В чем сходства бактерий с представителями других Царств? 3) Почему бактерий выделили в особое царство? Сравнить строение клеток: растительной и бактериальной. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?». Работа в группах по изучению бактерий: проанализировать текст по разделам «Общая характеристика бактерий», «Особенности строение бактериальной клетки», «Процессы жизнедеятельности бактерий», «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям» |
Закрепление знаний и способов действий | Задания: заполнить схему «Строение бактериальной клетки» (карточки с не подписанными частями клетки); заполнить схему «Форма бактерий». |
Тестовые задания и самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и (или) сформированности видов учебных действий на основе сопоставления их с эталоном |
Рефлексия. Домашнее задание | Технология «Рефлексивная мишень». Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора: «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки. Домашнее задание: 1. Работая с текстом § 2. творческое задание на выбор: индивидуально или в группе создать модель бактериальной клетки; подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии»; составить научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль и оформить как сценарий фильма или мультфильма. |
4. Виды организации учебной деятельности | Организационный момент | Организуют свое рабочее место. |
Актуализация знаний | Фронтальная. Словесные (беседа) Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. С помощью наводящих вопросов формулируют тему, цели урока. |
Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесные (беседа) Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают схемы строения клеток: растительной и бактериальной; делают выводы на основе личных рассуждений. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Работа в группах по поиску новой информации. Фронтальная (обсуждение полученной информации) |
Закрепление знаний и способов действий | Индивидуальная. Задания: заполнить схему «Строение бактериальной клетки» (карточки с неподписанными частями клетки); заполнить схему «Форма бактерий». Фронтальная. Проверка правильности выполнения задания. Групповая. Работают в парах: выполняют тестовые задания и затем осуществляют взаимопроверку правильности выполнения. |
Рефлексия. Домашнее задание | Индивидуальная. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия. Фронтальная. Фронтальная беседа, подведение итогов рефлексии. |
5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия | Организационный момент | Приветствуют учителя |
Актуализация знаний | Отвечают на поставленные вопросы. С помощью наводящих вопросов формулируют тему, цели урока. |
Постановка учебной задачи | Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают схемы строения клеток; делают выводы на основе личных рассуждений. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Самостоятельно в группах осуществляют поиск новой информации и обсуждают полученную информацию. |
Закрепление знаний и способов действий | Самостоятельно заполняют схему «Строение бактериальной клетки» (карточки с неподписанными частями клетки); схему «Форма бактерий». Фронтальная проверка правильности выполнения задания. Выполняют тестовые задания и затем осуществляют взаимопроверку правильности выполнения. |
Рефлексия. Домашнее задание | 1. Оценка собственного результата учебной деятельности. 2. Обсуждение приемов выполнения домашнего задания. |
6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения | Письменные опросы Тестирование: 1) К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят: а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы. 2) Шаровидные бактерии: а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы. 3) Изогнутые бактерии: а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы. 4) Образование бактериями спор — это приспособление к: а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению. 5) Меньше всего бактерий встречается: а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса. Практическое задание: заполнить схему «Строение бактериальной клетки» (карточки с не подписанными частями клетки). Практическое задание: заполнить схему «Форма бактерий». |