Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Усвоение первичных знаний и первичное закрепление Динамическая пауза Закрепление и осмысление результатов урока Рефлексия. Домашнее задание | определение степени успешности выполнения работы. формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публичная защита своей позиции. Осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. актуализация и систематизация знаний об эмоциях, темпераменте, типах нервной деятельности. самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции. анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей. учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья, самоопределение, самосознание. знание особенностей типов нервной деятельности умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. умение и знания по теме; объяснение значение понятий: | Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей… К. Д. Ушинский -Наш урок хочется продолжить со слов известного педагога Константина Дмитриевича Ушинского. - Как вы думаете, что хотел выразить в своих словах К.Д. Ушинский? Слайд 2 - Вам предлагается разгадать ребус, здесь зашифровано понятие, которое вызывает переживания, отношение людей к окружающему миру и к самому себе. Слайд 3 III.Решение учебной задачи. Представьте, что вы сотрудники психологического центра. Вам нужно проанализировать проблемную ситуацию (работа в парах) - Как нам всем известно, люди, попадая в одинаковую ситуацию, ведут себя по-разному. Например, четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Как вы думаете, как можно повести себя в данной ситуации? (отвечают) Слайд 4 Ваши ответы верны. Один из молодых людей разозлился, затеял спор, он требовал, чтобы его пустили в зал. Второй воспринял ситуацию как шутку, попытался уговорить контролера, подкупить его, потом сообразил, что в партер ему не попасть, и можно подняться на верхний балкон, куда проникнуть проще. Третий молодой человек очень спокойно воспринял ситуацию и пошел в буфет, решив, что начнет смотреть спектакль второго действия. Четвертый же сильно расстроился, сказал, что ему вечно не везет, и уехал домой. Как вы думаете, от чего зависит поведение человека, его реакция на происходящие события? Слайд 5 - Вопрос, который мы должны рассмотреть – это темперамент. Слайд 6 - Сформулируйте тему и цели урока. Слайд 7 Разговор об эмоциях мы начнем с вопроса: зачем нужны эмоции? Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы… Может, легко было бы обойтись без радости и страданий, удовольствия и досады, без любви и ненависти? Наша жизнь немыслима без эмоций! - Что такое эмоции? Задание «Выбери понятия» (индивидуальное задание) 1-Г;2-Д;3-В;4-Б;5-А Слайд 8 Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями. Все эмоции делятся на - положительные и отрицательные. -Заполни кластер? Как выглядят различные эмоции? Учащийся выступит в роли психолога). ( у каждого на парте листочки со словами: страх, злость, грусть, удивление, радость, спокойствие) Даша будет читать характеристику эмоций, а вы определите какая это эмоция. Попытайтесь ее изобразить. Кто определит, поднимает руку. 1.Брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы. (Злость) Слайд 9 2.Брови приподняты, глаза расширены, рот открыт. (Страх) Слайд 10 3.Внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.(Грусть) Слайд 11 4.Брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.(Удивление) Слайд 12 5.Брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты. (Радость) Слайд 13 6.Брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.(Спокойствие) Слайд 14 - Назовите из этих эмоций - положительные? - Мы переходим ко второму вопросу. Вопросу - темперамента. Что такое темперамент? - Задание «Выбери понятие» определите, что такое темперамент. Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события. Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом. под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Слайд 15 Различают четыре типа темперамента. У каждого карточки с характеристикой. Сопровождается показом слайдов. Слайд 16 Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем тренинг на определение вашего типа темперамента. Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа. Тренинг для выявления особенностей темперамента. 1.Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать? А) Легко включаешься в работу; Б) Активно действуешь; В) Действуешь спокойно, без лишних слов; Г) Действуешь робко, неуверенно. 2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей? А) Говоришь, что больше так делать не будешь; Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания; В) Выслушиваешь молча; Г) Молчишь, обижен, переживаешь. 3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях? А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других; Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь; В) Медленно, спокойно, но уверенно; Г) С большой неуверенностью. 4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке? А) Легко ориентируешься, проявляешь активность; Б) Активен, очень возбужден; В) Спокойно рассматриваешь окружающее; Г) Робок, растерян. Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше. А - сангвиник. Б - холерик. В - флегматик. Г - меланхолик. Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов. Задание «Работа с рисунками» 1. На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента. Задание: «На основании характеристик, определите тип темперамента» А: Виктор. Походка неторопливая, в развалку. Медлителен. Говорит медленно, но обстоятельно последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам никого не обижает, к ссорам относится равнодушно. Любит порядок. (Флегматик) Б: Борис. Увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Вспыльчив. Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Отзывчив и на хорошее, и на дурное. (Холерик) В: Саша. Очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из состояния равновесия. Обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. На уроках нередко «витает в облаках». Пассивен в общении. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречает трудности, то опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. (Меланхолик). Выполнение разноуровнего тестового задания. - Какие цели мы ставили? - Достигли мы с вами поставленных целей? Слайд 22 1.Выучить основные понятия и термины, уметь сравнивать виды темперамента. 2.Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких. 3.Проведите аутотренинг Г. Айзенко. «Круг темпераментов» В круге для каждого из темпераментов предлагается свой набор из 8 психологических черт. Оцените, насколько те или иные черты присутствуют в вашей личности и поставьте рядом либо плюс, либо минус. Сосчитайте плюсы в перечне каждого из темпераментов и определите соотношение темпераментов в вашей личности. Поясните полученные результаты. Приложение. 4. Выявите, что обозначают понятия: интроверт, экстраверт. Сегодня, каждый из вас узнал, не только какие бывают эмоции, но и свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид. Вспоминайте по чаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь. | Обдумывают слова педагога. Предполагают варианты ответов. Отвечают на вопросы учителя. Решают ребус. + Чувства, переживания, эмоции. Решают проблемную ситуацию, обсуждают решение в парах, высказывают точку зрения. + Характера, темперамента. Формулируют тему и цели урока. Устанавливают соответствие. Отвечают на вопросы учителя. + При помощи эмоций мы выражаем свои чувства. Выполняют и индивидуальное задание «Выбери понятия» Заполняют кластер. Эмоции Положительные Отрицательные Один из учащихся, зачитывает описание эмоций, остальные определяют и изображают эмоции. Вопросы учащимся. Вывод. Вывод: (Положительные эмоции (радость, спокойствие, удивление, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением). – Даша. Назовите из этих эмоций отрицательные эмоции? Вывод: (Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга). Учащиеся выявляют, что такое темперамент. Выступление учащегося. Заполнение схемы типы нервной системы Русский физиолог Иван Петрович Павлов , проводя свои исследования, выявил зависимость типа темперамента от типа нервной системы. Он составил схему. Сила – это способность нервной системы выдерживать раздражители; Уравновешенность – процессов возбуждения и торможения; Подвижность – это легкая и быстрая смена процессов возбуждения и торможения друг друга. Основные особенности темперамента, которые нужно учитывать: 1. Тип темперамента передается по наследству, так как зависит от типа нервной системы; 2. Темперамент не поддается изменениям – сохраняется всю жизнь; 3. В «чистом виде» встречается редко, обычно у человека присутствуют характеристики 2-3 типов, просто один из них преобладает. Слайд 17 Выступление учащихся. Сангвиник(сильный уравновешенный подвижный тип) - очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения. Слайд 18 Холерик (сильный вешенный тип) - бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле. Слайд 19 Флегматик(сильный уравновешенный инертный тип) - очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке. Слайд 20 Меланхолик(слабый тип) - не любит х игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества. Слайд 21 Выполнение аутотренинга. Анализ аутотренинга. Работа с рисунками датского карикатуриста. Анализ выполненной работы. Определяют типы темперамента на основе данных характеристик. Выполняют тестовое задание. Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники. |