СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии "Эмоции и темперамент человека" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок к аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии "Эмоции и темперамент человека" 8 класс»

Технологическая карта урока биологии


Автор

Учитель биологии, географии, химии МОУ Пронинской СОШ Галичского района Викторова Наталья Александровна


Предмет

Биология


Класс

8 класс


Тип урока

Урок комбинированный.


Тема


Эмоции и темперамент человека.

Цель

углубление и расширение знаний по теме «Эмоции и темперамент человека»



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека;

- сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах;


Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности


Основные термины, понятия


Эмоции, жестикуляция, мимика, типы нервной системы: сильный – уравновешенный, сильный – неуравновешенный, сильный – уравновешенный – подвижный, сильный – уравновешенный – неподвижный, слабый, темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, инертный.


Организация пространства


Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах, группах


Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в группах, тестовые задания, раздаточный материал.

Технические средства обучения:

ПК, медиа проектор, презентация к уроку.



Структура урока


1

Организационный этап.

2.

Повторение пройденного

3

Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

4

Создание проблемной ситуации.

5

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление.

6

Динамическая пауза.

7

Закрепление и осмысление результатов урока.

8

Рефлексия деятельности (подведение итогов).

8

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса.


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

самоопределение: внутренняя позиция школьника.

основы системы научных знаний.

Включение в деловой ритм.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся.


Мы продолжаем изучать раздел биологии - Высшая нервная деятельность человека.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест.

2.Повторение пройденного

проявление интереса к поставленной проблеме давать определения понятий: высшая нервная деятельность называть особенности высшей нервной деятельности выявлять познавательные психические процессы умение работать с информацией; умение работать индивидуально .


- Что понимают под высшей нервной деятельностью?

- Каковы особенности высшей нервной деятельности человека?

-Какие психические процессы относят к познавательным?


+ Нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека.

+ Сознание, речь, наличие 2 сигнальной системы.

+ Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление.


Актуализация знаний.

Мотивация.

Целеполагание.











Создание проблемной ситуации.




























Усвоение первичных знаний и первичное закрепление























Динамическая пауза



























































































































































Закрепление и осмысление результатов урока















































Рефлексия.




Домашнее задание






определение степени успешности выполнения работы.

формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

умение слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

публичная защита своей позиции.

Осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

актуализация и систематизация знаний об эмоциях, темпераменте, типах нервной деятельности.

самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

проговаривание последовательности действий на уроке;

работать по плану, инструкции.

анализ объектов с целью выделения признаков;

определение основной и второстепенной информации;

проведение синтеза (восстановление целого из частей);

анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей.

учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья,

самоопределение, самосознание.

знание особенностей типов нервной деятельности умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы;

развитие речевой культуры;

формирование ЗОЖ.






















































































































































контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выстраивание логической цепочки рассуждения;








































рефлексия способов и условий действий.

умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

умение и знания по теме;

объяснение значение понятий:



Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей…
    К. Д. Ушинский

-Наш урок хочется продолжить со слов известного педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

- Как вы думаете, что хотел выразить в своих словах К.Д. Ушинский? Слайд 2

- Вам предлагается разгадать ребус, здесь зашифровано понятие, которое вызывает переживания, отношение людей к окружающему миру и к самому себе. Слайд 3

III.Решение учебной задачи. Представьте, что вы сотрудники психологического центра. Вам нужно проанализировать проблемную ситуацию (работа в парах)

- Как нам всем известно, люди, попадая в одинаковую ситуацию, ведут себя по-разному. Например, четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Как вы думаете, как можно повести себя в данной ситуации? 
(отвечают) Слайд 4
Ваши ответы верны. Один из молодых людей разозлился, затеял спор, он требовал, чтобы его пустили в зал. Второй воспринял ситуацию как шутку, попытался уговорить контролера, подкупить его, потом сообразил, что в партер ему не попасть, и можно подняться на верхний балкон, куда проникнуть проще. Третий молодой человек очень спокойно воспринял ситуацию и пошел в буфет, решив, что начнет смотреть спектакль второго действия. Четвертый же сильно расстроился, сказал, что ему вечно не везет, и уехал домой. 
Как вы думаете, от чего зависит поведение человека, его реакция на происходящие события? Слайд 5

- Вопрос, который мы должны рассмотреть – это темперамент.

Слайд 6

- Сформулируйте тему и цели урока.

Слайд 7

Разговор об эмоциях мы начнем с вопроса: зачем нужны эмоции? Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы… Может, легко было бы обойтись без радости и страданий, удовольствия и досады, без любви и ненависти? Наша жизнь немыслима без эмоций! - Что такое эмоции? Задание «Выбери понятия» (индивидуальное задание)

1-Г;2-Д;3-В;4-Б;5-А Слайд 8

Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.

Все эмоции делятся на - положительные и отрицательные.

-Заполни кластер?

Как выглядят различные эмоции? Учащийся выступит в роли психолога). ( у каждого на парте листочки со словами: страх, злость, грусть, удивление, радость, спокойствие) Даша будет читать характеристику эмоций, а вы определите какая это эмоция. Попытайтесь ее изобразить. Кто определит, поднимает руку. 1.Брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы. (Злость)

Слайд 9 2.Брови приподняты, глаза расширены, рот открыт. (Страх) Слайд 10 3.Внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.(Грусть)  Слайд 11 4.Брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.(Удивление) Слайд 12 5.Брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ

приподняты. (Радость) Слайд 13 6.Брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.(Спокойствие) Слайд 14 - Назовите из этих эмоций - положительные?

- Мы переходим ко второму вопросу. Вопросу - темперамента. Что такое темперамент? - Задание «Выбери понятие» определите, что такое темперамент.

Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события. Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.

под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Слайд 15

Различают четыре типа темперамента. У каждого карточки с характеристикой. Сопровождается показом слайдов. Слайд 16

Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем тренинг на определение вашего типа темперамента.

Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа.

Тренинг для выявления особенностей темперамента.

1.Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) Легко включаешься в работу;

Б) Активно действуешь;

В) Действуешь спокойно, без лишних слов;

Г) Действуешь робко, неуверенно.

2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?

А) Говоришь, что больше так делать не будешь;

Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;

В) Выслушиваешь молча;

Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?

А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;

Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;

В) Медленно, спокойно, но уверенно;

Г) С большой неуверенностью.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?

А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;

Б) Активен, очень возбужден;

В) Спокойно рассматриваешь окружающее;

Г) Робок, растерян.

Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.

  • А - сангвиник.

  • Б - холерик.

  • В - флегматик.

  • Г - меланхолик.

Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.

Задание «Работа с рисунками»

1. На ри­сун­ках дат­ско­го ка­ри­ка­ту­ри­ста Х. Бит­стру­па изоб­ра­же­на ре­ак­ция че­ло­ве­ка, ко­то­рому на шляпу сел слу­чай­ный про­хо­жий.

Опре­де­ли­те по внеш­ней ре­ак­ции че­ло­ве­ка тип его тем­пе­ра­мен­та.

 

Задание: «На основании характеристик, определите тип темперамента»

А:

Виктор. Походка неторопливая, в развалку. Медлителен. Говорит медленно, но обстоятельно последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам никого не обижает, к ссорам относится равнодушно. Любит порядок. (Флегматик)

Б:

Борис. Увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Вспыльчив. Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Отзывчив и на хорошее, и на дурное. (Холерик)

В:

Саша. Очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из состояния равновесия. Обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. На уроках нередко «витает в облаках». Пассивен в общении. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречает трудности, то опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. (Меланхолик).

Выполнение разноуровнего тестового задания.



- Какие цели мы ставили? - Достигли мы с вами поставленных целей?

Слайд 22

1.Выучить основные понятия и термины, уметь сравнивать виды темперамента.

2.Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.

3.Проведите аутотренинг Г. Айзенко. «Круг темпераментов»

В круге для каждого из темпераментов предлагается свой набор из 8 психологических черт. Оцените, насколько те или иные черты присутствуют в вашей личности и поставьте рядом либо плюс, либо минус. Сосчитайте плюсы в перечне каждого из темпераментов и определите соотношение темпераментов в вашей личности. Поясните полученные результаты. Приложение.

4. Выявите, что обозначают понятия: интроверт, экстраверт.

Сегодня, каждый из вас узнал, не только какие бывают эмоции, но и свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.

Вспоминайте по чаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.

Обдумывают слова педагога. Предполагают варианты ответов. Отвечают на вопросы учителя.

Решают ребус.





+ Чувства, переживания, эмоции.















Решают проблемную ситуацию, обсуждают решение в парах, высказывают точку зрения.












+ Характера, темперамента.



Формулируют тему и цели урока.










Устанавливают соответствие.


Отвечают на вопросы учителя.

+ При помощи эмоций мы выражаем свои чувства.



Выполняют и индивидуальное задание «Выбери понятия»


Заполняют кластер.

Эмоции



Положительные Отрицательные

Один из учащихся, зачитывает описание эмоций, остальные определяют и изображают эмоции.

Вопросы учащимся.

Вывод.

Вывод: (Положительные эмоции (радость, спокойствие, удивление, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением). – Даша. Назовите из этих эмоций отрицательные эмоции? Вывод: (Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга).









Учащиеся выявляют, что такое темперамент.





Выступление учащегося. Заполнение схемы типы нервной системы

Русский физиолог Иван Петрович Павлов , проводя свои исследования, выявил зависимость типа темперамента от типа нервной системы. Он составил схему. Сила – это способность нервной системы выдерживать раздражители; 
Уравновешенность – процессов возбуждения и торможения; 
Подвижность – это легкая и быстрая смена процессов возбуждения и торможения друг друга. Основные особенности темперамента, которые нужно учитывать: 
 1. Тип темперамента передается по наследству, так как зависит от типа нервной системы; 
2. Темперамент не поддается изменениям – сохраняется всю жизнь; 
3. В «чистом виде» встречается редко, обычно у человека присутствуют характеристики 2-3 типов, просто один из них преобладает.  Слайд 17

Выступление учащихся.

Сангвиник(сильный уравновешенный подвижный тип) - очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.

Слайд 18

Холерик (сильный вешенный тип) - бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле. Слайд 19

Флегматик(сильный уравновешенный инертный тип) - очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке. Слайд 20

Меланхолик(слабый тип) - не любит х игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.

Слайд 21

Выполнение аутотренинга.





Анализ аутотренинга.













Работа с рисунками датского карикатуриста.





Анализ выполненной работы.







Определяют типы темперамента на основе данных характеристик.





































Выполняют тестовое задание.








Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники.