СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии Химический состав клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии Химический состав клетки»

Приложение 3.1.5.

Технологическая карта урока биологии


Тема

Химический состав клетки.

Цель

Изучить химический состав клетки; выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи

Образовательные: сформировать понятие о химическом составе клетки; о роли неорганических и органических веществ в жизнедеятельности клетки.

Развивающие: способствовать умению анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов; организовывать совместную деятельность на конечный результат; выражать свои мысли.

Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду; развитие речевой культуры, познавательного интереса, культуры общения.

Основные термины, понятия

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Планируемые результаты

  • Предметные




Метапредметные:

1.Регулятивные





2.Коммуникативные




3.Познавательные









4.Личностные:






  • знать химический состав клетки;

  • рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

  • уметь отличать органические вещества от неорганических.



  • самостоятельно определять цель учебной деятельности;

  • самостоятельно искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • волевая саморегуляция.


  • обсуждать в рабочей группе информацию;

  • слушать товарища и обосновывать свое мнение;

  • выражать свои мысли и идеи.


  • работать с учебником;

  • находить отличия;

  • составлять схемы – опоры;

  • работать с информационными текстами;

  • объяснять значение новых слов;

  • сравнивать и выделять признаки;

  • уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.


  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

  • оценивать собственный вклад в работу группы.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая




  • учебник

  • рабочая тетрадь

  • плакат «Строение клетки»

  • семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля

  • уксус, пероксид водорода

Технические средства обучения:

  • компьютер

  • медиапроектор










Конспект урока «Химический состав клетки».

Этап занятия, его цель

Действия педагога

Дидактический материал

Действия учащихся

Формируемые на данном этапе УУД

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.



Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Регулятивные

Волевая саморегуляция.

2.Актуализация знаний и мотивация

Цель: актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания.

Создает проблемную ситуацию.

Сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

1.Раствор марганцовки с уксусом красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду зеленое окрашивание.

2.В раствор марганцовки добавляем раствор перекиси водорода обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке?

(учитель комментирует высказывания ребят).

Действительно, произошло химическое превращение одного вещества в другое, т.к. мы наблюдали изменение цвета.

Раствор марганцовки с уксусом, сода, раствор перекиси водорода.

Ученики анализируют предложенный материал, высказывают свои предположения.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдение правил речевого этикета, отстаивание своей точки зрения.

Личностные

Самооценка.

3. Постановка учебной задачи

Цель: фиксация причины затруднения Формулировка цели урока.

Нацеливает учеников на выяснение причин затруднения, мотивирует на получение нового знания.

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и …(внутри нас).

Я прошу Вас обратить внимание на экран.

1.Мухомор, медведь, ромашка и кишечная палочка – это (живые организмы).

2.Все живые организмы состоят из …(клеток).

3.А что же входит в состав клеток?


Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Теперь вам будет совсем не трудно сказать, какова тема нашего урока.

(Педагог поддерживает и подбадривает высказывания учеников).

Зачем же нам с Вами знать из каких веществ состоят клетки?

Какого результата мы хотим достичь?



Компьютерная презентация №1.

















Компьютерная презентация №2.














Компьютерная презентация №3 «Тема урока».



















Дети заканчивают фразы, сказанные учителем.




Высказывают свои мнения (сталкиваются с затруднением).

Высказывают свое мнение (из чего состоят клетки, что входит в состав клеток).


Формулируют тему и цель урока.



Высказывают свое мнение (что люди тоже являются живыми организмами; о необходимости знать из каких веществ состоят все живые организмы).

Регулятивные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Волевая саморегуляция.

Анализ полученной информации, обобщение и, как следствие, вывод.

Целеполагание.


Познавательные

Овладение логическими действиями анализа, синтеза обобщения.


Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.


Личностные

Осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

4. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)

Цель: устранение возникшего затруднения.

Учитель организует деятельность детей по принятию плана действий. Что же нам надо сделать, чтобы дойти до цели?

(Учитель при необходимости помогает составить план).



Как мы будем искать ответы на поставленные вопросы? Что нам в этом поможет?




Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр.56 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».



Компьютерная презентация №4 «Цель урока».

Компьютерная презентация №5 «Задачи урока».










Компьютерная презентация №6 «Вещества клетки».

Разрабатывают план действий, ставят задачи.

Ребята высказывают свои предположения:

1.Какие вещества входят в состав клеток;

2.Как доказать наличие этих веществ


Ребята высказывают свои предположения:

1.При помощи учебника

2.При помощи эксперимента


Работа с учебником по поиску информацию; анализ полученной информации; отбор информации необходимой для данного урока.


Заполнение в тетради схемы.

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


Познавательные

Умение работать с учебником.

Умение находить отличия, составлять схемы.


Личностные

Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание.


5. Первичное закрепление и дальнейшая актуализация нового материала.


Цель: проговаривание нового знания и устранение затруднения.

Организует первичный самоконтроль.

А теперь проверьте себя; сравните свою схему со схемой на экране.


С первой задачей мы с Вами справились: выяснили, какие вещества входят в состав клеток?

Как будем доказывать наличие различных веществ в составе клеток живых организмов?

Учитель нацеливает детей на работу в группах; раздает им карточки инструктажи для выполнения эксперимента.










По мере выполнения в тетрадях заполняется таблица.




Замечательно, каждая группа провела свой небольшой эксперимент. Теперь я предлагаю Вам познакомить с результатами Ваших опытов своих одноклассников.


Компьютерная презентация №7 «Вещества клетки».

Для 1 группы:

сухие листья, спиртовка, держатель.

Для 2 группы: семена огурца, спиртовка, держатель.

Для 3 группы: свежие семена подсолнечника, фильтровальная бумага.

Для 4 группы: картофель, раствор йода.

Для 5 группы: мука, вода, предметное стекло, стеклянная палочка.


Компьютерная презентация №8 «Таблица: Вещества клетки»














Работают в тетрадях, осуществляют проверку, анализируют и корректируют ошибки.






Высказывают свои предположения (при помощи эксперимента).



Распределяют обязанности, проводят эксперимент.











По мере выполнения эксперимента в тетрадях заполняют таблицу.



Происходит взаимообучение одноклассников.


Коммуникативные

Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля.


Познавательные

Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.


Регулятивные

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью.


6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу (эталону)



Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Самооценка и самоконтроль. Анализ ошибок.

Создание ситуации успеха («Я справился!»)

Давайте посмотрим, насколько полно и правильно вы усвоили то, о чем мы сегодня говорили. Предлагаю выполнить следующее задание. После его выполнения вы проверите работу соседа.




Прием «Горячий стул».

К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. На доске пишутся понятия, термины изученные на уроке. Учащиеся класса, не называя слово, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово: «органические вещества». «неорганические вещества», «белки», «жиры». «углеводы»


Компьютерная презентация № 9 «Задания».

Ученики обсуждают критерии оценивания:

«5» – 0-1 ошибка

«4» – 2 ошибки

«3» – 3 ошибки

«2» – более трех ошибок.

Выполняют задание и самостоятельно проверяют соседа по парте с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок.

Регулятивные

Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, коррекция.

Оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.


Познавательные

Умение устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


Личностные

Личная ответственность.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)


Цель: самооценка учащимися собственной деятельности.

Учитель подводит учащихся к осознанию результатов их деятельности на уроке, выполнении поставленных целей, анализу, рефлексии.

Все ил Вам было понятно в течение урока?

Какая часть урока Вам показалась наиболее интересной?

Какая часть урока вызвала затруднение?

Какое у Вас настроение после урока?

Можем ли мы использовать полученные знания в повседневной жизни?

Перед вами три карточки:

Красная– удовлетворительно;

Желтая – хорошо;

Зеленая – отлично.

Прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашим ощущениям.

(Учитель комментирует оценки, полученные учениками на уроке.)

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.


Ученики подводят итоги своей деятельности на уроке, сравнивают поставленную цель с полученным личным результатом.


Ученики высказывают свою точку зрения.

Приводят примеры практического применения полученным знаниям.





Дети осуществляют рефлексию, результат которой выражают разноцветными карточками.


Познавательные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы о возможности использования полученных результатов в учёбе и жизни.


Личностные

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом,

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения.


8. Информация о домашнем задании.



Ученикам предлагается дифференцированное домашнее задание.






Молодцы! Спасибо за урок!

Компьютерная презентация №10 «Домашнее задание».

Обсуждение домашнего задания, прослушивание инструктажа.

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.


Личностные

Адекватное реагирование на трудности.







Образец

Лаборатория 1.

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.



Что исследовали

Что делали

Что наблюдали







Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».


Инструктивная карточка №1.

1.Поместите в пробирку сухие семена огурца и прокалите их на огне.

2.Свои наблюдения запишите в таблицу.

3.Сделайте вывод о том, какое вещество входит в состав клеток?


Инструктивная карточка №2.

1.В фарфоровой ступке подожгите сухие листья.

2.Свои наблюдения запишите в таблицу.

3.Сделайте вывод о том, какое вещество входит в состав клеток?


Инструктивная карточка №3.

1.На клубень картофеля капните йод.

2.Свои наблюдения запишите в таблицу.

3.Сделайте вывод о том, какое вещество входит в состав клеток?


Инструктивная карточка №4.+

1.Между листьями салфетки положите несколько семян подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

2.Свои наблюдения запишите в таблицу.

3.Сделайте вывод о том, какое вещество входит в состав клеток?


Инструктивная карточка №5.+

1.Из муки и воды сделайте немного теста. Потрогайте комочек теста пальцем. Что вы чувствуете?

2.Свои наблюдения запишите в таблицу.

3.Сделайте вывод о том, какое вещество входит в состав клеток?



Задания для самоконтроля (биологический диктант).

  1. Какое вещество используют для обнаружения крахмала?

  2. Вещество – углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

  3. Общее название солей, содержащихся в клетке.

  4. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

  5. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?

  6. Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

  7. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

  8. Группа веществ, к которым относятся белки, жиры и углеводы.



Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.

1. Прокаливание семян

Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.

2. Взвещивание

Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.

Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения)

Теперь давайте мы взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты.

Роль воды в клетке:

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

  2. Входит в состав цитоплазмы.

  3. Составляет основу клеточного сока.

Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.

- лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.

- хвощ – растет, там где кислые почвы.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;

  2. Входят в состав межклеточного вещества.

  3. Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических?

Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт.

Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.

Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Проделаем еще один опыт

Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)

Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)

Роль углеводов в клетке:

  1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.