Формулируем тему урока: «Мхи» Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с Отдела мохообразные, представителей которого мы привыкли называть просто «мхи». Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Но они играют очень важную экологическую роль. Насчитывают мхи около 27 000 видов растений. Встречаются преимущественно в увлажненных местообитаниях, но могут жить и в экстремально сухих для них условиях, проявляя признаки жизни только во время дождей или таяния снега. Что же это за растения? В Отделе Мохообразные выделяют 2 класса: Мохообразные / \ Печеночники Листостебельные мхи (По возможности продемонстрировать живые образцы печеночных мхов.) Печеночники устроены наиболее примитивно, что в совокупности с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди печеночников в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающая риччия. (рис.68 учебника). Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен. (Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных мхов.) Лабораторная работа «Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов». Инструктивная карта (часть I: Зелёный мох кукушкин лён): 1. Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы. 2. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды. 3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа. 4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили? 5. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение. 6. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части. 7. Запишите цвет листьев и стебля. Физкультминутка: Мы чертили, мы писали, Наши пальчики устали (Вращаем сжатыми кулачками в разные стороны) Мы немножко отдохнем (Встряхиваем кистями рук) И опять писать начнем. (Несколько раз энергично сжимаем и разжимаем пальцы рук) Теперь рассмотрим другого представителя листостебельных мхов. К ним, как и кукушкин лен (зеленый мох) относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум. Мы с вами уже узнали, что мхи предпочитают довольно-таки влажные места обитания. Но сфагнум, поселяясь под пологом леса, приводит к еще большему увлажнению и впоследствии - заболачиванию. Чтобы понять, почему это происходит, проведем опыт: ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА Ход выполнения опыта: 1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды. Подождать несколько минут. 2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода 3. Снова взвесить мох Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха? Рассмотрите и зарисуйте предложенные образцы. Инструктивная карта (часть II «Белый или торфяной мох сфагнум»): 1. Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы. 2. Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды? 3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа. 4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение. 5. Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части. 6. Запишите цвет листьев и стебля. Каждый лист сфагнума состоит из клеток двух разных типов: живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и круп- ных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой. Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть. — Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам? (Пигмент Хлорофилл.) — О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.) Т.е. процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках. Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. Поэтому разрастание сфагнума приводит к заболачиванию низинных участков леса. Значение мхов: Значение мхов для человека: - Мхи нашли широкое применение у человека: Сами мхи используют: · Как подстилку и утеплитель для домашних животных •В озеленении. •В строительстве. В Сибири и сейчас высушенный мох применяют при строительстве деревянных домов. •В народной медицине. На рубеже 19-20 веков сфагнум упаковывался и рассылался по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. По результатам было выявлено, что практически все врачи высоко оценили сфагнум, его гигроскопичность, рыхлость и его антибактериальные свойства. Из-за нехватки перевязочных и дезинфицирующих средств сфагнум применяли во время I мировой войны и Великой Отечественной Войны как перевязочный материал. Учитель зачитывает строки В. Рождественского «Мох»: Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке мох без ножки Куда ни глянь, растёт. Он снизу беловатый. Повыше — зеленей. Коль нужно будет ваты— Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. Кроме того отмирая, за многие годы под водой без доступа кислорода, сфагнум образует слой торфа. Торф - особый вид топлива; добывают его, осушая болота. Иногда на дне болота в торфе ждут находки из прошлого - неразложившиеся тела утонувших животных и даже людей. Следовательно, мхи, превратившиеся в торф, также используют: • В топливной промышленности (Рассмотрите образцы торфа из коллекции или слайды) · Как удобрение • В химической промышленности · В медицине Вот как велико значение этих маленьких неприметных растений – мхов для человека! Осталось определить и записать Значение мхов в природе: Положительное: - заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии; - сами мхи и образующийся их них торф являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий, -дезинфицируют и очищают проходящую через них воду; - являются одним из основных компонентов таких экосистем, как моховые болота и тундры, леса, которые в свою очередь служат местом обитания ряда ценных и редких растений Отрицательное: - ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание; - вытесняют на лугах ценные кормовые травы. ОХРАНА А также вспомним, что высохший торф и сухие мхи очень горючи, поэтому сообщества с их участием после осушения или в засушливые годы весьма уязвимы перед огнем! Помните, какие жуткие пожары иногда случаются в лесах и торфяниках? И чаще всего это происходит по вине человека: не затушенный до конца костер, выброшенный в окно транспорта окурок или спичка, просто оставленная бутылка, сработавшая как увеличительное стекло. |