СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе Тема: «Общая характеристика и строение мхов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов (на примере зеленых и сфагновых мхов)

Применение полученных знаний на практике на приемах работы с гербарными образцами мхов

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе Тема: «Общая характеристика и строение мхов»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

в 5 классе по теме «Общая характеристика и строение мхов»


Цель урока

  • Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов (на примере зеленых и сфагновых мхов)

  • Применение полученных знаний на практике на приемах работы с гербарными образцами мхов

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с

  • характерными признаками высших растений,

  • с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов,

  • с практическим значением мха сфагнума;

2. Сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

3. Заложить основы понимания большой значимости болотных экосистем – одного из основных мест обитания мхов.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний; комбинированный урок

Планируемые

образовательные

результаты

Предметныеформирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки, знакомство со строением печеночных и листостебельных  (зеленых и сфагновых) мхов.

Личностныеучатся отличать различные классы мхов, осваивают приемы работы с оптическими приборами (лупа, микроскоп, штативная лупа), проводить опыты и фиксировать полученные результаты.

Метапредметныеразвитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием

методы и формы

обучения

  • объяснительно-иллюстративный; интерактивный методы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.

  • Индивидуальная, в парах, фронтальная

Образовательные

ресурсы

Учебник Биология. 5 класс, учебник/ В.В.Пасечник. М., Линия жизни,2023

Доп. литература для учителя

  1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс:  поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 271с.

  2. Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – 96с.

  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. – 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. – 384с.

  4. Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - http://festival.1september.ru/articles/611848/   ссылка от 14-04-2015

Оборудование

ПК, медиапроектор, слайды, таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»; гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, весы, микроскоп, лабораторное оборудование, микропрепараты “Мох кукушкин лен”, “Мох сфагнум”, коллекция  и (или) презентация «Торф и продукты его переработки».

 

 

Содержательная часть урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация начала процесса обучения, внимания и внутренней готовности учащихся.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

 

2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Графический диктант  (Проверка домашнего задания).

Определите верные и неверные утверждения:


Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата.

Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

 

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

 

3. Мотивация

Это любопытно! Попробуйте угадать или узнать, что изображено на фотографиях?

Слайд 2 «Что изображено на  фото?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 – Правильный ответ:

2 фото слева – Макромир: Тропический лес. Пальмы

2 фото справа - Микромир: Мхи

 

Слайд 2 «Что изображено на фото?»

Обсуждение учащимися, ответы.

Слайд 3 «Правильный ответ». Обсуждение учащимися фото на слайде.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации;

регулятивные: умение преобразовать информацию

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируем тему урока: «Мхи»

Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с Отдела мохообразные, представителей которого мы привыкли называть просто «мхи».

 

Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Но они играют очень важную экологическую роль.

 

Насчитывают мхи около 27 000 видов растений.

Встречаются преимущественно в увлажненных местообитаниях, но могут жить и в экстремально сухих для них условиях, проявляя признаки жизни только во время дождей или таяния снега.

Что же это за растения?

 

В Отделе Мохообразные выделяют 2 класса:

 

                                        Мохообразные

                                            /                 \

                                Печеночники       Листостебельные мхи

                                                               

(По возможности продемонстрировать живые образцы  печеночных мхов.)

Печеночники устроены наиболее примитивно, что в совокупности с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди печеночников в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающая риччия. (рис.68 учебника).

 

Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен.

 

(Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных мхов.)

 

Лабораторная работа «Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов».

 

Инструктивная карта (часть I: Зелёный мох кукушкин лён):

1.      Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

2.      Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

3.      Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

4.      Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

5.      На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

6.      Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.

7.      Запишите цвет листьев и стебля.

 

 

Физкультминутка:

Мы чертили, мы писали,

Наши пальчики устали

(Вращаем сжатыми кулачками в разные стороны)

 

Мы немножко отдохнем (Встряхиваем кистями рук)

И опять писать начнем. (Несколько раз энергично сжимаем и разжимаем пальцы рук)

 

Теперь рассмотрим другого представителя листостебельных мхов.

 

К ним, как и кукушкин лен (зеленый мох) относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум.

Мы с вами уже узнали, что мхи предпочитают довольно-таки влажные места обитания. Но сфагнум, поселяясь под пологом леса, приводит к еще большему увлажнению и впоследствии - заболачиванию.

 

Чтобы понять, почему это происходит, проведем опыт:

 

ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА

 

Ход выполнения опыта:

1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.

Подождать несколько минут.

2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода

3. Снова взвесить мох

 

Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха?

 

Рассмотрите и зарисуйте предложенные образцы.

 

Инструктивная карта (часть II «Белый или торфяной мох сфагнум»):

1.      Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

2.      Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды?

3.      Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

4.      Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.

5.      Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.

6.      Запишите цвет листьев и стебля.

 

Каждый лист сфагнума состоит из клеток двух разных типов:

живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и круп-

ных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой.

Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть.

— Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам?

(Пигмент Хлорофилл.)

— О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях

мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.)

Т.е. процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках.

Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы.

Поэтому разрастание сфагнума приводит к заболачиванию низинных участков леса.

 

Значение мхов:

 

Значение мхов для человека:

- Мхи нашли широкое применение у человека:

Сами мхи используют:

·   Как подстилку и утеплитель для домашних животных

В озеленении.

 

В строительстве.

В Сибири и сейчас высушенный мох применяют при строительстве деревянных домов.

В народной медицине.

На рубеже 19-20 веков сфагнум упаковывался и рассылался по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. По результатам было выявлено, что практически все врачи высоко оценили сфагнум, его гигроскопичность, рыхлость и его антибактериальные свойства.

Из-за нехватки перевязочных и дезинфицирующих средств сфагнум  применяли во время I мировой войны и Великой Отечественной Войны как перевязочный материал.

 

Учитель зачитывает строки В. Рождественского «Мох»:

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу беловатый.

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты—

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

 

Кроме того отмирая, за многие годы под водой без доступа кислорода, сфагнум образует слой торфа.

 

Торф - особый вид топлива; добывают его, осушая болота.

Иногда на дне болота в торфе ждут находки из прошлого - неразложившиеся тела утонувших животных и даже людей.

 

Следовательно, мхи, превратившиеся в торф, также используют:

В топливной промышленности (Рассмотрите образцы торфа из коллекции или слайды)

·   Как удобрение

• В химической промышленности

·   В медицине

Вот как велико значение этих маленьких неприметных растений – мхов для человека!

Осталось определить и записать Значение мхов в природе:

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии;

- сами мхи и образующийся их них торф являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий,

-дезинфицируют и очищают проходящую через них воду;

- являются одним из основных компонентов таких экосистем, как моховые болота и тундры, леса, которые в свою очередь служат местом обитания ряда ценных и редких растений

 

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание;

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

    

ОХРАНА

А также вспомним, что высохший торф и сухие мхи очень горючи, поэтому сообщества с их участием после осушения или в засушливые годы весьма уязвимы перед огнем! Помните, какие жуткие пожары иногда случаются в лесах и торфяниках? И чаще всего это происходит по вине человека: не затушенный до конца костер, выброшенный в окно транспорта окурок или спичка, просто оставленная бутылка, сработавшая как увеличительное стекло.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают схему с доски

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают образцы маршанции и ричии и (или) Рис. учебника

 

 

 

 

 

 

Таблица «Зелёный мох кукушкин лён», Рис. учебника, слайд 4 (Кукушкин лён)

 

 

Учащиеся рассматривают образцы зеленого мха кукушкин лен и выполняют задания Инструктивной карты (часть I) . Работа в парах.

 

По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха кукушкин лен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. учебника и слайд 5:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результатов опыта

 

Учащиеся рассматривают образцы сфагнума и выполняют задания Инструктивной карты (часть II) . Работа в парах.

 

Рис. учебника и слайд 6 

По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха сфагнум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7 (подстилка)

Слайды 8-9 (озеленение)

 

 

Слайд 10 (строительство)

 

 

Слайд 11 (медицина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12 (Торф)

Слайд 13 (Образование торфа)

Слайд 14 (Добыча торфа

 

Слайд 15 (Применение торфа) 

 

 

 

Обсуждение и запись.

Слайд 16 (болота)

Слайд 17 (тундры)

Слайд 18 (леса)

Слайд 19 (лекарственные растения) 

Слайд 20 (охраняемые растения)

 

Слайд 21 (пожары на торфяниках) 

Слайд 22 (лесной пожар)

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации, работа с оптическими приборами и инструментами.

 

 

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

 

Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

владение монологической формой речи.

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формой речи

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы:

 

Подведем итоги урока:

В чем отличие мхов (высших растений) от водорослей (низших растений?)

У мхов имеются:

 - дифференцированные органы (стебли и листья (за исключением некоторых примитивных форм мхов))

ткани (покровная, фотосинтезирующая, проводящая).

Но Мохообразные  - очень древняя группа в царстве растений и по своей организации очень близки к водорослям.

Сходство мхов с водорослями:

·         Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды (как и у продвинутых водорослей типа бурых, красных, некоторых зеленых).

Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней? (Ризоиды — выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.)

·         Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

·         Как и водоросли, мхи не имеют специальных тканей, проводящих воду, - сосудов. Поэтому все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10 — 15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

·         Некоторые примитивные представители отдела - печеночные мхи имеют тело в виде таллома (слоевища), похожего на таллом водорослей.

·         Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться.

·         Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

 

В отделе мохообразных выделяют класс «печеночники» и класс «листостебельные мхи (или настоящие мхи)».

 

К печеночным мхам относятся маршанция, риччия.

В классе листостебельные мхи (или настоящие мхи) мы с вами изучили 2х представителей: зеленый мох кукушкин лен и мох сфагнум, который иногда называют в народе белым или торфяным мхом.

 

 

 

 

 

Регулятивныевыделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд:

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я понял, что…

Меня удивило…

 

Слайд 23 (рефлексия)

Учащиеся выбирают начало фразы, которое наиболее, по их мнению, им подходит в конце данного урока, и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

7. Домашнее задание

Изучить § учебника, уметь отвечать на вопросы 1-5 в конце параграфа.

 

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.