II. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Цель: организовать уточнение и согласование темы и задач урока, мотивировать учащихся к учебной деятельности. | - Как вы думаете, может ли настроение влиять на работу сердца? - Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним? - Назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих? Человек – представитель класса млекопитающих, особенности строения органов кровеносной системы и движения крови в организме млекопитающих вы изучали в курсе зоологии. Поэтому, на сегодняшнем уроке вы без труда сможете изучить кровообращение человека. Определение темы урока, постановка цели, задач (план зафиксирован учителем на доске) | Отвечают, рассуждают. Сердце четырехкамерное, замкнутая кровеносная система, два круга кровообращения Определяют тему, цели, задачи (по известному алгоритму) |
III. | Актуализация знаний. Цель: провести проверку полученных ранее знаний обучающихся о строении и работе сердца, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока. | Давайте узнаем, как вы усвоили знания о строении сердца и его работе. Деятельность: 1.Входное тестирование для обучающихся с использованием ресурса Skysmart Класс. Создан тест, сформирован класс, отправлена ссылка на задания в Эл. Дневник на страницу класса https://edu.skysmart.ru/student/pahepopiki, установлена программа на телефоны учителя и обучающихся. 2. Организует работу в парах по проверке знаний по темам «Строение и работа сердца» с помощью заданий разного уровня сложности. 3. Получает ответы с оценками из Skysmart Класс 4. Выводит шаблоны ответов на экран интерактивной доски, организует общее обсуждение с классом. Инструктивная карточка для 1 группы: Откройте приложение Skysmart Класс, пройдите тестирование по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/pahepopiki время выполнения 8 минут Инструктивная карточка для 2 группы: П одпишите строение сердца: Инструктивная карточка для 3 группы: Заполните таблицу «Фазы сердечного цикла" Фазы сердечного цикла | Продолжитель ность | Состояние створчатых клапанов | Состояние полулунных клапанов | | | | | | | | | | | | | Инструктивная карточка для 4 группы: Учитель физкультуры Иван Петрович решил проверить эффективность выполнения аэробных упражнений учащимися по разнице в частоте пульса до и после нагрузки. Для этого он попросил ребят посчитать пульс в состоянии покоя и после бега на дистанцию 3 км в среднем темпе 12 км/ч. Полученные результаты он занёс в таблицу. № п/п | Имя | ЧСС (уд/мин) | ЧСС после бега (уд/мин) | 1 | Николай | 84 | 162 | 2 | Савелий | 78 | 152 | 3 | Петр | 88 | 140 | 4 | Иван | 81 | 122 | 6 | Слава | 90 | 154 | Кого из ребят можно считать более тренированным на основании этих данных? Объясните свой ответ. Почему у ребят, выполнявших это упражнение, наблюдается увеличение частоты пульса? Инструктивная карточка для 5 группы: Обсудите и сформулируйте ответ на вопрос задачи: Известен опыт немецкого физиолога А. Гольца, в котором удар по животу лягушки вызывает остановку сердца. Подобное явление может произойти и с человеком при ударе в область живота, например, если, неудачно прыгнув, пловец ударился животом о воду. Как это объяснить? Учитель организует проверку заданий Skysmart Класс (задания проверяются автоматически) Выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы, корректирует ответы обучающихся. | Цель: перспективно оценить свою работу с выделением ошибок. 1.Заходят по ссылке на Skysmart Класс и выполняют интерактивные задания в течении 8-10 минут 2.Работают в парах, выбирают задания определённого уровня сложности, обсуждают, отвечают на вопросы, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. 2 группа: 1-левое предсердие 2-левый желудочек 3-правый желудочек 4-правое предсердие 5-аорта 6-легочная артерия 7-легочные вены 8-полые вены 9-духстворчатый клапан 10-полулунный клапан 11-трехстворчатый клапан 12-полулунный клапан 3 группа: Фазы сердечной деятельности: систола предсердий – 0,1 секунда, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты сокращаются предсердия, Систола желудочков – 0,3 секунды, сокращаются желудочки, створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты Стадия диастолы – 0,4 секунды, это стадия расслабления, створчатые открыты, полулунные закрыты 4 группа: 1.Ответ: Иван. Объяснение: у Ивана наблюдается наименьшая разница в частоте пульса до и после нагрузки. 2.Работающим мышцам необходим кислород; Для увеличения притока крови с кислородом к мышцам происходит учащение сердцебиения. 5 группа: Нервная регуляция сердца осуществляется вегетативной нервной системой. Сильное раздражение чувствительных нервных окончаний достигает центров мозга, а оттуда переключается на сердце, что приводит к прекращению сердцебиения Обучающиеся сопоставляют свои ответы с эталонами, оценивают себя. |
IV. | Первичное усвоение новых знаний Цель: создать условия для восприятия новых знаний | Мы убедились, что сердце, как у всех млекопитающих, четырехкамерное, с перегородками. Возникает вопросы: если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце? - И почему она движется? - Что такое кровообращение? - Какова главная причина движения жидкости в замкнутых сосудах? Движение крови происходит благодаря работе органов кровообращения: сердца и замкнутой системе сосудов. Задание1: вспомните, какое строение кровеносной системы имеют основные классы типа Хордовые. Заполните таблицу Рыбы | | Земноводные | | Птицы | | Млекопитающие | | Сверьте с эталоном. Оцените работу. Что стало причиной появления 2-го круга кровообращения? Чем образована кровеносная система? Задание 2. Изучите текст учебника стр.80. Определите виды сосудов по рисунку 36. Какое строение имеют артерии? Какое строение имеют вены? Какое строение имеют капилляры? Что такое артериальная кровь? Что такое венозная кровь? Проблемный вопрос: права ли я буду, если скажу, что по артериям течет артериальная кровь, а по венам венозная? Как это можно доказать? Для доказательства нам необходимо знать, как движется кровь по кругам кровообращения. Для этого организуем три лаборатории по изучению движения крови по сосудам. Цель: узнать, какая кровь в них содержится? Какое давление возникает в сосудах? Какие причины могут вызвать изменение давления? Задание 3. Работа в группах. Каждая группа получает карточку- инструкцию. 1 группа - «Движение крови в большом круге кровообращения». 2 группа - «Движение крови в малом круге кровообращения». 3 группа – «Движение лимфы по лимфатической системе» 4 группа- «Изменение частоты пульса и АД при физической нагрузке и в восстановительном периоде» Карточка-инструкция для 1 группы: Изучить текст учебника стр. 80-81 Составить схему в тетради и на доске с помощью стрелок Объяснить с помощью схемы движение крови по большому кругу кровообращения Заполнить общую таблицу Карточка-инструкция для 2 группы: Изучить текст учебника стр. 81 Составить схему в тетради и на доске с помощью стрелок Объяснить с помощью схемы движение крови по малому кругу кровообращения Заполнить общую таблицу Карточка-инструкция для 3 группы: Изучить текст учебника стр. 82 Составить схему лимфатической системы Объяснить с помощью рисунка движение лимфы лимфатической системе Заполнить общую таблицу Карточка-инструкция для 4 группы: Практическая работа с использованием цифровой лаборатории «Физиология» "Научные Развлечения" Выполнение исследования стр.49 Выступление с результатами исследования Заполнение общей таблицы В процессе выступлений групп учащиеся заполняют таблицу: | Вопросы сравнения | Большой круг | Малый круг | Лимфатическая система | 1 | Где начинается? | | | | 2 | Где заканчивается? | | | | 3 | Как называются сосуды, несущие кровь от сердца? | | | | 4 | Какую кровь они несут? | | | | 5 | Как изменяется состав крови в капиллярах? | | | | 6 | Как называются сосуды, несущие кровь к сердцу? | | | | 7 | Какая кровь в них содержится? | | | | 8 | Время оборота по кругу. | | | | 9 | Давление в сосудах | | | | Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Что бы вам хотелось узнать и уточнить? | Работают фронтально, отвечая на вопросы учителя. Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме. Главная причина движения крови по сосудам-разница давления Заполняют таблицу в тетрадях, сверяют с эталоном, осуществляют самоконтроль. Появление легочного дыхания Кровеносная система= сердце + сосуды. Заполняют схему в тетрадях. Работают с текстом учебником п.18 стр. 80. Рисунок 36 Выдвигают гипотезы. Читают, обсуждают, составляют схему, выбирают отвечающего, подготовка устного сообщения на 2-3 минуты Читают, обсуждают, составляют схему, выбирают отвечающего, подготовка устного сообщения на 2-3 минуты Читают, обсуждают, составляют схему, выбирают отвечающего, подготовка устного сообщения на 2-3 минуты Выполняют практическую работу №8 Изменение частоты пульса и АД при физической нагрузке и в восстановительном периоде с помощью цифровой лаборатории «Физиология», выбирают отвечающего, подготовка устного сообщения на 2-3 минуты заполняют общую схему |
V. | Первичное закрепление Цель: проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся | Известно, что круги кровообращения были открыты Уильямом Гарвеем. Попробуем разобраться с опытами, которые проводил доктор. Демонстрация слайда с заданиями (Открытый банк / Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Движение крови по сосудам. Опыты Гарвея В 17 веке английский врач У. Гарвей провел следующий опыт. Он плотно перевязал верхнюю конечность в области плеча. В результате выше повязки, в той части руки, которая направлена к сердцу, артерия надулась. Ниже, по направлению к кисти, разбухания не произошло. В то же время кровь в венах ниже повязки, столкнувшись с препятствием, привела к их набуханию, а вены выше повязки стали мягкими. Далее учёный ослабил повязку, чтобы она блокировала только вены, но не артерии. В результате испытуемый почувствовал прилив крови к кисти. 1. Какие из утверждений правильно объясняют изменения, произошедшие в сосудах человека после наложения плотной повязки? 1) Циркуляция крови по сосудам руки полностью прекратилась. 2) Артерия надулась, так как был пережат нерв, передающий сигнал к мышцам сосуда. 3) Стенки вен стали мягкими из-за пережатия мышц плеча. 4)Скорость крови в венах руки увеличилась. 5) В артерии ниже повязки упало кровяное давление. 2. Какие из утверждений правильно объясняют изменения, произошедшие в сосудах человека после ослабления повязки? 1) Циркуляция крови по сосудам руки полностью восстановилась. 2) Давление крови в артерии полностью восстановилось, так как восстановилось функционирование нерва, передающего сигнал к мышцам сосуда. 3) Вздутие вен в области предплечья сохранилось. 4) Давление в артерии нормализовалось. 5) Кровь из артерий, минуя капилляры, стала поступать в вены. 3. Какую из перечисленных ниже гипотез мог проверить У. Гарвей в своём эксперименте? 1) Прокачиваемая сердцем кровь достигает конца артерии, а далее она подхватывается венами и возвращается в сердце. 2)Скорость крови, вызванная толчками сердца, в артериях и венах отличается, поэтому вены набухают сильнее. 3) Кровеносные сосуды у человека расположены во всех частях тела. 4) Движение крови по сосудам зависит от силы наложения давящей повязки. | Выполняют задания, осуществляют самоконтроль, отвечают, обосновывают свой ответ Ответ: 1, 5 Ответ: 3, 4 Ответ: 1 |
VI. | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: -организовать рефлексию и самооценку -сообщить учащимся о домашнем задании | Итак, ребята, подведем итоги нашего урока. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. Сегодня на уроке мне наиболее трудным показалось задание …. Сегодня на уроке я могу похвалить себя за …. Сегодня на уроке я не смог да конца разобраться …. Ребята, оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой? Выставление отметок | Отвечают на вопросы |