Актуализация прежних знаний | | Ребята, давайте вспомним: На какие две группы можно разделить звуки речи? Как образуется гласный звук? Запомните, сколько гласных, столько и слогов. Когда мы произносим согласный звук, встречает ли воздух преграду? Какую? Проведем опыт. Произнесем вместе один раз звук Р(З). Еще раз. | Гласные и согласные. Гласный звук образуется с помощью голоса. Когда мы произносим гласный звук, то воздух во рту не встречает преграды. Встречают. Язык, зубы, губы. Р - язык. З – зубы. |
Постановка познавательной задачи | | Ребята, послушайте пословицу «Ученье – путь к умению» Почему так говорят? Эта пословица означает, чтобы достичь успеха в жизни, нужно не только иметь способности и таланты, но и постоянно обучаться и развиваться. Послушайте слова. А сейчас произнесем вместе слово у-ученье, у-умение. Какой звук общий в этих словах? Как вы думаете, какая тема урока? Какие задачи можно поставить? Для этого прочитаем на доске опорные слова и продолжим предложение. Посмотрите, кто к нам пришел на урок? Веселый утенок. А вы знаете, оказывается, утки не чувствуют холода своими лапками. Поэтому они могут спокойно ходить по снегу и льду. И представляете, утенок принес нам новые задания. Выполнить их сможем в тетради. Открываем тетрадь. Наверху у вас есть точки. И на самой верхней записываем число, 27.с. На следующей точке, которая находится под ней, ниже. К. р. Теперь вернулись в самое начало строки, здесь мы начинаем работать. | Потому что если мы учимся, то мы потом умеем что-то делать. Произносят. Общий звук у. Тема урока звук у, буква у. Научиться читать букву у. Познакомиться с новой буквой, звуком. Слушают. |
Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой | | Выполним звуковой анализ слова. Нарисуем схему слога. Вместе найдем слоги в слове утка с помощью хлопков. УТ – КА. Обозначим в схеме два звука. Возьмите простой карандаш и разделите на две части. (Провожу линию) Прочитаем слово по схеме, по слогам. УТ-КА (2 раза). Назовите первый/второй слог. Сколько звуков в первом звуке? Сколько звуков во втором звуке? Первый звук какой? У. Произнесите его. Гласный или согласный звук, нас утенок спрашивает? Почему? Закрашиваем его красным цветом карандашом. Следующий звук Т. Он гласный или согласный? Почему? Оставляем белым цветом. Кто назовет второй слог? КА. Послушайте, выделяю второй слог. КА. Звук К какой? Согласный. Какой последний звук? Звук А. Он гласный. Послушайте слог. КА. Что он образует? Образует он слог слияния. Берем простой карандаш, разделяем. Взяли красный карандаш, закрасили. Подумаем ударный звук у или безударный. Давайте позовем это слово. Вытятивайте руки и тяните на себя. У-утка. Какой ударный звук? Правильно, поставьте над гласным звуком у значок/черточку ударения. Ребята, давайте поймаем слово в кулачок. У Т К А. Загибаем пальцы. Сколько звуков в слове? Молодцы, вы справились. Утенок вами доволен и предлагает следующее задание. Я буду говорить вам слова. Если вы слышите в слове звук У, то хлопайте в ладоши. Если не слышите, поднимаете руки вверх. **, скажи, что просит сделать утенок? Хорошо, начинаем. Ученье, мама, дедушка, пирог, парта, рагу, болтушка. Вы хорошо поработали. Произнесите звук у. Звук у обозначается буквой у. Посмотрите на экран, как она выглядит. Игра «Фантазёры» - Скажите нашему утенку, на что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) Утенок интересуется, сможете ли вы изобразить букву У руками/всем телом. Напишите в воздухе букву у носом, правой рукой, левым плечом. Ребята, давайте разомнем наш рот и губы. «Нюхаем фиалки». Представим, что на ладошке перышко утки и сдуваем его. «Пушинка». Вытяните губы в трубочку. Произносим звук У. Давайте улыбнемся нашей утке. Улыбаемся 5 секунд, я буду считать, зубы не показываем. Теперь надуем щеки и будем медленно сдувать их. Начинаем. Внимание на слайд. Сначала я читаю букву, потом вы. А, о, ы, у. Прочитаем сочетания букв на доске. Первый, второй, третий ряд. Индивидуально. ао аоу ау ауо оа оау оу оуа уа уао уо уоа Физминутка Утки стайкою летели, На полянку тихо сели. Походили, походили, Поклевали, поклевали, К речке быстро побежали, Плавали, ныряли, Корм себе искали. | У-утка. Это гласный звук, так как преграды не встречает. Зовут слово. Ударный звук у. Ура, улыбка, удар, утенок, угощение, услышать. У-ут-ка-а. 2 слога. 2 гласных. Называют. Является, потому что сначала согласный, потом гласный. Загибают пальцы. Гласные – у, а. Второй – т. Согласный, есть препятствия. Твердый. Глухой. Проверяют. Нет вибрации, есть вибрация. Звук к согласный, твердый, глухой. Ударный звук у. Грудь, болтушка, ажур. Сразу, внизу, воистину, кукареку, рагу, тьфу. Дети выкладывают на парте схему, 1 ученик у доски. Играют. Изображают. Разминают, повторяют. Произносят. Читают. |
Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, текстов | | Ребята, откройте учебник на стр.36 Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. (Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок») Андерсен написал про нашего утенка сказу. Посмотрите на слайд, это портрет автора сказки. Кого вы видите на иллюстрации? (гусь, петух, утка, утята) Какой одинаковый звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у») Это птицы домашние или дикие? (Домашние) Почему этих птиц называют домашними? (Потому что они живут с людьми) Составьте предложение об утятах. стр. 37 учебника. Чтение стихотворения читающими детьми. Гариком, Арсением, Настей. О ком идёт речь в стихотворении? (о утятах) Как автор называет утят?( малютки) В кого превращаются утята? (в важных уток) Произнесите за мной слоги РУ, НУ, ДУ. Как произносится согласные звуки перед звуком У? Твердо или мягко? Какой можно сделать вывод? Перед буквой У согласные звуки произносятся твердо. Давайте сверим наш вывод с учебником. Страница 37. Прочитайте. | |