По учебнику « Математика. 6 класс»,
Авторы: Н.Я. Виленкин и другие.
Составила учитель математики МБОУ СОШ № 195 города Новосибирска.
Речицкая О.С.
Тема урока | Деление дробей. |
Тип урока | Урок закрепление знаний. |
Цель: | Образовательные: повторить и обобщить изученный материал по теме «Деление дробей» добиться усвоения правила деления обыкновенных дробей, его понимания и умения пользоваться им при вычислениях. Продолжить формирование навыка умножения дробей, сокращения дробей, перевода смешанного числа в неправильную дробь, нахождения обратного числа. Развивающие. Развивать математический кругозор, мышление, речь, внимание. Продолжить работу по формированию математических знаний и приемов умственной деятельности (умение анализировать ситуацию и ориентироваться в действиях, научиться выполнять новое действие, довести его до автоматизации). Формировать элементы математической логики, активизировать учащихся через разнообразные виды самостоятельной деятельности и игровую форму работы. Воспитательные. Формирование навыка пошаговой работы под руководством учителя (закрепление), восприятия информации на слух (математический диктант), формирования самооценки (рефлексия), воспитывать бережное отношение к своему здоровью (физкультминутка). |
Формируемые результаты | Предметные: формировать умение деления дробей. Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности. Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: | формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики. |
Познавательные УУД: | поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Коммуникативные УУД: | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Регулятивные УУД: | прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. |
Личностные УУД: | установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. |
Основные понятия | Правило деление дробей. |
Межпредметные связи: | биология, ОБЖ, география, физика, химия, геометрия |
Необходимое техническое оборудование: | мультимедиапроектор, презентация, доска, интерактивная доска, компьютер, проектор, карта ученика для индивидуальной работы, карточки с дифференцированным домашним заданием, раздаточный материал. |
Технология проведения. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Обучающие и развивающие задания каждого этапа. | Диагностика. |
1 этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся (1-2 мин) | Приветствует обучающихся; Проверяет готовность учащихся к уроку; Эмоционально подготавливает учащихся к усвоению материала урока; Создает благоприятный психологический настрой на урок. | Приветствует учителя; Показывает готовность к уроку, уважительное отношение к учителю и одноклассникам. | Долгожданный дан звонок, начинается урок! Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Черновик. Ребята! Сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Деление дробей». На следующем уроке вам предстоит писать контрольную работу по данной теме. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы повторить и обобщить все знания по теме «Деление дробей» чтобы подготовиться к контрольной работе. | ЛичностныеУУД: Смыслообразование (Я должен посмотреть, подумать…). |
2 этап. Мотивация. Цель – создать условия для возникновения внутренней готовности учащихся в учебную деятельность | Обращает внимание учащихся на лист самооценки, объясняет принцип заполнения; организует учебный процесс. | Изучает лист самооценки: «лестница успеха»; участвует в обсуждении; формулирует ответы на поставленные учителем вопросы. | Сегодня результаты своей деятельности на уроке вы будите заносить в отдельный бланк – «лестница успеха». Давайте его рассмотрим! (подписывают Ф.И.) Во время урока мы совершим восхождение по лестнице успеха. (На доске вывешивается плакат с изображением лестницы) Нам предстоит шаг за шагом подниматься по ступеням этой лестницы. И только в случае, если мы пройдем по всем ступеням, нас ждет успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал, и использовать свои знания при выполнении различных заданий. Итак, запишите в тетрадях дату и тему урока. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
3 этап Актуализация опорных знаний. Цель – закрепить ранее изученные знания, умения и навыки (4-5 мин). | Контролирует правильность ответов на вопросы | Участвует в работе по выполнению заданий; формулирует ответы на поставленные учителем вопросы. | Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Вспомни» и ответить на вопросы: Как выполнить деление обыкновенной дроби на другую обыкновенную дробь? Назови число, обратное: ; 12; ; . Как выполнить деление смешанных чисел? Переведите в неправильную дробь ; ; (задание выполнить на доске и в тетрадях). А как быть, если необходимо выполнить деление обыкновенной дроби на натуральное число? Так как при делении обыкновенных дробей, смешанных чисел все в конечном итоге сводится к умножению дробей, то поднимаясь на вторую ступеньку «Это ты можешь», восстановим цепочку вычислений (устно): | Личностные УУД. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
4 этап Обобщение и закрепление знаний. | Организует выполнение кодированных заданий по карточкам; Мобилизует учащихся, которые справились раньше других к работе по теории. Организует задания на экране. | Работа с информацией, представленной в виде заданий одного из вариантов (Слайд). Участвует в работе по выполнению заданий графического диктанта Оценивает правильность выполнения заданий по эталону, исправляет ошибки (слайд). | Поднимаемся на третью ступень «Дружно все вместе» (у доски работают по два ученика при выполнении каждого задания, класс разбивается на варианты: I вариант работает вместе с одним учеником, стоящим у доски, II вариант выполняет задание вместе со вторым учеником). 1.Найди значение числового выражения (в задании умышленно предлагается выполнять и умножение, и деление): 2. Графический диктант: «Да и нет, не говорите, только сразу напишите». (работают все: На экране появляется текст диктанта: «да» обозначают , «нет» обозначают ) 1) 2) 3) 4)50%=0,5 5) 6) 7) 8) В заготовках у учащихся должен появиться рисунок (проверка с проектором). | Регулятивные УУД: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке Личностные УУД Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Переменка Цель - смена деятельности, отдых (3 мин). | | | Физкультминутка. Ребята! Мы уже преодолели половину пути, но впереди еще много трудностей, поэтому самое время немного отдохнуть и провести физкультминутку. | Личностные УУД |
5 эпап Формирование умений применять полученные знания при выполнении индивидуальных заданий. | Организует фронтальную работу по решению задач с последующей проверкой; включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов; | Работает с информацией, представленной в виде презентации; Участвует в обсуждении проблемных вопросов, Формулирует собственное мнение и аргументирует его; Оценивает свой результат и отмечает в листе самооценки. | Шагаем на четвертую ступень «Сами умеем». 1. Работа по группам. Задание для 1 группы на экране. Учащиеся работают самостоятельно, записывая правильное решение в тетрадь. Учащиеся 2 группы работают с учителем. 1 группа. Я - «Учитель» (найти ошибку). 2 группа - Задача. Белка с бельчонком запасли 350 грибов. Бельчонок собрал 75% числа грибов, собранных белкой. Сколько грибов собрала белка и сколько бельчонок? Ответ: 200 и 150 грибов. | Регулятивные УУД: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. ЛичностныеУУД: Смыслообразование КоммуникативныеУУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
6 этап. Закрепление изученного материала. | | | Найди значение выражения и разгадай (работа в парах). Вот мы и поднялись на верхнюю ступень лестницы успеха. В заключении урока давайте разгадаем фразу, которую я здесь зашифровала. | Личностные УУД. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. |
7этап Итог урока. Дифференцированное домашнее задание с комментированием.. | Стоя на верхней ступени лестницы успеха. Пусть каждый посмотрит на свою лестницу успеха и определит свои достижения, ответит на вопросы - что получилось, - на что необходимо обратить внимание, - что необходимо повторить. Полученные вами карточки были пронумерованы. На место с номером карточки назовите букву из таблицы, соответствующую вашему ответу. Работающие активно во время урока и у доски ученики получают оценки. Карточки необходимо сдать. В качестве домашнего задания учащиеся получают на руки листы с десятью различными заданиями (задания взяты из дидактических материалов). Им предлагается выбрать самим и решить любые 4 задания. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Каждый учащийся выбирает сам уровень задания. |
Резерв. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оцените активность своей работы на уроке. На уроке я: а) активно работал(а); б) работал(а), но не активно; в) в) был(а) пассивен (пассивна). Покажите, с каким настроением мы закончили урок! Рисуют смайлики. | |
Логическое завершение урока: Учитель благодарит учащихся за плодотворную совместную работу на уроке. |