Тема рассчитана на 2 урока.
1.Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем. – М.: Эксмо, 2017. – 560 с.
2.Чернышева О.А. Обществознание. ЕГЭ. Тематический тренинг: теория, все типы заданий. – Ростов на Дону: Легион, 2016. – 544 с.
3. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.
4. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяции. М., 1983.
5. Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск, 1990.
5. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.
№ | Этапы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и формы обучения (по степени взаимодействия учителя и обучающихся) |
1. | Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке | Приветствует, организует учащихся на работу, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | |
2. | Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации | Учитель географии: 1)организует прослушивание песни А. Тихоновича и Я. Поплавской «У меня сестренки нет…»; 2)задаёт вопросы: - какая проблема озвучена в этой песне? -как вы думаете, какую тему мы будем рассматривать сегодня на уроке? -что вам известно о демографической ситуации России? 3)предлагает ответить на ряд вопросов о том, в какой стране хотели бы жить учащие (слайд №1); 4)рассказывает о численности народонаселения в России и окружающих ее странах, организует сравнение данных, побуждает учащихся к формулировке вывода о недостаточном количестве населения страны для защиты нашей Родины от возможного агрессора (презентация, слайд № 3) . | Слушают, думают, анализируют, отвечают на вопросы. | Метод: беседа Бесе Форма: фронтальная |
3. | Формулировка темы урока. Постановка цели урока. | Подведение учащихся к теме урока | Учитель географии объявляет цель урока : познакомиться с основными демографическими показателями, выяснить их влияние на численность населения, определить значимость полноценной семьи для государства и его граждан. | Формулируют тему, записывают её в тетрадь, слушают объявляемую учителем цель урока. | Метод: беседа Форма: фронтальная |
4. | Изучение нового материала и закрепление изученного материала в решении задач. | Работа с определениями понятий, диаграммами, графиками, схемами | Учитель биологии: 1)выдаёт раздаточный материал (приложение №1); 2)предлагает работу с графиками изменения численности популяций (слайд №6). | Ученики устанавливают соответствие между понятиями и их определениями, анализируют данные графиков | Метод: коллективная проверка Форма: работа в парах |
Учитель географии предлагает работу с диаграммой «Численность населения крупнейших стран мира» и графиком «Изменение численности населения России» (слайды №7,8).. | Ученики рассматривают диаграмму и график, анализируют данные и формулируют выводы. | Метод: беседа Форма: фронтальная |
Учитель биологии: 1)углубляет понятия: «рождаемость» и «смертность» (слайды №10,11); 2) выдаёт раздаточный материал (приложение №2); | Слушают и записывают определения понятий в тетрадь. На основе текста выписывают причины, влияющие на рождаемость и смертность людей. | Форма: фронтальная работа |
Учитель географии предлагает работу с текстом для выяснения факторов, влияющих на рождаемость и смертность. | Работают с текстом, делают записи в тетради. | Форма: самостоятель ная работа Метод: взаимная проверка |
Учитель биологии углубляет понятие «прирост популяции» (слайд №13). | Слушают и записывают определения понятий в тетрадь. | Форма: фронтальная работа |
Учитель географии: 1)демонстрирует формулу вычисления естественного прироста населения регионов России (слайд №14); 2) предлагает вычислить естественный прирост населения по формуле (слайд №15-16). | Записывают формулу в тетрадь и решают задачу в формате ЕГЭ с использованием этой формулы. | Форма: самостоятель ная работа Метод: коллективная проверка |
Учитель географии предлагает работу с графиками: «Естественный прирост населения России», «Соотношение рождаемости и смертности в Тюменской области» и диаграммой «Соотношение рождаемости и смертности в г. Тюмени» (слайды №17-19). | Рассматривают диаграмму и графики, анализируют данные и формулируют выводы. | Метод: беседа Форма: фронтальная |
Учитель биологии углубляет понятие «возрастная структура популяции», демонстрируя графическое изображение (слайды №20,21). | Рассматривают графическое изображение, делают выводы. | Метод: беседа Форма: фронтальная |
Учитель географии предлагает работу с диаграммой «Соотношение населения России по возрастным группам» . | Рассматривают диаграмму, анализируют данные, формулируют выводы, делают записи в тетрадь. | Метод: беседа Форма: фронтальная |
Учитель биологии углубляет понятие «половая структура популяции» (слайд №22). | Слушают и записывают определения понятий в тетрадь. | Форма: фронтальная работа |
Учитель географии предлагает работу с диаграммой «Соотношение мужского и женского населения России» и схемой «Причины смертности мужского населения в России» (слайды №23,24). | Рассматривают диаграмму, анализируют данные, формулируют выводы, делают записи в тетрадь. | Метод: беседа Форма: фронтальная |
Учитель географии знакомит с понятием «воспроизводство населения» и типами воспроизводства (слайды№25,26). Постановка проблемного вопроса (слайд №27). | Записывают определение в тетрадь и заполняют таблицу на основе текста учебника. | Форма: фронтальная Метод: коллективная проверка |
Учитель биологии знакомит с понятием «семья» у животных и с типами семей, предлагает выполнить задание (слайды №.29-33). | Выполняют задание по тексту в тетради (приложение №3) | Форма: самостоятель ная работа Метод: коллективная проверка |
Учитель обществознания: 1)побуждает сформулировать определения понятий «семья», «брак»; 2)предлагает вспомнить типы семей; 3)проводит социологическое исследование с целью определения коэффициента рождаемости в классе и сравнения с данными по России и другим странам; 4)предлагает назвать функции семьи , сходные с животным миром и отличные от него; 5)организует работу с кейсами (приложения 4,5,6); 6)предлагает выполнить задания в формате ЕГЭ (слайды №34-45). | Формулируют определения понятий, сравнивают с научными определениями; характеризуют типы семей; участвуют с исследовании делают вывод, проводят сравнительный анализ; выполняют задания к текстам, выполняют задания в формате ЕГЭ. | Форма: фронтальная, групповая Метод: коллективная проверка |
5. | Итоги урока. | Подведение итогов урока. | Учитель обществознания подводит итоги урока (слайды №46-48). | Создают проект «Моя будущая семья». Определяют проблему, раскрывают смысл высказывания Ф. Адлера и высказывают своё отношение к позиции автора. | Метод: групповой. Форма: фронтальная |
| Рефлексия урока. Выставление оценок | Осуществление рефлексии. | 1.Что узнали нового? 2.Что заинтересовало на уроке? 3.Какие трудности возникли при изучении материала? | Отвечают на вопросы | Метод: беседа Форма: фронтальная |
7. | Домашнее задание. | Комментирование домашнего задания. | 1.Решить 2 задачи. 2.Подготовить сообщение или презентацию по теме: «Семьи в животном мире» 3.Письменно выполнить задание: «Назовите 3 признака семьи демократического типа и проиллюстрируйте каждый из них» (слайды №49-52). | Записывают задание в тетрадь | Метод: практический Формы: индивидуально-обособленная |