2. Актуализация знаний. | - Для начала, давайте вспомним, какая была тема вашего прошлого урока? - Почему при встрече с друг другом мы говорим: «Здравствуйте»? - Расскажите мне, что же такое здоровье? - Замечательно. А какую чистоту необходимо соблюдать для здоровья? - Почему народный опыт советует жить по солнышку? - Молодцы, если будете соблюдать эти небольшие правила, ваш организм скажет вам только «Спасибо», а я желаю вам крепкого здоровья! - У нас на уроке сегодня присутствуют друзья Настя и Ваня. А как вы думаете, почему Настя одета в русский народный костюм? Потому что, ребята, не так давно Настя побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Настя поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором имеют место быть большак, большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе, и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ване были непонятны некоторые слова, какие? Известно ли вам значение этих слов? Есть ли у вас желание узнать значение этих слов и помочь Ване понять рассказ Ани? Ребята, трапеза- это общий стол для приёма пищи, а чтобы узнать остальные слова и понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома. | -Тема прошлого урока «Здоровью цены нет». -Желаем здоровья. -Главное богатство человека. -Здоровыми должны быть и тело, и душа, и дух человека. -Нужно чередовать труд и отдых. Телесная чистота. Одеваться по погоде. Кушать в меру. Много двигаться.Чтобы жить и работать равномерно, чтобы не надорваться. И это полезно. Рано просыпаться и не поздно засыпать. -Предположения детей. -Называют слова: большак, большуха, трапеза, упруг. -Нет -Да! | Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; Познавательные: ориентироваться в системе знаний; |
3.Самоопределение к деятельности | - Ребята, предположите тему урока. - Прочитайте тему нашего урока. - Как вы понимаете эту фразу? - Какие цели поставим на урок? | -Предположения детей. -"Дом не велИк, а стоять не велит» - Даже в маленьком, уютном доме всегда есть домашние дела, которые не дают отдыхать. - Узнать об особенностях хозяйства в доме, познакомиться со старыми словами. | Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог. |
4.Работа по теме урока | -Наши предки пользовались книгой «Домострой». Как вы думаете, зачем нужна была эта книга? Ребята, чтобы узнать, чему учила наших предков эта книга, давайте откроем стр.72 и прочитаем, как же нам объясняет это определение Умный Совенок. - Как же нам объяснил это слово Совенок? - Ребята, вы помните, какие слова были не понятны Ване из разговора с Настей о деревне? - Предлагаю вам помочь Ване разобраться, что же Настя имела ввиду. Поможем? - Для этого прочитаем продолжение большого текста в учебнике на стр. 72-73, а затем ответим на вопрос, что же значат все эти слова. -( Использую комбинированное чтение(читает учитель-ученик) - Теперь у вас на столах лежат карточки со словами, значение которых вы узнали, прочитав текст. (Большак, большуха, упрУг, трапеза).Вам нужно записать как вы поняли, что эти слова значат.Работать вы будете в группе. Перед началом повторим правила работы в группе. - Закончили. Сейчас вам нужно проверить по образцу правильно ли вы поняли значение слов. - У кого правильно определено значение слов? - Молодцы. - Как зовут главу семьи? - Строгий ее взгляд и доброе сердце берегут домашний очаг. Кто же это? Кого называли в старину большухой? - Давайте с вами разберемся, что входило в обязанности «большухи», рассмотрите картинки, они вам помогут ответить на вопрос. - А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству? В чем заключалась их помощь? - В тексте говорится, что семья была очень трудолюбивая, они дружно трудились, чередуя труд и отдых. Как же называлось время от одной передышки до другой? Сколько времени он занимал? Прочитайте, пожалуйста, что об этом говорится в тексте - Чем же занималась семья во время передышек? - Давайте узнаем, какие обычаи существовали русских семьях за столом на с. 74 – 75 учебника. -Ребята, при прочтении текста нам встретятся незнакомые слова, давайте объясним их значение. Чинно - степенно, прилично, благопристойно. Обносить - проносить кого-либо или что-либо вокруг чего-либо Оделял- одаривал.(угощал) - А какие правила поведения и обычаи за столом существуют в ваших семьях? - Мы можем сделать вывод о том, что правила в старинных и современных семьях… | - Не знаем. -Читают -Книга «Домострой» - это книга, которая учила наших предков тому, как управлять хозяйством в доме. -Да -Да! -Читают -Большак-глава семьи. -Большуха-супруга главы семейства -упрУг — время от одной передышки до другой в течение дня. Трапеза - общий стол для приёма пищи - Отвечают - Большак - Супругу большака - Держать дом в чистоте, учить ухаживать за домом дочек, готовить еду, стирать... -Да, Помогали маме, папе, в домашних делах, ухаживали за животными и т.д. Упруг, длился от двух до четырех часов. -В старину народ гулял, в хороводе танцевал, песни пели и играли. - Читают -Ответы детей. - Похожи. | Познавательные: ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. |
6.Включение нового знания в систему знаний | - Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 48 ( или возьмите карточку с номером 2) сейчас вам нужно выполнить задание № 2 . - Прочитайте задание. - Приступайте к работе. У вас на выполнение 2 минуты. - Ребята, кто хочет поделиться тем, что написал. - Молодцы. -Ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть видео о том, как жили люди на Руси, чтобы увеличить свои знания. - И так, что такое изба? - Горница - Печь(кормилица) -Лежанка -Запечье -Красный угол -Какие угощения всегда стоят на столе? | - Кратко опиши свои повседневные обязанности по дому. - Работают - Отвечают. - деревянный дом - большая комната, в которой принимают гостей -служит для обогрева, готовки еды и даже для лечения, стоит подальше от стены, чтобы не загорелась. - место для отдыха на печи для - место между печкой и стеной - место, где находятся иконы, для встречи гостей. -Каравай(хлеб), солонка(соль), щи, каша,уха, оладьи, блины, по праздникам — пироги. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия | - Ребята, а теперь возвращаемся в начало урока. Вспомните впечатления, которыми делилась Настя с Ваней от поездки к бабушке, мы обещали ему помочь. - Помогли мы Вани решить проблему, теперь ему и вам понятно с кем общалась Настя, какие обычаи существовали в русских семьях? -А похоже ли управление делами в современных семьях, на порядок ведения дел в старинной избе, чем? - Вспомним, как называлась тема нашего урока? - Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её? - Молодцы, ребята, я очень рада вашей работой на уроке. А сейчас, я раздам вам карточки, отметьте на них, пожалуйста, свои впечатления от урока. | -Да! -Да, в современных семьях соблюдаются такие же правила: Отец отвечает за всё в доме, мать за уют и комфорт жилья, а мы, дети — помогаем. Так же к столу мы относимся почётно, не ставим на него ноги, не ругаемся за ним и на нём всегда присутствует соль да хлеб. "Дом не велИк, а стоять не велит» - Да!Узнать об особенностях хозяйства в доме, познакомиться со старыми словами. | Коммуникативные: Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Нравственно оценивают усвоенное содержание занятия. |