СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", 6 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", 6 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", 6 класс.»

Технологическая карта урока

Класс: 6

Предмет: История России

Тема урока: Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Цель урока

Сформировать у учащихся представление о том, как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России.

Задачи урока

Образовательная:

- Определить степень влияния природно- климатических условий на образ жизни первобытного человека;

- Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.

Воспитательная:

- развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории России.

Развивающая:

- продолжить формирование умений анализировать текст, самостоятельно делать выводы, работать в парах.

Планируемые результаты обучения

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Основные понятия

Палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, разделение труда, первобытно-общинный строй.

Межпредметные связи

География

Ресурсы

- История России, 6 класс. Под ред. А. В. Торкунова. М.: 2021.
















Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Мотивация и целеполагание

Давайте запишем тему урока в тетрадь: «Древние люди и их стоянки на территории современной России».

Как вы думаете, о чем мы с вами должны сегодня поговорить?

Ответы: когда и где именно появились первые люди на территории России; как они жили…

Что дает историкам информацию о быте людей, которые жили несколько веков или даже тысячелетий назад?

Ответы: жилища, захоронения и т. д.

Совершенно верно, все это называется исторический источник. Давайте вспомним, какие группы ист. ист. выделяются:

Вещественные, письменные, устные.

Слушают учителя и думают над поставленным вопросом. Делают записи в тетради.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

Изучение нового материала


Работать мы будем по следующему плану:


План урока:

  1. Появление людей на территории современной России.

  2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

  3. Зарождение родового строя.

  4. Совершенствование орудий труда.


Первое, что мы с вами рассмотрим это то, как люди появились на территории России.


1. Появление людей на территории современной России.


Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань примерно 700 тысяч лет назад. Однако совсем недавно археологи обнаружили стоянки древних людей, которые жили ок. 1 млн. лет назад. Обнаружены они были в Дагестане и на Таманском полуострове. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.


Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют присваивающим.


Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.


Из чего могли делать первые орудия труда? (камни, кости, дерево)


Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

1) палеолит – древний каменный век.

2) мезолит – средний каменный век.

3) неолит – новый каменный век.


Давайте запишем это в тетрадь.


Как вы думаете, как им жилось тяжело или легко? Трудно ли было выжить в одиночку?


Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек.


2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.


Давайте же узнаем, на каких территориях, и в каких городах и местах были найдены древнейшие стоянки.


Работа в парах. Заполнение таблицы (Приложение 1).


3. Зарождение родового строя

Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период.


Что же происходит со всем живым? Правильно, вымирают. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.


Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему?


Человеку с трудом приспособился с новым условиям. Однако главным занятием все также оставалась охота.


На охоту стали выходить небольшими группами.

От холода люди спасались благодаря постоянному использованию огня, вскоре они сами научились его добывать. Приготовленная на огне пища лучше усваивалась, увеличилась продолжительность жизни.


Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон.


Также сформировалось разделение труда между мужчинами и женщинами. Охота теперь только мужское занятие. Женщины вели домашнее хозяйство и занимались собирательством. Дети помогали взрослым. Постепенно развивалась речь. Люди между собой стали сплоченными.


Менялся физический облик человека. Около 40 тыс. лет назад окончательно сформировался человек современного типа.


Давайте вспомним, что такое род? (группа кровных родственников, живущих на одной территории, едущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д.)

На смену первобытным стадам пришел род или родовая община. Все члены имели равные права, все дела решали вместе. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.


Таким образом, древние люди стали жить родами и имели примитивные орудия труда. Работали сообща и поровну все распределяли. Такое устройство стало называться первобытнообщинным строем.


4. Совершенствование орудий труда.


Примерно 12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период, установился климат близкий к современному, людям нужно приспосабливаться к новым условиям жизни, в этом им помогает совершенствование орудий труда.

Слушают рассказ, основные моменты записывают. Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, размышляют над проблемными вопросами и анализируют свои ответы, пытаясь обосновать свою точку зрения. Делают необходимые записи в тетрадь.

Работают в парах, анализируют информацию, заполняют таблицу. Представляют полученные результаты, сравнивают с ответами одноклассников.

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;


Закрепление материала


Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

Найдите ошибки в тексте.

Древнейшие люди на территории России появились около 5 тыс. лет назад. Многочисленные археологические находки были сделаны на стоянках: Костенки, Денисова и Капова пещеры. Климатические изменения сказались на образе жизни людей.


Отвечают на вопросы и общаются с учителем.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре (в группе).

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Подведение итогов

Давайте вернемся к плану урока. Все ли вопросы нам удалось обсудить?


Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

- использовать схемы (правило) для решения задач;

- использовать алгоритм для решения задач;

- работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять взаимный контроль;

- логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;

- формировать навыки речевой деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие;

Рефлексия


Работа в парах. Необходимо поделиться с соседом тем, что узнали сегодня на уроке. Затем нужно рассказать классу, что узнал ваш сосед.

Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

Домашнее задание

П. 1, записи в тетрадях выучить.



Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно.


Приложение 1

Название

Место нахождения

возраст

Что найдено

Костёнки

Воронеж

35-45 тыс. лет (палеолит)

Орудия труда, украшения.

Сунгирь

Владимир

25 тыс. лет

Оружие, кости животных, украшения

Карпова пещера


Башкирия

палеолит

Рисунки

Денисова пещера


Алтай

50 тыс. лет

Останки костей человека.