СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Экономика и её роль в жизни общества".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Экономика и её роль в жизни общества".»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика

Демидова Наталия Викторовна

Место работы

МБОУ Бунинская СОШ Урицкого района Орловской области

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ФРП / ПРП)

Глава Экономика. Тема Экономика и ее роль в жизни общества» §18

Тема урока

«Экономика и ее роль в жизни общества»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП / ПРП):

Личностные : учащиеся смогут

- понять и осознать, что от уровня экономического развития зависит уровень благосостояния общества.

Метапредметные учащиеся смогут

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • находить и анализировать информацию в тексте, формулировать и представлять собственное мнение;

  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

  • принять участие в обсуждении в ходе работы в группе.

Предметные: учащиеся смогут

- дать определения понятиям: экономика, потребности, ресурсы, экономические блага, свободные блага, экономический выбор, альтернативная стоимость;

- находить причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами;

- называть источники получения жизненных благ;

- аргументировать, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми;

- характеризовать сложность экономического выбора;

- рассказывать, как определить альтернативную стоимость выбора.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Потребности, ресурсы, экономические блага, свободные блага, экономический выбор, альтернативная стоимость

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по предмету "Обществознание" для8 класса по теме «Экономика и ее роль в жизни общества». Урок освоения новых знаний и умений.

Учебник Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая. «Обществознание», 8 класс – М., Просвещение ,рабочие листы, компьютер.

В течении урока дети участвуют в диалоговом общении, работают с текстом, заполняют таблицу, отгадывают загадки, решают ребусы.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Стадия вызова: Анализ изображения

  • О чем изображение?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Предлагает отгадать загадки:

На товаре быть должна Обязательно... (цена)

Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в... (банке)

Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без... (рекламы)

И врачу, и акробату Выдают за труд... (зарплату)

Очень вкусная витрина Овощного... (магазина)

Задаѐт вопросы:

  • Укажите, как вы понимаете слово экономика?

- Что вы уже знаете о потребностях?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

- расширишь представление об экономике как важной сфере в жизни общества, направленной на удовлетворение потребностей людей;

- находить причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами;

- называть источники получения жизненных благ; аргументировать

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Диалоговое общение.

Давайте представим, что бы вы пожелали, будь у вас золотая рыбка?

Ответы учеников…

Всѐ то, что мы с вами назвали, называется потребностями. Что же такое потребность?

Потребность – нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Как мы видим, потребности разнообразны. Чтобы лучше разобраться в видах потребностей, откройте учебник на стр.157. Давайте составим схему.

Почему не все наши желания исполняются?

Ответы учеников…

Вот экономика и занимается решением важного вопроса: как при ограниченных ресурсах удовлетворить максимум человеческих потребностей. А что же такое ресурсы? Работа с текстом учебника стр.158. Найдите и запишите в тетрадь примеры восполнимых и невосполнимых ресурсов


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Давайте отгадаем понятия, зашифрованные в ребусах и дадим определения этим понятиям(экономика, ресурсы)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в парах с тексом учебника и заполнение таблицы

Что же нам делать? Ведь наступит момент, когда потребности перегонят ресурсы и тогда наша экономика просто встанет.

Ресурсы необходимы для производства благ. Давайте рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо» Блага – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Вид благ

Определение

Пример








Работа в группах: Разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы.

Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни.  Редкость -  важнейшее качество ресурсов.



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Класс делится на три группы и работает с текстом учебника. Учащиеся должны привести примеры экономического выбора, который приходится делать различным участникам экономических отношений, в различных сферах жизни общества

Первая группа – семья

Вторая группа- организация (предприятие) Третья группа- государство

Ответ учащихся…

Что объединяет все эти примеры?

Ответы учащихся…


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1)Запишите слово, пропущенное в таблице

ВИДЫ БЛАГ

ПРИМЕРЫ

блага

Пищевые продукты, одежда, мебель и т.д.

Свободные блага

Воздух, солнечный свет, родниковая вода и т.д.


2) Используя обществоведческие знания, попробуй составить сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономика и её роль в жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


3) Верны ли следующие суждения об ограниченных ресурсах0

А. Экономическая деятельность происходит б условиях ограниченности ресурсов.

Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Представьте, что родители на День рождения обещали подарить какое-либо электронное устройство. Вы хотите мобильный телефон, ноутбук и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности? Отказ от двух устройств - это альтернативная стоимость вашего выбора.

Светлана решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Светлане придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить в бассейн , изучала с репетитором иностранный язык.

Ответьте на вопрос?

- Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости?

Ответы учеников… Подведение итогов…


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Ребята, а сейчас вам предстоит, на основе имеющихся знаний, определить информацию, относящуюся к сегодняшнему уроку. Давайте вспомним, какие потребности зашифрованы в стихотворении.


Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе! (материальные потребности)


Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всѐ равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает! (социальные потребности)


Сидишь здоровый, сытый, но опять

Свербит в мозгу… И хочешь ты влюбиться,

Чтобы любви все тонкости познать.

А может даже плюнуть и жениться! (духовные потребности)


Как сделать выбор и не ошибиться!

В погоне к «лучшему», забыть про «хорошо». С привычным и обыденным проститься,

Нащупать главное, «мое» иль не «мое». (экономический выбор)


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Вариант 1.

Вариант 2.


1.Нужда человека, в чем -либо необходимом для поддержания жизнедеятельности

  1. цель 2.средство 3 потребность 4. производство

  2. Верны ли следующие суждения о рациональном выборе:

А. Рациональный выбор - это лучший вариант поведения с учетом дохода семьи:

Б. Рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов.

  1. верно только А 3 верны оба суждения

  2. верно только Б 4. оба суждения не верны

3.К материальным потребностям человека относят потребность в

  1. образовании 3 самореализации

  2. одежде 4. самоуважении

4.Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов

  1. прибыль 3. материальное благо

  2. ресурсы 4. альтернативная стоимость

5. Верны ли суждения о благах

А. Все жизненные блага человек производит сам; Б. Жизненные блага бывают предметами потребления

  1. верно только А 3 верны оба суждения

верно только Б 4. оба суждения не верны

1 Нужда человека, в чем -либо необходимом для поддержания жизнедеятельности

1желание 2. цель 3.производство 4 потребность

2. Верны ли следующие суждения о рациональном выборе:

А . Рациональный выбор –это оценка принятого решения, его польза

Б. Рациональный выбор- это всегда экономия

1.верно только А 3 верны оба суждения

2. верно только Б 4. оба суждения не верны

3.К духовным потребностям человека относят потребность в

  1. образовании 3 дружбе

  2. одежде 4. Самоуважении

4.Выбирая одну вещь , мы отказываем себе в приобретении другой

1. выгода 3 альтернативный выбор

  1. прибыль 4. Экономическое благо

  2. Верны ли суждения о потребностях

А. Некоторые потребности можно удовлетворить раз и навсегда

Б. Потребности во все времена одинаковы

1.верно только А 3 верны оба суждения

2. верно только Б 4. оба суждения не верны


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:
Я понял (а)…
Я узнал (а)…
Я разобрался (ась)…
Я похвалил (а ) бы себя …
Было интересно …
Было трудно…

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Разноуровневое Д/З

§17

- Ответь на вопросы руб. «Проверим себя»

- зад 1,3 из руб. «В классе и дома»

- Написать сочинение-рассуждение на тему: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».



4