1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП / ПРП) | Глава Экономика. Тема Экономика и ее роль в жизни общества» §18 |
Тема урока | «Экономика и ее роль в жизни общества» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ФРП / ПРП): |
Личностные : учащиеся смогут - понять и осознать, что от уровня экономического развития зависит уровень благосостояния общества. |
Метапредметные учащиеся смогут осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; находить и анализировать информацию в тексте, формулировать и представлять собственное мнение; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; принять участие в обсуждении в ходе работы в группе. |
Предметные: учащиеся смогут - дать определения понятиям: экономика, потребности, ресурсы, экономические блага, свободные блага, экономический выбор, альтернативная стоимость; - находить причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами; - называть источники получения жизненных благ; - аргументировать, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; - характеризовать сложность экономического выбора; - рассказывать, как определить альтернативную стоимость выбора. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Потребности, ресурсы, экономические блага, свободные блага, экономический выбор, альтернативная стоимость |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по предмету "Обществознание" для8 класса по теме «Экономика и ее роль в жизни общества». Урок освоения новых знаний и умений. Учебник Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая. «Обществознание», 8 класс – М., Просвещение ,рабочие листы, компьютер. В течении урока дети участвуют в диалоговом общении, работают с текстом, заполняют таблицу, отгадывают загадки, решают ребусы. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Стадия вызова: Анализ изображения О чем изображение? Как вы думаете, о чем мы будем говорить? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Предлагает отгадать загадки: На товаре быть должна Обязательно... (цена) Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в... (банке) Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без... (рекламы) И врачу, и акробату Выдают за труд... (зарплату) Очень вкусная витрина Овощного... (магазина) Задаѐт вопросы: Укажите, как вы понимаете слово экономика? - Что вы уже знаете о потребностях? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
- расширишь представление об экономике как важной сфере в жизни общества, направленной на удовлетворение потребностей людей; - находить причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами; - называть источники получения жизненных благ; аргументировать |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Диалоговое общение. Давайте представим, что бы вы пожелали, будь у вас золотая рыбка? Ответы учеников… Всѐ то, что мы с вами назвали, называется потребностями. Что же такое потребность? Потребность – нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Как мы видим, потребности разнообразны. Чтобы лучше разобраться в видах потребностей, откройте учебник на стр.157. Давайте составим схему. Почему не все наши желания исполняются? Ответы учеников… Вот экономика и занимается решением важного вопроса: как при ограниченных ресурсах удовлетворить максимум человеческих потребностей. А что же такое ресурсы? Работа с текстом учебника стр.158. Найдите и запишите в тетрадь примеры восполнимых и невосполнимых ресурсов |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Давайте отгадаем понятия, зашифрованные в ребусах и дадим определения этим понятиям(экономика, ресурсы) |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Работа в парах с тексом учебника и заполнение таблицы Что же нам делать? Ведь наступит момент, когда потребности перегонят ресурсы и тогда наша экономика просто встанет. Ресурсы необходимы для производства благ. Давайте рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо» Блага – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей. Вид благ | Определение | Пример | | | | | | | |
Работа в группах: Разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы. Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни. Редкость - важнейшее качество ресурсов. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Класс делится на три группы и работает с текстом учебника. Учащиеся должны привести примеры экономического выбора, который приходится делать различным участникам экономических отношений, в различных сферах жизни общества Первая группа – семья Вторая группа- организация (предприятие) Третья группа- государство Ответ учащихся… Что объединяет все эти примеры? Ответы учащихся… |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1)Запишите слово, пропущенное в таблице ВИДЫ БЛАГ | ПРИМЕРЫ | блага | Пищевые продукты, одежда, мебель и т.д. | Свободные блага | Воздух, солнечный свет, родниковая вода и т.д. | 2) Используя обществоведческие знания, попробуй составить сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономика и её роль в жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 3) Верны ли следующие суждения об ограниченных ресурсах0 А. Экономическая деятельность происходит б условиях ограниченности ресурсов. Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Представьте, что родители на День рождения обещали подарить какое-либо электронное устройство. Вы хотите мобильный телефон, ноутбук и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности? Отказ от двух устройств - это альтернативная стоимость вашего выбора. Светлана решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Светлане придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить в бассейн , изучала с репетитором иностранный язык. Ответьте на вопрос? - Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости? Ответы учеников… Подведение итогов… |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Ребята, а сейчас вам предстоит, на основе имеющихся знаний, определить информацию, относящуюся к сегодняшнему уроку. Давайте вспомним, какие потребности зашифрованы в стихотворении. Что нужно человеку, чтобы жить? Чтоб было сытно и тепло в квартире! Голодному и в холоде творить Желанья нет. Еда лишь в перспективе! (материальные потребности) Допустим – сыт ты и сидишь в тепле! Но всѐ равно чего-то не хватает… Ведь нужно знать, что в будущем тебе Опасность и болезнь не угрожает! (социальные потребности) Сидишь здоровый, сытый, но опять Свербит в мозгу… И хочешь ты влюбиться, Чтобы любви все тонкости познать. А может даже плюнуть и жениться! (духовные потребности) Как сделать выбор и не ошибиться! В погоне к «лучшему», забыть про «хорошо». С привычным и обыденным проститься, Нащупать главное, «мое» иль не «мое». (экономический выбор) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Вариант 1. | Вариант 2. | 1.Нужда человека, в чем -либо необходимом для поддержания жизнедеятельности цель 2.средство 3 потребность 4. производство Верны ли следующие суждения о рациональном выборе: А. Рациональный выбор - это лучший вариант поведения с учетом дохода семьи: Б. Рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов. верно только А 3 верны оба суждения верно только Б 4. оба суждения не верны 3.К материальным потребностям человека относят потребность в образовании 3 самореализации одежде 4. самоуважении 4.Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов прибыль 3. материальное благо ресурсы 4. альтернативная стоимость 5. Верны ли суждения о благах А. Все жизненные блага человек производит сам; Б. Жизненные блага бывают предметами потребления верно только А 3 верны оба суждения верно только Б 4. оба суждения не верны | 1 Нужда человека, в чем -либо необходимом для поддержания жизнедеятельности 1желание 2. цель 3.производство 4 потребность 2. Верны ли следующие суждения о рациональном выборе: А . Рациональный выбор –это оценка принятого решения, его польза Б. Рациональный выбор- это всегда экономия 1.верно только А 3 верны оба суждения 2. верно только Б 4. оба суждения не верны 3.К духовным потребностям человека относят потребность в образовании 3 дружбе одежде 4. Самоуважении 4.Выбирая одну вещь , мы отказываем себе в приобретении другой 1. выгода 3 альтернативный выбор прибыль 4. Экономическое благо Верны ли суждения о потребностях А. Некоторые потребности можно удовлетворить раз и навсегда Б. Потребности во все времена одинаковы 1.верно только А 3 верны оба суждения 2. верно только Б 4. оба суждения не верны | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дополните предложения: Я понял (а)… Я узнал (а)… Я разобрался (ась)… Я похвалил (а ) бы себя … Было интересно … Было трудно… |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Разноуровневое Д/З §17 - Ответь на вопросы руб. «Проверим себя» - зад 1,3 из руб. «В классе и дома» - Написать сочинение-рассуждение на тему: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». |