СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Эпоха дворцовых переворотов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Эпоха дворцовых переворотов"»










































Технологическая карта по истории России

Допущена учителем истории и обществознания:

Тема «Эпоха Дворцовых переворотов (1725–1762)», 8 класс.

Учитель истории: Исмагилова Диана Ильгизовна

Учебник: История России. 8 класс. Часть 1. Под редакцией А.В. Торкунова. Региональный компонент по учебнику: История Татарстана и татарского народа, XVIII века, 8 класс, Гилязов И.А. , Пискарев В.И.

Тема раздела: Параграф 13–14.

Цели урока:

Образовательная:

На основе анализа деятельности участников дворцовых переворотов подвести обучающихся к понимаю причин, обстоятельств и следствий дворцовых переворотов. Способствовать формированию у учащихся целостного представления об особенностях развития России в эпоху дворцовых переворотов.

Региональный компонент: способствовать осмыслению и выявлению учащимися влияния эпохи дворцовых переворотов на развитие Казанской губернии.

Обеспечить освоение следующих понятий: «дворцовый переворот», «фаворитизм», «кондиции», «тайная канцелярия», «верховники», «кабинет министров».

Развивающая:

С целью развития умения анализировать действия участников дворцовых переворотов, организовать систему познавательных заданий по историческим событиям, фактам и понятиям при помощи технологии «ролевая игра» и «чек-лист».

Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию исторического мышления, устной речи и воображения с помощью работы в командах.

Воспитательная:

Способствовать формированию критического мышления в оценке действий участников дворцовых переворотов.

На основе анализа исторических источников подвести обучающихся к определению отношения современников к монархам, не ценившим русских традиций.

Обеспечить условия по формированию уважительного отношения к историческому прошлому страны.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоить понятия «дворцовый переворот», «фаворитизм», «кондиции», «тайная канцелярия», «верховники», «кабинет министров»; системно-деятельностный подход; вид деятельности – командная форма работы; формирование и применение нового знания при помощи технологий «чек-лист» и «ролевая игра»; формирование исторического мировоззрения на примере изучения деятельности участников дворцовых переворотов; систематизация материала об эпохе дворцовых переворотов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: организация рабочего места, выполнение првил гигиены учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование, организация, контроль учебного труда.

Познавательные УУД: овладеть приемами анализа эпохи дворцовых переворотов, документов данного периода; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений в отношении участников дворцовых переворотов.

Коммуникативные УУД: способствовать формированию умения слушать и слышать собеседника, четко излагать свою точку зрения и подтверждать аргументами.

Межпредметные умения: устанавливать причинно-следственные связи.


Надпредметные умения: запоминать устный и письменный текст, ставить вопросы и формулировать учебные проблемы.

Личностные: способствовать формированию умения высказывать свое отношение к последствиям правления различных участников эпохи дворцовых переворотов.

Оборудование: интерактивная доска, видеоролики, презентация, учебник Торкунова, тетрадь, раздаточный материал.

Основные понятия: «дворцовый переворот», «фаворитизм», «кондиции», «тайная канцелярия», «верховники», «кабинет министров».

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, технологии «чек-лист» и «ролевая игра».

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формирование УУД

1.

Орг. Момент.

Приветствие.

Подготовка рабочего места. Здравствуйте! Дежурный, назовите отсутствующих в классе. Обратите внимание на свои рабочие места, посмотрите все ли учебные принадлежности на месте.

Дежурный пишет на листочке отсутствующих (если таковые есть), остальные проверяют наличие учебно-классных принадлежностей, санитарное состояние вокруг себя.

1 мин.

Регулятивные УУД:

Организация рабочего места, подготовка к продуктивной работе.


2.

Актуализация знаний

Повторение материала, изученного на прошлом занятии.


Назовите тему прошлого занятия. Половина класса получают по выбору 7 видов карточек (работа с картой, источником, причинно-следственной связью, понятиями, личностью, хронологии, иллюстрации по изученной теме). Садимся на первые парты.

Остальные ребята работаем устно. Ответьте на вопросы, записанные на экране. Задание на оценку.


1. Назовите причины и предпосылки Петровских реформ. Чем политика Петра I отличалась от политики его предшественников? (2 минуты)

2. Назовите причины и последствия победы России в Северной войне. (2 минуты)

3. Как экономическая политика Петра I повлияла на последующее развитие России? (2 минута).

4. Сравните государственное устройство и культуру России до Петра I и в конце его правления: что появилось нового, что осталось без изменений. (3 минуты).

5. Какие слои общества выступали против преобразований Петра I и почему? (2 минута)


Тема прошлого урока: «Повседневная жизнь и быт при Петре I».

Обучающиеся выбирают тип карточки. Остальные работают с учителем.

Примерные ответы учащихся на вопросы:

1. Причины:

1) Необходимость реформирования системы государственного управления.

2) Необходимость ликвидации отставания России от европейских государств.

3) Участие в Северной войне требовали реформирования страны под военные нужды.

При Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче начались постепенные преобразования – на службу приглашались иноземцы. Создавались полки «нового строя»; открывались первые мануфактуры.

При Петре I преобразования были масштабного характера, они коснулись всех сфер жизни общества. При Петре I произошли коренные преобразования в отличие от предшественников.

2. Причины:

1) Необходимость получения выхода России к Балтийскому морю.

2) Стремление вернуть ранее принадлежавшие России земли, утраченные по итогам русско-шведской войны 1610-1617 гг.

3) Усиление Швеции в Балтийском регионе и необходимость ее сдерживания.

Последствия: Северная война закончилась победой России. По итогам Ништадтского мирного договора Россия получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии. Россия была провозглашена империей. Россия стала одной из великих держав Европы. Победа в Северной войне дала не только новые территории, выход к Балтийскому морю, но и подняла авторитет государства, а также заложила основы сотрудничества России с Западом.

3. Главным итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства в России в первой четверти XVIII в. Экономическая политика Петра I привела к созданию прочной промышленной базы, произошло развитие торговли, транспортных путей, налоговой системы, налажены торговые и культурные связи со странами Западной Европы. Россия стала выходить на ведущие роли в международной экономике. Таким образом, Российская империя стала мощной европейской державой с сильной экономикой, которая могла обеспечить государство.

4. В вооруженных силах:

1) Создание полков европейского строя

2) Введение рекрутского набора
3) Создание регулярной армии
4) Создание школ для подготовки русских офицеров (Навигацкая, Артиллерийская, Медицинская, Инженерная)

В экономике и социальной политике:

1) Развитие горного дела и создание фабрик;
2) Проведение политик меркантилизма и протекционизма;
3) Создание судоходных каналов;
4) Изменение налоговой системы (введение подушной подати);

В области культуры:

1) Появились цифирные школы, светское обучение;
2) Введение нового гражданского шрифта;
3) Начало издания первой печатной газеты «Ведомости»;
4) Смена летоисчисления, появление календарей;
5) Открытие Кунсткамеры;

Петровские реформы коренным образом поменяли устройство Российского государства, внесли многие изменения в повседневную жизнь общества. Однако основные перемены коснулись лишь верхи общества, практически не изменив привычный образ жизни в деревне, где крепостническая система только развивалась и усугубляла положение крестьянства.

5. Против преобразований Петра I выступали широкие слои общества. Реформы Петра вызывали неприятие у многих, главным образом у патриархальной аристократии, видевшей в них разрушение традиционного для нее мира. Особое недовольство петровские реформы вызвали среди крестьянства, на которых легло основное бремя по их проведению. Возникли широкие национальные движения, которые заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России.

Недовольство было и среди духовенства, которые выступали против посягательств на права церкви. Духовенство выступало против приглашения в Россию иностранцев и введения новшеств.

Но у противников реформ долго время не было лидера. Недовольные среди аристократии объединились вокруг сына царя Алексея, воспитанного на старинных традициях московского двора. Однако выступить единым фронтом не удавалось, так как все слои общества, недовольные реформами, были крайне разобщены, и не могли противостоять государству.

12-15 мин.

Коммуникативные УУД

  1. Создавать устные и письменные тексты.

  2. Правильно излагать свои мысли.


3.

Мотивация

Внимательно просмотрите на видео фрагмент из документального фильма. Предположите тему нашего урока.

Что вы понимаете под понятием «Дворцовый переворот»?

Дворцовый переворот – насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора.

Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра.

К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. 

Учащиеся предлагают возможные варианты темы урока.

Вероятно, речь пойдет об эпохе дворцовых переворотов, и о новых правителях Российской Империи.


С помощью наводящих вопросов и подсказок ученики дают определение понятию «Дворцовые перевороты».

Учащиеся называют возможные цели урока.

Цели урока:

  1. Выявить, была ли эпоха дворцовых переворотов неизбежным следствием преобразований Петра I?

  2. Выявить причины и последствия дворцовых переворотов в России

  3. Познакомиться с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов




3 мин.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать свои версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.



4.

Изучение новой темы

Пётр Великий умер внезапно 28 января 1725 года, не назвав приемника. Историки на протяжении многих лет задаются вопросом «Кому Пётр мог завещать престол Российской Империи»?


На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на два проблемных вопроса.

Первый вопрос - Была ли эпоха дворцовых переворотов неизбежным следствием преобразований Петра I?

Второй вопрос - В чем причины дворцовых переворотов в 1725-1762 гг.?


Молодцы, сейчас мы приступим к знакомству с правителями эпохи дворцовых переворотов. На столах у вас рабочие листы с правителями Российской империи: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович. (рабочий лист в виде страницы соц.сети вконтакте). Ваша задача заполнить страницу от лица правителя: годы правления, родство с Петром I, как пришел к власти, на кого опирался, написать политические, экономические и религиозные взгляды. В конце страницы напишите несколько фактов о правителе, об особенностях правления монарха.

Начало эпохе дворцовых переворотов положила смерть Петра I и последовавшея за ней борьба различных придворных группировок за власть. Эпоха дворцовых перевортов стала неизбежным следствием преобразований Петра I – указ о престолонаследии, который установил право императора назначать преемника по своему усмотрению. Но назначить преемника Пётр не успел, вследствие чего развернулась борьба дворянских группировок за власть.


Причины:

  1. Усиление роли гвардии в государственных делах.

  2. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.), который оставлял за монархом право передавать российской трон тому, кого он сам выберет.

  3. Повяление дворянских группировок, борющихся за власть.

  4. Большое количесвто прямы и косвенных наследников дома Романовых.


















15-20 мин.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативно вести диалог


6.

Закрепление изученного

Закрепим полученные знания. Ребята, ответьте на вопросы.

Назовите тему нашего урока.

Раскройте понятие «дворцовые перевороты».

Перечислите правителей эпохи дворцовых переворотов.

Тема урока: Эпоха дврцовых переворотов (1725-1762).

Дворцовые перевороты – насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора.

Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович.

2 мин.


7.

Обобщение изученного

материала


Мы выявили причины дворцовых переворотов, познакомились с новыми историческими личностями и фактами их правления.

1 мин.

П: выведение следствий, умение структурировать знания

8.

Рефлексия

Предлагаю ответить на мои вопросы:

Как прошел урок?

Что узнал?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Использование раздаточного материала.


2 мин.

П: рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

9.

Домашнее задание

Домашнее задание:

  1. Обязательное – прочитать параграф 13-14 до 88 стр., ответить на вопросы стр.90.

  2. По выбору: подготовиться к работе с карточками (7 видов: личности, хронология, иллюстрации, источники, понятия, причинно-следственные связи, карты)

  3. Опережающее: подготовить сообщение на тему «Исторический портрет Елизаветы Петровны».

Записывают в дневник.

1 мин.


10.

Оценки

Учитель отмечает наиболее активных учеников.

Самооценка деятельности ученика,

Взаимооценка деятельности учеников,

Учитель озвучивает и комментирует оценки, благодарит за урок.


1 мин.