ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема урока: Как сохранить осанку.
Класс: 5 «Ж»
Раздел программы: Гимнастика (5 урок).
Цель урока: Создание обучающимися комплекса упражнений, позволяющего сформировать и поддержать правильную осанку.
Задачи занятия (дидактические) | личностные | метапредметные | предметные |
Обеспечить мотивацию в необходимости сохранения собственного здоровья. | Организовать работу в группах при решении учебной задачи. | Обучение комплексу упражнений для формирования и сохранения правильной осанки. |
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
Формирование сознательного отношения к собственному здоровью. | Познавательные: классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность в процессе самостоятельных занятий по формированию и сохранению правильной осанки. Осуществление логических действий. Регулятивные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные: формирование умения работать в группе, умение выражать свои мысли. | Формирование умений составлять комплекс физических упражнений для формирования и сохранения правильной осанки. |
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: метод опосредованной наглядности, метод непосредственной наглядности, частично-поисковый, игровой, соревновательный
Приёмы: демонстрация фото-картин, показ упражнений одним из обучающихся по заданию учителя, составление комплекса упражнений, игра, эстафета.
Место проведения: спортивный зал МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор»
Время проведения: 10.45-11.30 (40 минут).
Инвентарь и оборудование: 2 фото-картины, 8 мешочков, скамейка, секундомер, 2 плаката, карточки с упражнениями, плакат «Как сохранить осанку», карточки-характеристики.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1-й этап Организационно-мотивационный, 3-4 мин. | 1. Построение и организация учащихся на урок. Команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Здравствуйте, учащиеся!», «Вольно!». | Построение в одну шеренгу. Выполнение строевых команд. | | | |
2. Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы и цели урока, помочь обучающимся сформулировать тему и цель урока. Показ 2 фото-картин (Приложение 1). Беседа с учащимися: -Ребята, что вы видите на этих картинах. ( Правильную и не правильную осанки). - Сформулируйте тему нашего урока – «Как сохранить осанку». -Вы бы хотели иметь правильную осанку? -Что нужно делать, чтобы сохранить осанку? (правильно сидеть, не сутулиться при ходьбе, не носить сумку постоянно на одном плече, правильно спать) - А как на нашем уроке, т.е на уроке физкультуры, можно формировать правильную осанку?(выполнять комплексы упражнений для сохранения правильной осанки). -Ребята, а чего вы бы хотели достичь на уроке, поставьте каждый перед собой цель. - А для того, чтобы создать и выполнить комплекс на осанку нам надо что сделать?(провести разминку, чтобы подготовить свой организм, свои мышцы, чтобы не получить никакой травмы). | Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. Каждый сам формулирует цель для себя и озвучивает Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы. | Через наводящие вопросы формулируют тему урока, ставят цель. | Слушать собеседника, строить высказывания, Взаимодействуют с учителем во время беседы. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания. |
2-й этап Творческое применение и добывание знаний, 15 мин | 1.Разминка «Направо!» «В обход налево шагом марш!» «Бегом марш!» Следить за правильностью выполнения упражнений. Перестроение в круг «На лево, по кругу, марш» | Соблюдают дистанцию, выполняют строевые упражнения. По ходу движения берут по одному мешочку. - на носках, руки к плечам -на пятках, руки за спину -с высоким подниманием бедра -на внешней, внутренней стороне стопы, руки на поясе. Убирают мешочки. -соблюдают дистанцию - восстанавливают дыхание -перестраиваются в круг | | | Саморегуляция, т.е способность к мобилизации сил и энергии, в волевому усилию и преодолению препятствий.. |
. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на все группы мышц в кругу. – Мы с Вами умеем проводить разминку, уже не раз это делали, поэтому каждый из вас сейчас придумает и покажет одно упражнение, с повторением 5-6 раз. Распределить упражнения на разные группы мышц между обучающимися. Во время выполнения упражнения, задавать вопросы: -Получилось упражнение? -Почему не получилось? -В чем были трудности? - А сейчас, ребята, скажите, что у нас получилось?(Получился комплекс упражнений). Вот сейчас вам необходимо будет составить комплекс для формирования и сохранения правильной осанки. | Придумывают и показывают свое упражнение друг за другом Отвечают на вопросы учителя. | Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. | Умение логически грамотно излагать собственную точку зрения, доводить её до собеседника. | Умение организовать собственную деятельность |
2. Разделить на две группы. «На первый, второй, рассчитайсь! Вторые номера, шаг вперёд, марш!». - Первые номера – это 1 группа, вторые номера – 2 группа. Раздать группам карточки с различными физическими упражнениями (Приложение 2). Дать 3 мин. на составление комплекса. Корректировка работы групп. | Разделяются на две группы и выбирают из 16 различных по характеру упражнений 8 правильных упражнений (с мешочками на голове) на формирование правильной осанки, вклеивая их на плакат, составляют комплекс упражнений. Упражнения классифицируют по принципу от простого к сложному, опираясь на ранее полученные знания. | Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность в процессе самостоятельных занятий по формированию и сохранению правильной осанки. Осуществление логических действий. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей. | Работать в группе; умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Объединяют усилия на решении поставленного вопроса, выполняют самостоятельно задания. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |
3-й этап Представление результатов работы, 12-15 мин. | Проверка комплекса Проверить правильно ли составлен комплекс по эталону (Приложение 3), если есть ошибки исправить их. | Представляют и оценивают результаты работы между своими группами. Сравнивают с эталоном, если есть ошибки исправляют (Приложение 4). | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Проявление уважительного отношения к товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия. | Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. |
2.Перестроение в одну шеренгу. «В одну шеренгу, становись!» Каждому раздать карточку с упражнением. Перестроение в две колонны - На лево в колонну по два, марш!», «Дистанция и интервал 3 шага!». | -перестраиваются в две колонны, соблюдая дистанцию и интервал. | | | |
3.Осмысление и выполнение комплекса на осанку с мешочком на голове. Раздать мешочки. Даётся 1 мин. на обдумывание упражнения. Во время выполнения упражнения, задавать вопросы: -Получилось упражнение? -Почему не получилось? -В чем были трудности? Следить за правильностью выполнения, исправлять ошибки. | Объясняют и показывают друг за другом, полученное из составленного комплекса упражнение. | | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь использовать речь для регулирования своего ответа. | Умение слушать. Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок. |
4.Игра «Перебежки с мешочками на голове» на закрепление материала. Объясняет правила игры: Игроки располагаются на 1 стороне площадки за чертой, водящий - в центре. У всех на голове находятся мешочки, держать их руками нельзя. Уронил – выбыл из игры, если водящий уронил свой мешочек, в игру может возвратиться один из пойманных игроков. По сигналу учителя игроки перебегают (переходят) на другую сторону площадки, а водящий старается их осалить, прежде чем они пересекут черту. После 3-4 перебежек, подсчитывается количество осаленных, и выбирают нового водящего. В конце игры можно определить самого лучшего водящего, сумевшего поймать наибольшее количество игроков. | Выбрать водящего, взять мешочки, играть по правилам. | | Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. | |
4-й этап Рефлексия, 5-7 мин | 1. Перестроение в шеренгу. Организовать учащихся. Разделить на две команды | Перестроиться в шеренгу. Делятся на две команды. | | | Умение проявлять дисциплинированность. |
2.Эстафета с заданием. Объяснение эстафеты. -Перед вами разложены карточки с картинками-характеристиками (Приложение 5) человека с правильной и не правильной осанкой. Вам нужно, по сигналу наклеить на плакат «Как сохранить осанку» (Приложение 6) картинки с правильным положением человека на сторону «МОЖНО» и напротив, картинки с неправильным положением тела на сторону «НЕЛЬЗЯ». 1-я команда на сторону «МОЖНО», 2-я команда на сторону «НЕЛЬЗЯ». -Теперь проверим наш стенд. -Посмотрите внимательно на этот стенд, можете ли вы сказать про себя, что соблюдаете правила поддержания правильной осанки и считаете себя здоровым человеком? | Участвуют в эстафете, соблюдают правила. Активный диалог с учителем, оценить свою работу на уроке. | Уметь применять ранее полученные знания. | Проявление уважительного отношения к товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия. | |
3.Рефлексия Беседа с учащимися: - Ребята, какую цель вы ставили в начале урока? Вы достигли своей цели на уроке? У вас возникли какие-нибудь трудности? | Ответы детей | Осуществление комплексного анализа своей деятельности | | |
4.Домашнее задание. Раздать комплекс упражнений и правила на осанку. Повторить комплекс упражнений с мешочком на голове, который выполняли на уроке. (Приложение 3). -Вместо мешочка можно использовать книгу с мягким переплетом. Выучить правила для поддержания правильной осанки. (Приложение 7) | Осознать нужность домашнего задания. | | | Умение осознавать нужность домашнего задания. |
5.Организованный уход из зала. «Наше занятие подошло к концу. Все молодцы! Вы отлично справились! Спасибо за урок» | Выходят из зала | | | Умение проявлять дисциплинированность. |
| |
Список литературы
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Физическая культура.
Лях В.И., Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Матвеев А.П., Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2012.
Лях В.И., Физическая культура. 1 – 4 классы: учебник для общеобразоват.учреждений. – 13-е изд. – М.:Просвещение, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
И.п. (исходное положение) – основная стойка с мешочком на голове;
1-2 – подняться на носки, руки в стороны;
3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. (не уронить предмета).
Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
И.п. – основная стойка с мешочком на голове;
1-выпад правой вперед, руки в стороны
2-и.п
3-выпад левой вперед, руки вверх
4 – вернутся в и.п. Повторить 5 раз на каждую ногу.
И.п. – основная стойка с мешочком на голове;
1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны;
3-4 – вернуться в и.п.
Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
И.п. – основная стойка с мешочком на голове, руки вверх. Правую руку согнуть за спиной - локоть над головой, левую завести за спину локтем вниз; коснуться пальцами рук, вернуться в и.п. То же, меняя положения рук.
Повторить 5-6 раз на каждую руку.
И.п. – с. ноги врозь, мешочек в правой руке
1-наклон, прогнуться, смотреть прямо, мешочек положить на спину;
2-3 пружинистые наклоны, руки в стороны
4-взять мешочек левой рукой, выпрямиться
И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
И.п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.
И.п. – основная стойка.
1-2 – присед, руки в стороны;
3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
И.п. – основная стойка, руки на поясе.
1. Наклон головой вперед
2. Наклон назад
3. Наклон вправо
4. Наклон влево
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью
1-2. 2 отведения согнутых рук назад
3-4. 2 отведения прямых рук назад
И.п. – стойка ноги врозь
1. мах правой ногой к левой руке
2. и.п.
3. мах левой ногой к правой руке
4. вернуться в и.п.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1. поворот туловища влево, руки за головой
2. и.п.
3. поворот туловища вправо, руки в стороны
4. вернуться в и.п.
И.п. – основная стойка
1-2-3 – 3 пружинистых наклона вперед
4. и.п.
И.п. – основная стойка, руки к плечам
1-4. 4 вращения в плечевом суставе вперед
5-8. 4 вращения назад
И.п. – присед на правой
1-3. 3 пружинистых движения
4. перекат с правой ноги на левую
5-8. то же на другую ногу
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки, выполняемый с удержанием мешочка на голове:
1. И.п.(исходное положение) – основная стойка с мешочком на голове;
1-2 – подняться на носки, руки в стороны;
3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. (не уронить предмета).
Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2.И.п. – основная стойка с мешочком на голове;
1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны;
3-4 – вернуться в и.п.
Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
3.И.п. – основная стойка с мешочком на голове, руки вверх. Правую руку согнуть за спиной - локоть над головой, левую завести за спину локтем вниз; коснуться пальцами рук, вернуться в и.п. То же, меняя положения рук.
Повторить 5-6 раз на каждую руку.
4.И.п. – с. ноги врозь, мешочек в правой руке
1-наклон, прогнуться, смотреть прямо, мешочек положить на спину;
2-3 пружинистые наклоны, руки в стороны
4-взять мешочек левой рукой, выпрямиться
5.И.п. – основная стойка с мешочком на голове;
1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет);
3-4 – вернуться в и.п.
Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
6.И.п. – основная стойка с мешочком на голове;
1-Выпад правой ногой вперед, руки в стороны
2-И.п.
3- Выпад левой ногой вперед, руки вверх
4- И.п
7.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
8.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРАВИЛА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ
Приучай себя всегда спать на плоской подушке и ровном средней жесткости матраце.
Не имей привычку носить портфель в одной и той же руке.
Приучай себя сидеть за партой или за столом прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край.
Укрепляй мышцы физическими упражнениями.