2 | Повторение. | А сейчас я предлагаю вам проверить, как вы усвоили тему «Первый закон Ньютона» (слайды презентации 2-7) | Смотрят на экран, отвечают на вопросы теста индивидуально самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения работы, пользуясь ключом к тесту, представленным учителем, подсчитывают количество правильных ответов. | 6 |
3 | Мотивация | Итак, в чем суть первого закона Ньютона? А если равнодействующая не равна нулю? Например: Автомобиль, когда начинает трогаться с места в течение какого-то промежутка времени увеличивает скорость, т.е. появляется ускорение. Что заставляет его так двигаться? Отчего же зависит величина ускорения? | Формулируют закон, делают вывод: Если равнодействующая сил, приложенных к телу равна нулю, то то v̄ = const, а̄ = 0. Предполагаемые ответы: на него действует сила (сила тяги двигателя и сила трения). | 3 |
5 | Реализация целей | Проведем следующие эксперименты: 1) к разным по массе тележкам приложим одинаковую силу. Мы обнаружим, что тележка с меньшей массой пройдет большее расстояние до остановки, а тележка с большей массой напротив – меньшее. Вывод 1: чем больше масса, тем меньше ускорение, т.е. ускорение а̄ прямо пропорционально массе m (слайд 8) 2) на шары равной массы подействуем пружинами разной жесткости, т.е. приложим к нему разные силы. Вывод 2: чем больше сила, тем больше ускорение, т.е. ускорение а̄ обратно пропорционально силе F. (слайд 9) Приведем еще примеры из собственных наблюдений: 1) Девятиклассник, бросая мяч, придаст ему большее ускорение, нежели первоклассник, потому что он сильнее. 2) Легкий камень при броске получает большее ускорение, чем тяжелый. 3) Оттолкнувшись от партнерши, фигурист приобретает меньшее ускорение и меньшую скорость, чем фигуристка. Это результат того, что его масса больше, чем масса партнерши. 4) При выстреле ружье приобретает меньшую скорость, чем пуля, так как оно значительно тяжелее пули. Это соотношение выражает Второй закон Ньютона: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. (слайд 10). | Учащиеся предугадывают результаты опытов, задают вопросы на понимание и пытаются ответить на вопрос: Зависит ли ускорение от массы тела? Учащиеся предугадывают результаты и пытаются ответить на вопрос: Может ли ускорение тела зависеть от приложенной к нему силы? Делают выводы: 1) чем больше сила, тем больше ускорение. 2) чем больше масса, тем меньше ускорение. 3) чем больше масса, тем меньше ускорение. 4) чем больше масса, тем меньше ускорение. Объединяют две формулировки в одну: ускорение прямо пропорциональна силе и обратно пропорционально массе тела. | 13 |
6 | Закрепление новых знаний | 1. Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение увеличится… в 2 раз(а) 2. Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с2, если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг. 3. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 70 т, если сила тяги двигателей 140 кН? (Слайды 11-13) | Решают задачи | 6 |
7 | Контроль предметный | - А сейчас я предлагаю вам проверить себя «Как я усвоил содержание урока?». Для этого выполните индивидуально самостоятельно (Слайды 14-17) - У кого есть вопросы по выполнению заданий теста? - Давайте проверим правильность выполнения задания. Посчитайте количество знаков «+» в своей работе. | Смотрят на экран, отвечают на вопросы теста индивидуально самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения работы, пользуясь ключом к тесту, представленным учителем, подсчитывают количество правильных ответов. | 8 |
9 | Оценка продвижения к цели | - Давайте подведем итог нашей работы на уроке: 1. Посчитайте общее количество баллов 2. Определите свою отметку за урок по следующим критериям (Слайд 18): 9-10 б. – «5»; 7-8 б. – «4»; 5-6 б. – «3». - Поднимите руку, кто оценил свою работу на уроке на «5»? Кто доволен своей работой? | Результаты своей работы на уроке переводят в отметку. | 1 |