3. Формулировка темы урока, постановка цели. Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. | Утром солнышко встаёт, Спать ребятам не даёт! -Ну-ка, детки, подымайтесь, Умывайтесь, одевайтесь В полдень солнышко в зените, У него лучи, как нити, Дальше, дальше день бежит К вечеру скорей спешит. Ночью на небе - луна, Очень строгая она, Закрывайте дети очи. Говорит: «Спокойной ночи!» Значит, цель нашего урока – познакомиться с формой, размером и движением Земли. |
4. Изучение нового («открытие новых знаний») Проблемный вопрос 4.1. Роль Исаака Ньютона в формировании представлений о шарообразности Земли. Цель: объяснить учащимся вклад И.Ньютона в науку. 4.2. Размеры Земли: полярный и экваториальный радиусы. Цель: организовать формирование понятия «Экваториальный радиус Земли» и «Полярный радиус Земли». . 4.3.Движения Земля и их географические следствия. Цель: сформировать знания о движении Земли. 4.4. Полюсы и экватор. Цель: сформулировать вместе с учащимися понятия «полюса» и «экватор». | Организует формирование знаний о форме Земли. Организует формирование знаний о радиусах Земли. Организует беседу с учащимися. Организует беседу с использованием фотографий. | Записывают в тетради понятие «эллипсоид». Записывают в тетрадь понятия «Экваториальный радиус» и «Полярный радиус» и зарисовывают схему. Слушают, рассуждают, записывают в тетради схемы. Отвечают на вопросы учителя. | На слайде изображены фигуры – куб, овал, цилиндр, сплюснутый шар. Какая фигура подходит для формы Земли? Могла ли Земля иметь иную форму, нежели форму шара? В XVII веке английский физик Исаак Ньютон с помощью сложных вычислений установил, что форма Земли действительно близка к шарообразной. Однако правильным шаром наша планета не является. Она слегка приплюснута у полюсов. Такую форму называют эллипсоидом Понятие геоид. Ролик «Истинная форма Земли». Радиус Земли — это расстояние от её центра до поверхности. Поскольку Земля приплюснута у полюсов, принято указывать два её радиуса: экваториальный и полярный. Экваториальный радиус — это расстояние от центра планеты до экватора. Полярный радиус — это расстояние от центра планеты до полюса. Окружность земного шара, по экватору составляет 40 075 км. Планета наша движется в пространстве. Она одновременно совершает два движения. Первое — движение Земли вокруг своей оси. По-другому оно называется суточным или осевым. Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа 56 минут 4 секунды, или за сутки. Суточное вращение задаёт ритм бодрствования и сна всем обитателям нашей планеты. Второе — движение вокруг Солнца. Показ рисунка «Движение Земли вокруг оси и Солнца». Его ещё называют годовым или орбитальным. Орбита Земли — это линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. Время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом. Продолжительность года составляет 365 суток и ещё почти 6 часов. За четыре года эти дополнительные 6 часов складываются в ещё одни сутки. Именно поэтому каждые четыре года в самом коротком месяце года — феврале не 28, а 29 дней, а в году не 365 дней, а 366. Такой год называется високосным. Полюсами – называются точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось вращения Земли (эти точки пересечения его поверхности с осью вращения неподвижны). На поверхности Земли есть всего две точки, которые не участвуют в осевом вращении — это полюсы, Северный и Южный. Экватор – линия, находящаяся на одинаковом удалении от полюсов (делящая Земной шар пополам). Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное |
5. Закрепление полученных результатов. Цель: формирование представлений о движении Земли. | Организует проведение закрепления темы. | Выполняют задания, предложенные учителем. | 1.Земля имеет форму 2.Точки пересечения Земли с воображаемой осью (полюса) 3.Самая большая окружность (экватор) 4. За 365 дней и 6 часов Земля совершает полный оборот (вокруг Солнца) 5. Следствием движения Земли вокруг своей оси является (смена дня и ночи) 6. Следствием движения Земли вокруг Солнца является (смена времен года) 7. Отметьте на карте северный и южный полюс, экватор. 8.Проведем опыт (с участием учащихся): движение Земли вокруг Солнца; движение Земли вокруг оси и обращение Луны вокруг Земли. |