Урок «Формула для нахождения площади треугольника» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Очень рада вас видеть сегодня на уроке! – Все ли готовы получать новые знания? – Что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. Прием «Самопроверка». – Для урока я подготовил… – Мои мысли о… (геометрии). – Я концентрируюсь только на… (геометрии) | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении геометрии. Предлагает вспомнить, что им известно о нахождении площади треугольника из курса 8 класса. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о нахождении площади треугольника? Формулирует учебную задачу: – Исследовать формулы для нахождения площади треугольника. | Выступают перед классом или в группах. – Мы уже изучили… – Я могу объяснить … – Я могу решать… – Теперь мне по силам… – Я запомнил… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – узнать формулу нахождения площади треугольника; – научиться применять формулу нахождения площади треугольника | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Что я намерен делать сегодня на уроке геометрии? – Хочу ли я узнать формулу для нахождения площади треугольника? – Почему тема урока заслуживает моего внимания? – Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемной ситуации: – Можно ли найти площадь треугольника, зная его две стороны и угол между ними? Организует анализ формулировки теоремы. Организует исследование доказательства теоремы. – Рассмотрим треугольник АВС, площадь которого равна S, такой, что ВС = a, АС = и С = . Необходимо доказать, что Обращает внимание учащихся, что возможны три случая: – угол – острый; – угол – тупой; – угол – прямой. Стимулирует исследовательскую деятельность учащихся. Отвечает на вопросы учащихся. Помогает выполнить рисунки: | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке: А) буду самостоятельно работать; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Анализируют теорему. Заполняют таблицу. Теорема | Ключевые слова | Вопросы учителю | Площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон и синуса угла между ними | Половина произведения, две стороны, синус угла | Почему…? Как…? | Проводят исследования. Предпринимают попытки самостоятельно доказать теорему. Осуществляют поиск информации о доказательстве теоремы. Анализируют найденное доказательство теоремы. Заполняют таблицу. Доказательство теоремы | Я не понимаю… | Вопросы учителю | Проведем высоту ВD треугольника АВС | | Как…? | Тогда | | Почему…? | В треугольнике ВDС, если угол – острый, то ВD = | | Каким образом…? | Если угол – тупой, то ВD = | | | Если угол – прямой, то | | | | Проводят исследования Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на лучший вопрос по изученному на уроке материалу. Определяет наиболее интересные и оригинальные вопросы | Просматривают изученный на уроке материал. Придумывают вопросы. Отвечают на вопросы одноклассников. Помогают учителю определить лучший вопрос. Примеры вопросов: – Что нужно знать, чтобы найти площадь треугольника? – Как доказать формулу | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Организует решение заданий. 1. (№ 132) Найдите площадь треугольника АВС, если: 1) см, 9 см, А = 30; 2) АС = 3 см, ВС = см, С = 135. 2. (№ 134) Площадь треугольника МКN равна 75 см2. Найдите сторону МК, если КN = 15 см, К = 30. | Решения. 1. 1) (см2) Ответ: 27 см2. 2) (см2) Ответ: 9 см2. 2. ; (см) Ответ: 20 см. | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – В чем мне нужно совершенствоваться? – Что помешало мне работать на уроке еще лучше? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |