СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии 9 класс "Лёгкая промышленность"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по стандарту ФГОС. И даёт возможность подготовки учащихся к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии 9 класс "Лёгкая промышленность"»

Урок географии в 9 классе по теме:

«Пищевая и легкая промышленность»

Цель урока: познакомить учащихся с третьим звеном АПК.

- раскрыть последовательность производственных процессов в АПК: от получения сырья до выпуска готовой продукции;

-раскрыть закономерности размещения отраслей легкой и пищевой промышленности;

-выявить состав и факторы размещения легкой и пищевой промышленности.

Оборудование: учебник, атлас к\карта.

ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация опорных знаний

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

1.Организует деятельность по актуализации понятий

Задает вопросы ученикам:

1.Агропромышленный комплекс (АПК) это...

2. Состав АПК….

3. Назовите третье звено АПК…





2.Выполнение теста



3.Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Вспоминают изученный ранее материал.


Дают ответ на вопрос. Агропромышленный комплекс — совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции доведении ее до потребителя.

Выполняют тест.

Определяют, каких знаний им не хватает.


Формулируют название темы урока.

II. Целеполагание

Задает учащимся вопросы, на которые им затруднительно ответить

1.Как география размещения третьего звена АПК соотносится с географией соответствующих отраслей сельского хозяйства.

Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний

Осознают цели предстоящей деятельности


III. «Открытие» нового

Организует работу с учебником. Предлагает рассмотреть и проанализировать таблицы в учебнике.

Давайте определим факторы размещения пищевой и легкой промышленности.

Учащиеся, работают с таблицей учебника, анализируют, делают выводы.

Анализ рис. 1.3.12 стр. 62


Анализ рисунка 1.3.13 стр.63


Учитель организует работу с картой в атласе.


Закономерности размещения:

А. К районам производства сельскохозяйственного сырья, использующим необработанное сырье, приурочены





Б. К районам потребления готовой продукции тяготеют отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку

Учащиеся, работают с картой атласа. Выбирают необходимую информацию и делают соответствующие записи в тетради. Закономерности размещения:

А. К районам производства сельскохозяйственного сырья, использующим необработанное сырье, приурочены - рыбная, крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная промышленность.

Б. К районам потребления готовой продукции тяготеют отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку, - макаронная, кондитерская, хлебопекарная и др.

Обращает внимание на таблицу в учебнике. Проанализируйте её.

Учащиеся анализируют данные


Задание

Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям

1 звено 2 звено 3 звено

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

? - От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

Задание: По карте сопоставьте географию пищевой промышленности и сельского хозяйства. Определите важнейшие центры пищевой промышленности и факторы, их определяющие.


Итак, что вы для себя выбрали?

1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.





Ответы учащихся….

(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).

Ставит перед учащимися задачу: Определить географические проблемы развития легкой промышленности связанные с ее особенностями.


Легкая промышленность включает 30 крупных отраслей.

Географические проблемы развития легкой промышленности связаны с некоторыми ее особенностями.

Во-первых, ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни людей.

Во-вторых, это трудоемкая отрасль, в которой заняты преимущественно женщины (75% всех работающих).

В-третьих, размеры предприятий легкой промышленности, как правило, невелики и не требуют много энергии и воды.

Анализируют данные учебника, ранее полученную информацию. Делают выводы о том, как необходимо правильно размещать предприятия легкой промышленности.

1) удовлетворять материальные потребности людей с учетом особенностей спроса в отдельных частях страны;

2) полнее использовать трудовые ресурсы в районах тяжелой индустрии;

3) строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных территориальных, энергетических и водных ресурсов.


Организует деление учащихся на группы. Дает задание определить из списка: 1 группе - отрасли по первичной обработке сырья (ориентация на сырье); 2 группе - отрасли ориентирующиеся на сырье и потребителя; 3 группе – отрасли ориентирующиеся на потребителя.

Практическая работа.


Работают в группе.

Выполняют задание учителя.

Делают записи в тетради.

IV. Закрепление изученной темы.

Задает вопросы

Перечислите известную вам продукцию пищевой промышленности. К какой группе отраслей она относится?

Отвечают на вопросы учителя.

Контролируют правильность ответов одноклассников.


Заполняют таблицу.

Сельскохозяйственное сырье

Готовая продукция

1.Сахарная свекла

  1. …………………..

  2. ……………………

  1. Сахар

  2. ……………………

  3. …………………….



Подводит итоги урока, Рефлексия.

Выставляет оценки.

Выражают свое отношение к уроку.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Определяет домашнее задание.

§19,

Записывают домашнее задание.






































Тема урока: «Пищевая и легкая промышленность»

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Выполнение теста

Ответы

1в 2б 3а 4в 5в 6б 7а

2.Какой межотраслевой комплекс мы изучаем (АПК).

3.Из каких звеньев он состоит. (Из трех)


4.Какие звенья мы изучили? Предположите, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Запишите в тетради число, тему урока: «Пищевая и легкая промышленность»


Анализ рисунка 1.3.12

«Некоторые страны мира по производству на душу населения»

Отрасли пищевой и легкой промышленности АПК развиты недостаточно. Основное назначение пищевой промышленности - производство продуктов питания.

Закономерности размещения:

А. К районам производства сельскохозяйственного сырья, использующим необработанное сырье, приурочены рыбная, крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная промышленность.

Б. К районам потребления готовой продукции тяготеют отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку, - макаронная, кондитерская, хлебопекарная и др.

2. География пищевой промышленности (анализ карты)

Рыбоперерабатывающие заводы: Тихоокеанское побережье,

Мурманск, Калининград.

Мясокомбинаты: в Сибири, Поволжье, на Европейском Юге.

Лидеры пищевой промышленности: -Центральный-22%

-Уральский

-Поволжский по 11%

-Северный Кавказ

Вспомните, какие предприятия пищевой промышленности имеются в нашей области, городе.

-  Какую продукцию они выпускают?

Практическая работа

Задача по географии: 
Население города Н расходует в год 200 000 тонн сырья. Для получения 1 тонны сахара требуется 7 тонн сахарной свеклы. Расстояние между городом и источником сырья 200 км. Сравните транспортные расходы при размещении сахарного завода в месте потребления и у источника сырья при условии, что перевозки обходятся в 2р.60коп. рубля за 1 тонну на 1 км. Где выгоднее построить завод?

200тыс*7=1 млн400тыс. т свеклы надо.  

200тыс*200=40млнт-км 

40млн*2,6=104млн руб (это если строить завод у свеклы) 

1400тыс*200=280млн 280млн*2,6=728 млн (это если завод в городе)  в итоге если завод строить на свекольном поле в 7 раз дороже доставка обойдется



Карточка №1

Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям

1 звено


2 звено


3 звено

сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.



Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность

Итак, что вы для себя выбрали?

Задание: По карте сопоставьте географию пищевой промышленности и сельского хозяйства. Определите важнейшие центры пищевой промышленности и факторы, их определяющие.

Ребята, попробуйте определить географические проблемы развития легкой промышленности связанные с ее особенностями.

Делают выводы о том, как необходимо правильно размещать предприятия легкой промышленности.

1) удовлетворять материальные потребности людей с учетом особенностей спроса в отдельных частях страны;

2) полнее использовать трудовые ресурсы в районах тяжелой индустрии;

3) строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных территориальных, энергетических и водных ресурсов.


Легкая промышленность включает 30 крупных отраслей.

Географические проблемы развития легкой промышленности связаны с некоторыми ее особенностями.

Во-первых, ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни людей.

Во-вторых, это трудоемкая отрасль, в которой заняты преимущественно женщины (75% всех работающих).

В-третьих, размеры предприятий легкой промышленности, как правило, невелики и не требуют много энергии и воды

3.Легкая промышленность

Состав (анализ рис. 1.3.13 стр. 63)

Легкая промышленность включает 30 крупных отраслей.

Географические проблемы развития легкой промышленности связаны с некоторыми ее особенностями.

Во-первых, ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни людей.

Во-вторых, это трудоемкая отрасль, в которой заняты преимущественно женщины (75% всех работающих).

В-третьих, размеры предприятий легкой промышленности, как правило, невелики и не требуют много энергии и воды.

Поэтому правильное размещение легкой промышленности позволяет решить целый ряд важных задач:

1) удовлетворять материальные потребности людей с учетом особенностей спроса в отдельных частях страны;

2) полнее использовать трудовые ресурсы в районах тяжелой индустрии;

3) строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных территориальных, энергетических и водных ресурсов.

По особенностям размещения все отрасли легкой промышленности можно объединить в т р и группы.

Основные группы отраслей легкой промышленности по особенностям их размещения;

А) отрасли по первичной обработке сырья (ориентация на сырье);

Б) текстильная промышленность - ориентация на сырье и потребителя;

В) швейная и обувная промышленность - ориентация на потребителя.

В настоящее время уровень развития этих отраслей недостаточен, т.к качество и количество выпускаемых товаров не соответствует мировым стандартам и спросу.

-Определите предприятия легкой промышленности нашей области. Камвольная фабрика, Моршанская мануфактура, кожевенный Рассказовский завод, Тамбовчанка.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ.

Задание: 1. Перечислите известную вам продукцию пищевой промышленности.

К какой группе отраслей она относится?

  1. Заполните таблицу, показывающую зависимость между с\х сырьем и готовой продукцией пищевой промышленности.

Таблица

Продукция пищевой промышленности

Исходное сырье

1.Сахар

1.Сахарная свекла

2.рыба, консервы

2.Рыба, морепродукты

3.Мука

3.Пшеница, рожь.

4.Мясные изделия

4.Мясо птицы, говядина, свинина.




V. Выставление оценок. Рефлексия (чемодан, мясорубка, мусорная корзина)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.





























Рыбное хозяйство

Без рыбы невозможно представить себе пищевой рацион жителей России.

Рыба богата минеральными элементами - фосфором, кальцием, калием.

До начала XX века рыбу в России ловили в реках и озерах. Рыба была обычной пищей, потому что она водилась в большом количестве в реках и озерах.

Православная религия разрешала верующим есть рыбу в некоторые дни поста.

Рыбу, выловленную в Волге, Дону, реках Урала сильно солили, «в корень» (по­этому рыба называлась коренной. На севере европейской части России продавали треску, палтуса, сельдь. Ловили их в морях Северного Ледовитого океана.

Этнограф и писатель XIX века Сергей Васильевич Максимов писал: «На юге России - тарань, на Волге - вобла, на востоке и северо-востоке - судак, на западе -

сельдь, на севере - треска: вот те благодетели, которые выручают русских людей, заменяя им мясо и подслащая сухой хлеб».

При Петре I в России вылавливали рыбы 1 млн т.

Сейчас около 4 млн т рыбы добывают в Тихом океане, Северной Атлантике и морях Северного Ледовитого океана (Баренцевом, Норвежском, Гренландском). Три четверти улова составляют треска, сельдь, морской окунь.

В морях Тихого океана 80% всего лова составляют треска, минтай, сельдь, камбала, лососевые. Лососевые - ценные промысловые рыбы, их называют «красной» рыбой. Из лососевых в водах России добывают чавычу, нельму, кету, горбушу, нерку, кижуча.

В Каспийском и Азовском морях ловят осетровых (осетра, севрюгу, стерлядь)


Текстильная промышленность. Эта отрасль использует сельскохозяйственное сырье. Широкое применение синтетических красителей, химических волокон и нитей ослабляет ее зависимость от с\х. Использование изделий химии удешевляет и ускоряет производство тканей.

Процесс изготовления ткани состоит из нескольких стадий. Отходы переработки достигают у льна 80%, у шерсти 50% первоначального веса. Поэтому предприятия первичной переработки сырья рационально размещать ближе к его источникам. Шерстомойные фабрики построены на Северном Кавказе, льнообрабатывающие — на Северо-Западе России.

Особенно важны завершающие, отделочные стадии. Именно от них зависит спрос ткани у населения. Эти стадии тяготеют к центрам высокой художественной культуры, обладающим кадрами квалифицированных художников (Москва, Санкт- Петербург).

Продукция текстильной промышленности используется в швейной, предприятия которой имеются практически в каждом крупном городе.

Уровень развития легкой промышленности в России недостаточен. Это относится и к качеству и к количеству выпускаемых товаров. Причина кроется в многолетнем пренебрежительном отношении к развитию отрасли.