1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке. | Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку. Загадывает загадку. | Приветствуют учителя. Заинтересовываются. | - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Проверьте всё готово у вас к уроку? Хорошо. Отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится Грусть-тоска её боится. (Улыбка). - Подарим друг другу улыбки и начнём работу. - Каждый человек желает, чтобы его работа была отмечена, оценена. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу. Чтобы ваша оценка была объективной, в процессе работы на каждом этапе урока вы будете заполнять лист самооценки (Приложение 2) по определенным критериям и выставлять баллы. В конце урока полученные баллы переведете в отметку. Желаю вам хорошей плодотворной работы и отличных оценок! | Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности | Познавательные: - Представляют информацию в виде ответа на вопрос. - осознают познавательную деятельность. - Учащиеся отвечают на вопрос. -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала. | Предлагает узнать понятия Организует работу по карточкам | Называют понятие (природные ресурсы, Природопользование, Рациональное (разумное) Заполняют схему, проверяют и выставляют оценку. | Узнайте понятия: 1)компоненты природы и их свойства, которые используются в хозяйственной деятельности человека. 2) комплексная наука, занимающаяся разработкой решения проблем, возникающих в ходе взаимоотношений общества и природы, при которых из природной среды извлекаются полезные свойства. 3) Природопользование, направленное на сохранение и приумножение природных благ, поддержание здоровья человека и сохранение эстетических свойств природных комплексов. Итак, на прошлом уроке мы говорили о природных ресурсах и природопользовании. Заполним схему «Природные ресурсы», проверим и оценим работу. Приложение 1. (на экране) | Личностные результаты: Контролирование и оценивание своих действий. Волевое саморегулирование. Регулятивные УУД : Умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку своих одноклассников | Систематизируют и классифициуют различные группы природных ресурсов; |
3. Формулировка темы урока, постановка цели. Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока. | Слушают и дают ответы на вопросы С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. | Человек существует в природной среде. Он удовлетворяет свои потребности за счет природы, пользуясь природными компонентами. Но не все компоненты природы используются человеком в одинаковой степени. Какие компоненты и как используются человеком?(слайд 1) (Ответ: Древесина - для производства мебели, газ – в качестве топлива, почва – для выращивания сельскохозяйственных культур, нефть - топливо и т.д.) Как одним словом можно назвать все эти компоненты природы? (Ответ: ресурсы). Человек с давних пор пользуется природными ресурсами. Население земного шара увеличивается очень быстро. Уже сейчас оно составляет более 7 млрд.человек. И все люди желают жить в комфортных условиях, хорошо одеваться, вкусно кушать, ездить на машинах… Чтобы обеспечить себе эти условия им приходится использовать все большее количество ресурсов. Какая проблема встает перед человечеством в связи с этим? (Ответ: истощение ресурсов, и, следовательно, рациональное их использование). А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Ответ: Рациональное использование природных ресурсов. Слайд – 2. Давайте попробуем назвать цель урока? Значит, цель нашего урока – изучить принципы рационального использования природных ресурсов. | Самостоятельное выделение и формулирование цели. Постановка и формулирование цели урока. Соотнесение своих действий с планируемыми результатами. Самоопределение. | Определение конкретной цели своих будущих учебных действий |
4. Изучение нового («открытие новых знаний») Использование исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов. Цель: организовать формирование знаний об использовании неисчерпаемых и исчерпаемых ресурсов; формирование умения работать с текстом учебника, в группах. 4.1 Физминутка Цель: снятие напряжения, предупреждение утомляемости 4.2 Принципы природопользования Цель: формирование знаний о принципах природопользования | 1. Организует работу с учебником в группах Проверяет работу в группах Проводит физминутку 2.Знакомит учащихся с принципами рационального природопользования с использованием ЭОР. | 1.Работа в группах Выявляют различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника. Обсуждают и сравнивают пути и способы рационального использования различных групп ресурсов. Оценивают работу. Выполняют движения 2. Слушают учителя, делают записи в тетради 3.Отвечают на вопрос. | Делимся на две группы: 1гр – Киркина В. И Иванченко А., 2 гр – Лущенков О., Малятин Н и Чеченева У. Задание 1 группе: читаете материал в учебнике на стр. 210 – 211, готовите ответ на вопрос «Как используются неисчерпаемые ресурсы?». Слайд 3-7. Задание 2 группе: читаете материал на стр. 211 – 212, готовите ответ на вопрос «Как используются исчерпаемые возобновимые ресурсы?» ( на карточках) слайд 8 -9 Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы. Слайд 10-11 Музыкальная физминутка. Первый принцип слайд Второй принцип слайд Третий принцип, Слайд 12-13 - Рекреационные ресурсы. Что относится к ним и почему важны они? Слайд 14-15 Сделаем выводы: слайд 16. Надо использовать природные ресурсы рационально (разумно). Природу надо беречь и охранять. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. Про охрану природы и охраняемые территории мы поговорим на следующем уроке. | Личностные УУД Проводить анализ информации, развивать творческие способности, воображение, уметь выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Умение строить свою деятельность. Познавательные УУД: пробуждать интерес к поиску ответа в ходе работы с учебным материалом; Знаково-символические (работа с учебником, у карты, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД: Умение слушать, вести диалог, работать в группе Метапредметные УУД Умение самостоятельно планировать пути достижения целей | Понимать различия между понятиями Основы картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения Выделять главное, иметь первичные навыки представления о мерах по сбережению и экономному использованию ресурсов |
5. Закрепление полученных результатов. Цель: закрепить изученный материал. | Организует проверку знаний с помощью тестовой работы. | Выполняют тест | А сейчас проверим, как вы были внимательны на уроке? фронтальная работа ЭОР тест «Рациональное использование природных ресурсов» Проверка работы - слайд 9 | Познавательные УУД: Закрепление и углубление знаний Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность и оценивать результаты своей деятельности | Давать определение понятий и оценку рационального и нерационального природопользования |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания урока. Подводит итог после заполнения учащимися листа самооценки. Хвалит и благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет окончание урока. | Подводят итоги урока, оценивают свою работу с помощью оценочных листов. Определяем настроение по окончанию урока. | - Какова тема урока? - Какова цель урока? - Достигли цели урока? - Что узнали нового? Посчитайте количество баллов в листе самооценки и переведите их в оценку за урок. Оцените свою деятельность, деятельность класса по пятибалльной шкале. - Спасибо за урок. До свидания! | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |