СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии"Рациональное использование природных ресурсов"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представлена по естественно - научному направлению.

Тема урока соответствует §36 в учебнике по географии для учащихся 8 класса.

В учебном базисном плане на изучение географии  отведено 68 часов в год (2 часа в неделю-34 учебные недели). Учебно – методический комплект:

- Учебник «География» 8 класс, под редакцией  А.И.Алексеева  «Дрофа», 2012 г.

- Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по предмету «География».

- Тема данного урока относится ко  II разделу «Природа и человек».

Тема 7. «Природопользование и охрана природы»  учебника.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии"Рациональное использование природных ресурсов"»

Технологическая карта урока географии

Дата: 10.02.2020г

Учитель: Власова Наталья Николаевна

Тема урока: «Рациональное использование природных ресурсов»

Класс: 8

Тип урока: Урок первичного предъявления и усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование представления учащихся о рациональном и нерациональном использовании природных ресурсов человеком.

Задачи урока:

Образовательные: углубить знания о видах природных ресурсов, о рациональном и нерациональном использовании природных ресурсов.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.


Образовательные ресурсы: учебник География России: Природа и население: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Алексеев А.И., атласы, раздаточный материал, ЭОР «Рациональное использование природных ресурсов», ЭОР «Тест «Рациональное использование природных ресурсов»», файл «Физминутка», демонстрационная компьютерная техника.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Основные понятия: природные ресурсы, рациональное природопользование, альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, оборотное водоснабжение, рекреационные ресурсы.

Межпредметные связи: география, экология.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

научатся

давать определения терминов, понятий по тематике уро­ка;

характеризовать конкретные виды природных ресурсов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

Выявлять существенные признаки конкретного понятия;

Систематизировать и классифицировать различные группы природных ресурсов;

работать с тематически­ми картами.

познавательные: находить достоверные сведения в источ­никах географической информации; анализировать (в т.ч. вы­делять главное, делить текст на части) и обобщать тематичес­кий материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; вы­бирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диа­лог с автором текста); различать в речи другого мнения, дока­зательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; осознан­но использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;

сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих пози­ций;

понимание практической значимости рационального природопользования;

осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Личностные результаты

Предметные

Метапредметные

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.


Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку.

Загадывает загадку.




Приветствуют учителя.

Заинтересовываются.

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Проверьте всё готово у вас к уроку? Хорошо.


Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска её боится.

(Улыбка).

- Подарим друг другу улыбки и начнём работу.


- Каждый человек желает, чтобы его работа была отмечена, оценена. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу. Чтобы ваша оценка была объективной, в процессе работы на каждом этапе урока вы будете заполнять лист самооценки (Приложение 2) по определенным критериям и выставлять баллы. В конце урока полученные баллы переведете в отметку. Желаю вам хорошей плодотворной работы и отличных оценок!


Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности


Познавательные:

- Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

- осознают познавательную деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопрос.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала.


Предлагает узнать понятия













Организует работу по карточкам





Называют понятие (природные ресурсы,



Природопользование,


Рациональное (разумное)




Заполняют схему, проверяют и выставляют оценку.

Узнайте понятия:

1)компоненты природы и их свойства, которые используются в хозяйственной деятельности человека.

2) комплексная наука, занимающаяся разработкой решения проблем, возникающих в ходе взаимоотношений общества и природы, при которых из природной среды извлекаются полезные свойства.

3) Природопользование, направленное на сохранение и приумножение природных благ, поддержание здоровья человека и сохранение эстетических свойств природных комплексов.


Итак, на прошлом уроке мы говорили о природных ресурсах и природопользовании.

Заполним схему «Природные ресурсы», проверим и оценим работу.

Приложение 1. (на экране)

Личностные результаты: Контролирование и оценивание своих действий. Волевое саморегулирование.

Регулятивные УУД :

Умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку своих одноклассников

Систематизируют и классифициуют различные группы природных ресурсов;


3. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока


Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.


Слушают и дают ответы на вопросы











С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель.



Записывают тему в тетрадь.

Человек существует в природной среде. Он удовлетворяет свои потребности за счет природы, пользуясь природными компонентами. Но не все компоненты природы используются человеком в одинаковой степени. Какие компоненты и как используются человеком?(слайд 1) (Ответ: Древесина - для производства мебели, газ – в качестве топлива, почва – для выращивания сельскохозяйственных культур, нефть - топливо и т.д.) Как одним словом можно назвать все эти компоненты природы? (Ответ: ресурсы).

Человек с давних пор пользуется природными ресурсами. Население земного шара увеличивается очень быстро. Уже сейчас оно составляет более 7 млрд.человек. И все люди желают жить в комфортных условиях, хорошо одеваться, вкусно кушать, ездить на машинах… Чтобы обеспечить себе эти условия им приходится использовать все большее количество ресурсов.

Какая проблема встает перед человечеством в связи с этим? (Ответ: истощение ресурсов, и, следовательно, рациональное их использование). А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Ответ: Рациональное использование природных ресурсов. Слайд – 2.


Давайте попробуем назвать цель урока?

Значит, цель нашего урока – изучить принципы рационального использования природных ресурсов.

Самостоятельное выделение и формулирование цели. Постановка и формулирование цели урока. Соотнесение своих действий с планируемыми результатами. Самоопределение.

Определение конкретной цели своих будущих учебных действий

4. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Использование исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов.

Цель: организовать формирование знаний об использовании неисчерпаемых и исчерпаемых ресурсов;

формирование умения работать с текстом учебника, в группах.












4.1 Физминутка

Цель: снятие напряжения, предупреждение утомляемости


4.2 Принципы природопользования

Цель: формирование знаний о принципах природопользования












1. Организует работу с учебником в группах








Проверяет работу в группах
















Проводит физминутку





2.Знакомит учащихся с принципами рационального природопользования с использованием ЭОР.





1.Работа в группах


Выявляют различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника.

Обсуждают и сравнивают пути и способы рационального использования различных групп ресурсов.

Оценивают работу.









Выполняют движения





2. Слушают учителя, делают записи в тетради






3.Отвечают на вопрос.

Делимся на две группы: 1гр – Киркина В. И Иванченко А., 2 гр – Лущенков О., Малятин Н и Чеченева У.

Задание 1 группе: читаете материал в учебнике на стр. 210 – 211, готовите ответ на вопрос «Как используются неисчерпаемые ресурсы?». Слайд 3-7.


Задание 2 группе: читаете материал на стр. 211 – 212, готовите ответ на вопрос «Как используются исчерпаемые возобновимые ресурсы?» ( на карточках) слайд 8 -9









Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать.

В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы. Слайд 10-11


Музыкальная физминутка.





Первый принцип слайд

Второй принцип слайд


Третий принцип, Слайд 12-13


- Рекреационные ресурсы. Что относится к ним и почему важны они? Слайд 14-15

Сделаем выводы: слайд 16. Надо использовать природные ресурсы рационально (разумно). Природу надо беречь и охранять. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. Про охрану природы и охраняемые территории мы поговорим на следующем уроке.

Личностные УУД

Проводить анализ информации, развивать творческие способности, воображение, уметь выражать свои мысли.


Регулятивные УУД:

Умение строить свою деятельность.

Познавательные УУД: пробуждать интерес к поиску ответа в ходе работы с учебным материалом;

Знаково-символические (работа с учебником, у карты, извлечение нужной информации)


Коммуникативные УУД:

Умение слушать, вести диалог, работать в группе


Метапредметные УУД

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Понимать различия между понятиями




Основы картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения




Выделять главное, иметь первичные навыки представления о мерах по сбережению и экономному использованию ресурсов


5. Закрепление полученных результатов.

Цель: закрепить изученный материал.



Организует проверку знаний с помощью тестовой работы.



Выполняют тест




А сейчас проверим, как вы были внимательны на уроке?


фронтальная работа

ЭОР тест «Рациональное использование природных ресурсов»


Проверка работы - слайд 9

Познавательные УУД:

Закрепление и углубление знаний

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность и оценивать результаты своей деятельности

Давать определение понятий и оценку рационального и нерационального природопользования

6. Домашнее задание.


Объясняет домашнее задание. Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.


§36. Записи в тетради.



Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы познавательной деятельности

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания урока.

Подводит итог после заполнения учащимися листа самооценки. Хвалит и благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет окончание урока.

Подводят итоги урока, оценивают свою работу с помощью оценочных листов.

Определяем настроение по окончанию урока.

- Какова тема урока?

- Какова цель урока?

- Достигли цели урока?

- Что узнали нового?


Посчитайте количество баллов в листе самооценки и переведите их в оценку за урок.

Оцените свою деятельность, деятельность класса по пятибалльной шкале.


- Спасибо за урок. До свидания!

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.


Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


2