5 класс, Русский язык. Раздел: «Предложение. Текст». Тема «Главные члены предложения. Подлежащее».
Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. / Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, – 8-е изд. , – М.: Просвещение, 2023. – 223, [1] c.:ил.
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
формировать умение работать в паре.
понимать вопросы учителя и уметь строить логически верные ответы.
развивать умение выражать свои эмоции; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и успехами своих одноклассников
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Средства | Результат |
1. Мотивация (психологический настрой на уроке) к учебной деятельности. | Ребята, желаю вам плодотворной работы на уроке. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому пора приступить к работе. Проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник. (слайд 1) | Дети проверяют готовность к уроку. Записывают число в тетради. | Презентация (слайд 1) | Самооценка готовности к уроку. Положительный настрой учащихся на урок. |
2.Актуализация знаний | - Отгадайте загадку: Золотая гостья Весело живёт, Всё своё богатство Даром раздаёт. (Осень) - С какого звука начинается слово «осень»? - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать заглавную и строчную буквы «о». - Отгадайте, о ком идет речь. 1) Летает, чирикает, прыгает. (Слайд 2). 2) Поет, кукарекает, кричит. (Слайд 3). 3) Летает, стрекочет, трещит. (Слайд 4). 4) Прыгает, каркает, летает. (Слайд 5). 5) Плавает, гогочет, шипит. (Слайд 6). Прочитайте текст « Осень». (слайд 8). - Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста. - Чем предложение отличается от словосочетания? | Отгадывают загадку. Пишут в тетради всю строку Оо. Отгадывают. Называют общие признаки слов – отгадок, отличия. Записывают самостоятельно словарные слова с последующей взаимопроверкой по образцу (слайд 7). « Осень» Наступила золотая осень. Солнце позолотило верхушки деревьев. Раскрасила осень листья в пёстрые, яркие, красивые цвета. Белочка запасает орешки на зиму. Еж собирает грибы. Воробьи беззаботно веселятся. Они радуются последним теплым лучам осеннего солнца. - текст состоит из предложений - предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу - предложения в тексте идут в строгом порядке - предложение – единица речевого общения - предложение выражает законченную мысль - предложение бывает восклицательное, вопросительное, повествовательное. Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу. Одно из них является главным, а другое зависимым. | Презентация (слайд 2-8) | Самооценка (обведение красным карандашом самой красивой буквы). Самооценка словарной работы. |
3.Проблемная ситуация и постановка проблемы. | Составьте из слов предложения: (слайд9) 1.горы, легко, съехала, с, велосипеде, на. 2. в, мальчики , мячик. - Не получилось составить предложения? - Почему не получилось? Итак, без чего предложение не может существовать? - без грамматической основы | Учащиеся составляют и записывают предложения в тетради: Девочка легко съехала с горы на велосипеде. 2.Мальчики играли в мячик. - Не получилось. Не хватает в первом предложении существительного, во втором предложении не хватает глагола. Делают вывод самостоятельно: среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их называют главными членами | Презентация (слайд 9) | |
4. Целеполагание | Учитель: Для того, чтобы решить проблему, давайте сформулируем цель урока. Учитель делает вывод: уметь находить грамматическую основу в предложении и выполнять синтаксический разбор предложения. | Учащиеся: - уметь находить главные члены в предложении и выполнять синтаксический разбор предложения. | | Формулируют цель урока. Способы и методы достижения цели. |
5.Систематизация знаний. | – Прочитайте слова. Составьте из этих слов предложение. Сидит, сорока, на, любопытная, березе. (Слайд 10). - Запишите в тетради предложение. - Как называются главные члены предложения? - Что такое подлежащее? - На какие вопросы отвечает подлежащее? - Что такое сказуемое? - На какие вопросы отвечает сказуемое? - Подчеркните главные члены предложения. - А теперь поиграем «Когда так говорят?» - Прочитайте первое выражение. Трещит как сорока. - Когда так говорят? - Давайте проверим (Слайд 11). - Прочитайте второе выражение. Сорока на хвосте принесла. - Когда так говорят? - Давайте проверим. | Учащиеся составляют предложение: Любопытная сорока сидит на березе. Учащиеся отвечают на вопросы. Подчеркивают главные члены предложения с комментированием. Высказывания учащихся. Трещит как сорока – говорит громко, быстро. Сорока на хвосте принесла – новости, неизвестно откуда полученные. | Презентация (слайд 10-11) | Запись предложения на доске с комментированием и в тетрадях. Развитие речи учащихся, формирование лексико – грамматических категорий русского языка. |
6.Физкультминутка. | (Слайд 12). Упражнения для тренировки глазных мышц | Выполняют гимнастику для глаз. | Презентация (слайд 12) | Снятие зрительного напряжения |
7.Включение системы знаний в учебную деятельность и применение знаний на практике. | – Ребята, теперь мы поиграем с вами в игру «Найди ошибку». (Слайд 13). - Прочитайте предложения: Наступила золотая осень. По опушкам лесов растут грибы. На полянке краснеют гроздья рябины. - Найдите предложения, в которых не верно подчеркнута грамматическая основа. - Спишите предложения, в которых допущены ошибки: первый вариант записывает первое предложение, второй вариант – третье. Подчеркните правильно главные члены предложения. - У кого возникнут трудности при нахождении главных членов предложения, воспользуйтесь памяткой. - Проверьте свою работу. | Учащиеся находят ошибки и объясняют. Списывают предложения и подчеркивают главные члены предложения. | Презентация (слайд 13-14) Памятка «Главные члены предложения» | Самопроверка по образцу |
- Откройте учебник на с. 36 упр. 50. - Прочитайте предложения. Подумайте, кто или что совершает действие, и подбери по вопросам подлежащее. Запишите предложения. Подчеркните подлежащее одной чертой. | Учащиеся выполняют задание с комментированием. | учебник с. 36 упр. 50. | Записали предложения, подчеркнули подлежащее одной чертой. |
8.Контроль знаний. | - Теперь, ребята, я вам предлагаю проверить свои знания. Перед вами карточки трех цветов, посмотрите на задания и выберите ту карточку, с которой вы легко справитесь. Уровень 1 Подготовьте ответ на вопрос. Запишите предложение. Кто осенью строит жилье? Ежик Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое. Уровень 2 Составьте из слов предложение и запишите его. Дожди, идут, осенью, частые. Подчеркните главные члены предложения. Уровень 3 Составьте предложение, которое подходит к схеме: Какая? кто? что делает? где? Подчеркните грамматическую основу предложения. - Проверьте свою работу. - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Да – нет». Если вы согласны с моим утверждением, то ставите «+», если не согласны, то «-». 1) Речь бывает устная и письменная. 2) Наша речь состоит из слов. 3) В конце предложения ставится точка, или вопросительный знак, или восклицательный знак. 4) В конце предложения ставится восклицательный знак, если в предложении содержится вопрос. 5) В конце предложения ставится точка, если в нем о чем – то сообщается. 6) Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. 7) Подлежащее отвечает на вопросы что делает? что делал? что делали? 8) Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. - Давайте проверим. | Учащиеся выбирают карточку и выполняют задание. Проверяют выполненную работу по образцу Оценивают выполненную работу. Выполняют задание. Проверяют по образцу | разноуровневые карточки для самостоятельной работы Презентация (слайд 15-16) | Выполненная самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка работы. Развитие внимания, памяти. Самопроверка, самооценка. |
9.Рефлексия | Организует рефлексию: 1.Удалось ли решить проблему и достичь цели урока? -Какие цели мы поставили в начале урока? - Достигли мы с вами этих целей? 2. Оцените каждый свою собственную работу - Возьмите лист самооценки и поставьте себе итоговую оценку за урок с учетом выполнения заданий. - Ребята, у вас на столах лежат кленовые листочки. Если вы научились находить и подчеркивать в предложении главные члены и можете помочь другим ребятам, возьмите желтый листок. - Если вы научились находить главные члены предложения, но иногда допускаете ошибки, возьмите зеленый листок. - Если вы испытываете еще трудности при нахождении и подчеркивании главных членов предложения, возьмите красный листок. - Давайте украсим нашими листочками Дерево достижений. -Я очень рада, что большинство ребят уже научились находить главные члены предложения. | Учащиеся отвечают. В листе самооценки ставят итоговую оценку. Выбирают кленовый листок и прикрепляют к Дереву достижений. | лист самооценки, трехцветный набор кленовых листьев , Дерево достижений | Рефлексируют |
10.Домашнее задание. | - Домашнее задание – У51 стр.37 Озаглавьте текст, запишите предложения, подчеркните главные члены предложения. | Учащиеся слушают домашнее задание. | Учебник у 51 стр.37 | |