- формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
- развитие умения групповой и парной работы.
-развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
№ | Этап урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД. |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Приветствие. Настрой учащихся на работу, Организация внимания, проверка готовности к уроку. | Приветствие учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают число, вид работы. | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества). |
2 | Актуализация знаний - создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность. | Словарная работа Ребята, попробуйте с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов: пороша, соревнование. В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это книга. О любой кошке или собаке: это кошка, а это собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи имена существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь, сказав, что это кошка, мы не уточнили ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? | Записывают в тетрадь словарные статьи. Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - снежная пыль. Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - старательно, тщательно, усердно. Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся формулируют тему урока. | Принцип целостности. УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование) |
3 | Целеполагание и мотивирование - поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | Работа с текстом (на экране проектора): Антарктида – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океанов с морями. Также включает в себя ряд островов: остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова. -Какова тема текста? - Что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? - Назовите нарицательные имена существительные? -Каких имен в русском языке больше — нарицательных или собственных? Почему? Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом. | Учащиеся ставят цели урока: научиться отличать собственные и нарицательные имена существительные; усвоить правила написания прописной буквы в именах собственных. | Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД |
4 | Ввод нового материала -организовать работу по формированию умений делать вывод | Учитель предлагает самостоятельно дать определение собственных и нарицательных имён существительных, затем сопоставить с определением из учебника ( параграф 91). -О чём ещё говорится в параграфе? Что такое собственные наименования? -Чем отличаются имена собственные от собственных наименований? Приведите примеры собственных наименований книга басня стихотворение журнал газета картина кинофильм фабрика корабль | Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника. ответы учащихся самостоятельная работа учащихся | Коммуникативные, познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД |
5. | Первичное закрепление - фиксация знаний. - организовать работу над совершенствованием навыков распределения слов по основному признаку существительного | Выпишите существительные из текста по группам: собственные и нарицательные имена существительные (на экране проектора). - У нас какая фамилия? – спросил Ваня. - Как какая? Ты что, не знаешь? Державины. - А вот и нет! – воскликнул хитро Ваня. -А какая же? – удивился брат Коля. - У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкины. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров. Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась весь вечер. (В.Н. Куприн) Учитель предлагает пофантазировать на тему того, какие фамилии могли бы иметь они и записать полученные варианты. Учитель направляет, консультирует. | Ученики распределят слова по группам. Чтение учениками записанных вариантов фамилий. | Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение (при необходимости), познавательные (рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов), регулятивные ( планирование своей деятельности для решения поставленной задачи) УУД |
6. | Применение нового знания - проверить умение ориентироваться в словах, умение работать с информацией; | Учитель предлагает игру с элементами исследования. С помощью этимологических толковых словарей нужно как можно быстрее определить значения имён. 1 группа: Софья, Георгий, Владимир, Николай. 2 группа: Людмила, Надежда, Константин, Андрей. 3 группа: Никита, Ольга, Мария, Павел. Учитель консультирует в случае необходимости. | Ученики работают в группах. 1 группа: мудрая; земледелец; владеющий миром; народный победитель. 2 группа: милая людям; надежда; верный; мужественный, сильный. 3 группа: победитель; святая; любимая; маленький. | Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция) УУД |
| | Учитель предлагает выполнить задание: записать имена персонажей русских сказок, продолжив список: Василиса Прекрасная, Иван-царевич, Кощей Бессмертный… Составьте 2-3 предложения с этими именами. | Ученики работают индивидуально | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (решение поставленной задачи) УУД |
7. | Контроль знаний - организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками | Учитель предлагает прочитать слова в двух столбиках и определить, какие называют однородные предметы, а какие единичные из числа однородных. город | Ольга | озеро | Ивановна | пес | Волынов | фамилия | Шарик | река | Аба | отчество | Шира | имя | Прокопьевск | ЗАДАНИЕ 1: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь. Учитель корректирует деятельность учеников. Коллективная проверка работы. ЗАДАНИЕ 2: Составление и запись предложения с любыми из этих словосочетаний. Учитель акцентирует внимание на уровень сложности: каждый имеет право выбрать задание по силам составить а) простое предложение; б) простое предложение с однородными членами; в) сложное предложение. Фронтальная беседа: Есть ли среди предложенных собственных существительных слова, имеющие отношение к истории нашего края? (региональный компонент) | Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам. | Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности) |
8 | Подведение итогов | Учитель подводит итог. - Что изучали сегодня на уроке? - Чему научились? - Что понравилось? Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема: Имена существительные собственные нарицательные Единичные предметы из числа однородных | Однородные предметы | Пишутся с прописной буквы | Пишутся со строчной буквы | Заключаются в кавычки | -------------------------------------------------- | | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. Ученики ещё раз проговаривают положения правила. | Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД |
9 | Рефлексия - оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. Оценивает наиболее активных учащихся по 5-балльной шкале. | Ученики дают оценку деятельности по её результатам, самооценка, рисуют смайлики. | Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока) УУД |
10 | Домашнее задание -самостоятельное закрепление материала | Учитель предлагает на выбор: 1.П.91, упр.501 2. А) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки? Ваня приехал к бабушк…Елен… Сергеевн.. в деревню (К,к)асьяново. Она угощала внука румяными п…рогами и к..нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с собакой (П,п)альмой бегал на реч?ку (Л,л)иствянку. Там купался, загорал и ч…тал журналы Юный натуралист и Свирелька. Б) Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки? Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, кинотеатр (С,слава), громкая (С,с)лава, завод (С,с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым. (раздаточный материал) 3. Сочинение «Секрет моего имени» | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | Познавательные, регулятивные УУД |