I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Что такое промышленная революция? Назовите главные черты индустриального общества. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | - посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века; - отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г. - какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века? - какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции? - что такое модернизация? - не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства. Какие страны относятся к третьему эшелону? | Смотрят на форзац учебника, отмечают даты на ленте времени, определяют их значимость, высказывают свою точку зрения. Работа со словарем учебника Определяют наиболее развитые в экономическом отношении страны и страны, которые отстают от них. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Рассказ учителя Беседа Работа с текстом Работа с текстом Работа с историческим документом и картой Заполнение таблицы | Рассказ учителя о начале ХХ века. Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок. Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США. - Как вы думаете, почему Европа потеряла свое лидерство в мире, а США смогла выдвинуться на первое место? Эшелоны модернизации: 1 эшелон: страны передовые, индустриальные; 2 эшелон: страны «догоняющего развития»; 3 эшелон: традиционные страны. - как вы понимаете термин «догоняющее развитие»? - объясните понятие «традиционные страны». - назовите страны 1, 2, 3, эшелонов. В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному. - дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Класс делится на группы соответственно ведущим индустриальным странам: Великобритания, Германия, Франция, США. На основе документов и текста учебника готовятся выступления. По окончании их прослушивания заполняется таблица Заполнение таблицы «Важнейшие черты развития индустриального общества». | Слушают рассказ учителя, делают пометки в тетради при необходимости Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения Работают с текстом учебника, определяют типы стран и экономические процессы, которые способствуют той или другой стране быть в том или другом эшелоне развития. Определяют значение термина «традиционные страны». Дают определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Каждая группа знакомится с документом и текстом определенной части параграфа и делает выступление об экономическом и политическом развитии в каждом государстве Заполняют таблицу «Важнейшие черты развития индустриального общества». | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Каковы же основные изменения в развитии? | Основные изменения в развитии: Ускорение темпов научно-технического развития. Появление новых источников энергии. Изменение быта людей и их производственной деятельности. Улучшение средств коммуникаций между. Ускорилась миграция населения. Повысился уровень доходов население, сократилась продолжительность рабочего дня, труд становился творческим. В развитых странах улучшились условия досуга, доступ к образованию, медицине, участия в общественно-политической жизни. Углубление экологического кризиса. Нарастает нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы. | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Каковы же основные черты индустриального общества? Перечислите их | Отвечают на вопросы. 1.начало массового производства промышленных товаров; 2. концентрация производства и капитала. 3. усиление регулирующей роли государства в экономике. 4. расширение социальных функций государства. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |