СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Индустриальное общество в начале XX века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Индустриальное общество в начале XX века"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Индустриальное общество в начале XX века"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Индустриальное общество в начале XX века

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о процессе становления индустриального общества в начале ХХ века, проблемах, которые его потрясали и путях выхода из данных проблем. охарактеризовать основные перемены в социально-экономической жизни общества; развивать умение сравнивать состояния общества в разные периоды времени , высказывать собственное мнение по актуальным вопросам. Прививать интерес к мировой истории, развивать мышление, воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения одноклассников.

Образовательные ресурсы

Учебник Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс, Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1379248 Тестирование: http://spheres.ru/learning/

План урока

  1. Начало новой индустриальной эпохи. Рост городов

  2. Усиление роли государства в экономической сфере

  3. Социальный реформизм

  4. Единство мира и экономика великих держав в начале ХХ века

Личностно значимая проблема

В середине 19 в. К.Маркс предрекал гибель капитализма. Подумайте, почему капиталистические страны смогли избежать этой мрачной перспективы?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Массовой производство, антимонопольная (антитрестовская) политика, социальные реформы, миграция, милитаризация, промышленно-технологическая революция, модернизация, урбанизация, индустриальное общество, трест, синдикат, картель.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с процессом становления индустриального общества и проблемах, с которыми столкнулось население.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Что такое промышленная революция? Назовите главные черты индустриального общества.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7


Беседа по изученному материалу.


- посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века;

- отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г.

- какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века?

  1. - какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции?

- что такое модернизация?

- не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства. Какие страны относятся к третьему эшелону?

Смотрят на форзац учебника, отмечают даты на ленте времени, определяют их значимость, высказывают свою точку зрения.










Работа со словарем учебника


Определяют наиболее развитые в экономическом отношении страны и страны, которые отстают от них.


Фронтальная работа.







Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы










Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17


Рассказ учителя























Беседа



Работа с текстом










Работа с текстом






Работа с историческим документом и картой



Заполнение таблицы

Рассказ учителя о начале ХХ века. Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок.

Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США.

- Как вы думаете, почему Европа потеряла свое лидерство в мире, а США смогла выдвинуться на первое место?

Эшелоны модернизации:

1 эшелон: страны передовые, индустриальные;

2 эшелон: страны «догоняющего развития»;

3 эшелон: традиционные страны.

- как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?

- объясните понятие «традиционные страны».

- назовите страны 1, 2, 3, эшелонов.

В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному.

- дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Класс делится на группы соответственно ведущим индустриальным странам: Великобритания, Германия, Франция, США.

На основе документов и текста учебника готовятся выступления. По окончании их прослушивания заполняется таблица

Заполнение таблицы «Важнейшие черты развития индустриального общества».

Слушают рассказ учителя, делают пометки в тетради при необходимости























Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения



Работают с текстом учебника, определяют типы стран и экономические процессы, которые способствуют той или другой стране быть в том или другом эшелоне развития. Определяют значение термина «традиционные страны».




Дают определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество.




Каждая группа знакомится с документом и текстом определенной части параграфа и делает выступление об экономическом и политическом развитии в каждом государстве


Заполняют таблицу «Важнейшие черты развития индустриального общества».



Фронтальная

работа.





















Индивидуальная работа.


Индивидуальная работа.








Индивидуальная работа.





Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Записи в тетради.




























Устные ответы.




Устное задание











Устные ответы.




Записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

Каковы же основные изменения в развитии?


Основные изменения в развитии:

Ускорение темпов научно-технического развития. Появление новых источников энергии. Изменение быта людей и их производственной деятельности. Улучшение средств коммуникаций между. Ускорилась миграция населения.

Повысился уровень доходов население, сократилась продолжительность рабочего дня, труд становился творческим. В развитых странах улучшились условия досуга, доступ к образованию, медицине, участия в общественно-политической жизни.

Углубление экологического кризиса. Нарастает нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы.

1.Индивидуальная работа.



2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради


V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Каковы же основные черты индустриального общества? Перечислите их

Отвечают на вопросы. 1.начало массового производства промышленных товаров; 2. концентрация производства и капитала. 3. усиление регулирующей роли государства в экономике. 4. расширение социальных функций государства. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

§ 1, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 22.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа




Приложение № 1

Важнейшие черты развития индустриального общества.


Великобритания

Германия

Франция

США

Начало массового производства примышленных товаров





Концентрация производства и капитала





Усиление регулирующей роли государства в экономике





Расширение социальных функций государства