План - конспект урока по истории России в 6 «А» классе
Учитель: Богданова О.А.
Тема урока: Становление древнерусского государства
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: познакомить с предпосылками образования Древнерусского государства; объяснить специфику и особенности этого процесса; характеризовать деятельность первых князей.
Задачи: Ответить на вопрос, можно ли утверждать, что в 6-8 вв. у восточных славян уже существовало государство?
Обоснование актуальности: знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, учебник, пакет с рабочим материалом для работы (приложение 1)
Ход урока
1.Орг.момент: (Звучит музыка славян, на интерактивную доску выводится слайд №1 с темой, планом урока и рисунком «княжеский дружинник»)
Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжаем изучать историю древнерусского государства.
2.Проверка домашнего задания:
Ребята, а что было задано сегодня на дом?
Ответы детей. (На дом было задано выучить стихотворения, выполнить индивидуальные задания).
Итак, проверим д/з. (Дети выходят к доске, рассказывают стихотворение «Становление древнерусского государства»).
Учитель: Спасибо ребята.
Тема сегодняшнего урока «Становление древнерусского государства». (На интерактивную доску выводится тема урока, слайд №2)
3.Изучение нового материала.
Учитель: Мы уже знаем, что формирование государства -это длительный процесс, связанный с разложением родо -племенных отношений, расслоением общества на богатых и бедных, потребностью обороны от общего врага.
На первых уроках мы познакомились с деятельностью таких князей, как Кий, Гостомысл,
Рюрик. Они княжили в отдельных землях восточных славян.
(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с изображением князей)
Учитель: Сегодня мы узнаем о жизни таких князей, как Дир и Аскольд, Олег Вещий, Игорь Старый, его жены княгини Ольги и сына Святослава.
(На интерактивную доску выводится задача урока, слайд №4)
Учитель: По итогам урока нам предстоит решить задачу: Ответить на вопрос, можно ли утверждать, что в 6-8 вв. у восточных славян уже существовало государство?
(На интерактивную доску выводится слайд №5 с изображением князя)
Звучит музыка,и в класс въезжает на коне князь со своей дружиной.
(Князь рассказывает о себе, и о своих занятиях)
(На интерактивную доску выводится слайд №6 «Путь из варяг в греки»)
Учитель: Действительно, торговля имела одно из решающих значений в формировании государства.
На торговых путях возникали торговые города, и купцы(«гости») были заинтересованы в сильной единой власти и безопасности.
А желающих поживиться за счет купцов было много и среди славян, и среди соседей.
С севера с грабительскими походами нападали варяги-викинги, на юге многие племена данью обложили хазары.
Через земли восточных славян проходил международный торговый путь- «путь из варяг в греки».
Само название говорит о том, что он щел от Варяжского(Балтийского) моря к Понту Эвкинскому(Черному морю) и столице Византии- Царьграду ( Константинополю).
В « Ипатьевской летописи» подробно описан этот путь.
Именно на этом пути возникло 2 развитых города славян.
В нижней части этого пути на земле полян возник Киев, а в верхней-Новгород.
Но южные земли были более благоприятны для земледелия, чем северные, и близость к более развитой Византии тоже сыграла свою роль.
(На интерактивную доску выводится слайд №7 «Русь при князе Олеге».
Учитель: Формирование государства начинается с объединения племен под одной властью. Начало этого процесса связывают с событиями 882 года.
Еще при князе Рюрике два варяга Дир и Аскольд были отправлены походом на Царьград.
Идя по пути «из варяг в греки» они подошли к Киеву и захватили его, став в нем княжить.
В 879 г. Рюрик умирает и оставляет Новгород своему родственнику Олегу, которому поручил и воспитание своего малолетнего сына Игоря.
(На интерактивную доску выводится слайд № 8 «Убийство Дира и Аскольда»)
Именно Олег увидел выгоду географического расположения Киева и в 882 году захватил его, объединив под своей властью оба центра- и Киев(поляне) и Новгород (словене ильменские).
Монах Нестор подробно описывает захват Киева.
Ребята, а кто приготовил сообщение по теме «Убийство Дира и Аскольда»?
(Выходит ученик и читает сообщение на тему «Убийство Дира и Аскольда»)
(На интерактивную доску выводится следующий слайд №9 «Поход 907г. На Царьград»)
4. Работа по учебнику: с.42, читаем по абзацам и отвечаем на вопросы
Вопросы по тексту (приложение 1)
Ребятам показывается книга А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге
Учитель: С пророчеством связана и легенда о смерти князя Олега, изложенная А.С. Пушкиным в «Песне о Вещем Олеге».
(На интерактивную доску выводится слайд №10 «Походы Игоря Старого»
Князь Игорь был не таким грозным правителем как Олег, и многие племена попытались выйти из подчинения Киева.
Поэтому ему пришлось восстанавливать там свою власть.
Византия тоже стала нарушать торговый договор, что подтолкнуло Игоря к новому походу на Царьград-Константинополь.
(На интерактивную доску выводится слайд №11 «Поход 941г. На Царьград»)
Учитель: Первый поход 941г.закончился разгромом.
Греческий флот встретил русские ладьи «греческим огнем» (смесью в которую входила нефть), что заставило Игоря отступить.
В 944г. Князь Игорь пошел во 2-ой свой поход, собрав для этого все силы и заключив союз с печенегами.
В этот раз император предпочел не ввязываться в сражения, а откупиться и заключить новый договор.
(На интерактивную доску выводится слайд №12 «Смерть Игоря»)
Учитель: Ребята, а кто приготовил сегодня к уроку сообщение на тему «Смерть князя Игоря»
Выходит ученик и читает сообщение на тему «Смерть Игоря».
Звучит музыка, входит княгиня Ольга (учитель в костюме княгини Ольги)
(На интерактивную доску выводится слайд №13 «Княгиня Ольга»,
дальше учитель ведет урок от лица княгини Ольги)
Княгиня Ольга: Здравствуйте ребята, меня зовут княгиня Ольга. Древляне не только убили моего мужа, киевского князя, но и захотели посадить своего князя Мала в Киеве, женив его на мне, но и избавиться от сына Игоря-малолетнего Святослава.
Я не только жестоко отомстила за своего мужа, но и вновь подчинила себе древлян.
Когда древляне согласились мне покориться, я потребовала от них по два воробья и голубя с каждого двора.
(учитель, дает команду ребятам, принести по 2 голубя и воробья, которые, подготовленные лежат у них на партах)
Княгиня Ольга: К птицам я привязала тлеющие тряпицы и отпустила на волю.
Те полетели в свои гнезда и подожгли Искоростень.
Но я вошла в историю не своей местью, а первыми реформами.
(На интерактивную доску выводится слайд №14 «Реформы Ольги»)
Я отменила «полюдье» и установила «уроки» (точные размеры дани) и «погосты» (места сбора дани).
Таким образом, сбор дани превратился в сбор налогов.
(На интерактивную доску выводится слайд №15 «Принятие христианства»
В 957г. я посетила Царьград-Константинополь, где первой из русских правителей приняла христианство.
(На интерактивную доску выводится слайд №16 «Князь Святослав»
Наш сын Святослав вошел в историю как великий полководец.
Всю свою жизнь Святослав провел в походах.
(На интерактивную доску выводится слайд №17 «Походы Святослава»)
В 964-965гг. он подчинил вятичей, которые до этого платили дань хазарам.
Для этого князь разбил хазар и захватил хазарский город Саркел ( Белая Вежа).
С 968 по 971 гг. Святослав совершил несколько походов на Болгарское царство.
Однако Святослав не оставил мечты завоевать Болгарское царство и перенести свою столицу на Дунай, где проходили все торговые пути в Византию.
И это напугало византийского императора, который объединился с болгарами против русичей и в 971 г. Осадил войска Святослава.
Сильнейшие потери и угроза голода вынудили русского князя пойти на заключение мирного договора и отказ от Болгарии.
(На интерактивную доску выводится слайд №18 «Последний бой Святослава»)
На обратном пути печенеги на реке Днепр устроили засаду и убили Святослава и его дружинников.
По легенде, из их черепов были сделаны чаши для вина, чтобы сила этих воинов перешла к печенегам.
(На интерактивную доску выводится слайд, где записана учебная задача урока)
5. Решение учебной задачи
Княгиня Ольга: Ребята, давайте вспомним, какая перед нами стояла учебная задача?
В ходе решения учебной задачи учащиеся должны вспомнить , что у государства есть признаки, закрепленные в определении понятия.
На интерактивную доску выводится слайд с задание: «Определить, в чье правление произошло событие». (Ребята решают интерактивные тесты)
На интерактивную доску выводится слайд с заданием Сопоставьте определения и термины». (Ребята решают интерактивные тесты)
6.Рефлексия
(Учитель, с помощью Всезнайки, он связан из ниток, проводит рефлексию)
1.Какая тема была сегодня на уроке?
2.Смогли ли мы доказать, что у восточных славян в 6-8 вв. уже существовало государство?
3.Что нового узнали на уроке?
4.Какие задания больше всего понравилось выполнять?
5. А какие задания вызвали у вас затруднения?
Учитель оценивает обучающихся.
7. Домашнее задание (На интерактивную доску выводится слайд № 19, где записано домашнее задание)
Итак, ребята наш урок подходит к концу, вы привели аргументы, что у восточных славян в 6-8 вв. уже существовало государство.
Спасибо всем за работу. До свидания.