СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории на тему "Становление Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории на тему "Становление Древнерусского государства"»

План - конспект урока по истории России в 6 «А» классе

Учитель: Богданова О.А.

Тема урока: Становление древнерусского государства

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить с предпосылками образования Древнерусского государства; объяснить специфику и особенности этого процесса; характеризовать деятельность первых князей.

Задачи: Ответить на вопрос, можно ли утверждать, что в 6-8 вв. у восточных славян уже существовало государство?

Обоснование актуальности: знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, учебник, пакет с рабочим материалом для работы (приложение 1)

Ход урока

1.Орг.момент: (Звучит музыка славян, на интерактивную доску выводится слайд №1 с темой, планом урока и рисунком «княжеский дружинник»)

Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжаем изучать историю древнерусского государства.

2.Проверка домашнего задания:

Ребята, а что было задано сегодня на дом?

Ответы детей. (На дом было задано выучить стихотворения, выполнить индивидуальные задания).

Итак, проверим д/з. (Дети выходят к доске, рассказывают стихотворение «Становление древнерусского государства»).

Учитель: Спасибо ребята.

Тема сегодняшнего урока «Становление древнерусского государства». (На интерактивную доску выводится тема урока, слайд №2)

3.Изучение нового материала.

Учитель: Мы уже знаем, что формирование государства -это длительный процесс, связанный с разложением родо -племенных отношений, расслоением общества на богатых и бедных, потребностью обороны от общего врага.

На первых уроках мы познакомились с деятельностью таких князей, как Кий, Гостомысл,

Рюрик. Они княжили в отдельных землях восточных славян.

(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с изображением князей)

Учитель: Сегодня мы узнаем о жизни таких князей, как Дир и Аскольд, Олег Вещий, Игорь Старый, его жены княгини Ольги и сына Святослава.

(На интерактивную доску выводится задача урока, слайд №4)

Учитель: По итогам урока нам предстоит решить задачу: Ответить на вопрос, можно ли утверждать, что в 6-8 вв. у восточных славян уже существовало государство?

(На интерактивную доску выводится слайд №5 с изображением князя)

Звучит музыка,и в класс въезжает на коне князь со своей дружиной.

(Князь рассказывает о себе, и о своих занятиях)

(На интерактивную доску выводится слайд №6 «Путь из варяг в греки»)

Учитель: Действительно, торговля имела одно из решающих значений в формировании государства.

На торговых путях возникали торговые города, и купцы(«гости») были заинтересованы в сильной единой власти и безопасности.

А желающих поживиться за счет купцов было много и среди славян, и среди соседей.

С севера с грабительскими походами нападали варяги-викинги, на юге многие племена данью обложили хазары.

Через земли восточных славян проходил международный торговый путь- «путь из варяг в греки».

Само название говорит о том, что он щел от Варяжского(Балтийского) моря к Понту Эвкинскому(Черному морю) и столице Византии- Царьграду ( Константинополю).

В « Ипатьевской летописи» подробно описан этот путь.

Именно на этом пути возникло 2 развитых города славян.

В нижней части этого пути на земле полян возник Киев, а в верхней-Новгород.

Но южные земли были более благоприятны для земледелия, чем северные, и близость к более развитой Византии тоже сыграла свою роль.

(На интерактивную доску выводится слайд №7 «Русь при князе Олеге».

Учитель: Формирование государства начинается с объединения племен под одной властью. Начало этого процесса связывают с событиями 882 года.

Еще при князе Рюрике два варяга Дир и Аскольд были отправлены походом на Царьград.

Идя по пути «из варяг в греки» они подошли к Киеву и захватили его, став в нем княжить.

В 879 г. Рюрик умирает и оставляет Новгород своему родственнику Олегу, которому поручил и воспитание своего малолетнего сына Игоря.

(На интерактивную доску выводится слайд № 8 «Убийство Дира и Аскольда»)

Именно Олег увидел выгоду географического расположения Киева и в 882 году захватил его, объединив под своей властью оба центра- и Киев(поляне) и Новгород (словене ильменские).

Монах Нестор подробно описывает захват Киева.

Ребята, а кто приготовил сообщение по теме «Убийство Дира и Аскольда»?

(Выходит ученик и читает сообщение на тему «Убийство Дира и Аскольда»)

(На интерактивную доску выводится следующий слайд №9 «Поход 907г. На Царьград»)

4. Работа по учебнику: с.42, читаем по абзацам и отвечаем на вопросы

Вопросы по тексту (приложение 1)

Ребятам показывается книга А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге

Учитель: С пророчеством связана и легенда о смерти князя Олега, изложенная А.С. Пушкиным в «Песне о Вещем Олеге».

(На интерактивную доску выводится слайд №10 «Походы Игоря Старого»

Князь Игорь был не таким грозным правителем как Олег, и многие племена попытались выйти из подчинения Киева.

Поэтому ему пришлось восстанавливать там свою власть.

Византия тоже стала нарушать торговый договор, что подтолкнуло Игоря к новому походу на Царьград-Константинополь.

(На интерактивную доску выводится слайд №11 «Поход 941г. На Царьград»)

Учитель: Первый поход 941г.закончился разгромом.

Греческий флот встретил русские ладьи «греческим огнем» (смесью в которую входила нефть), что заставило Игоря отступить.

В 944г. Князь Игорь пошел во 2-ой свой поход, собрав для этого все силы и заключив союз с печенегами.

В этот раз император предпочел не ввязываться в сражения, а откупиться и заключить новый договор.

(На интерактивную доску выводится слайд №12 «Смерть Игоря»)

Учитель: Ребята, а кто приготовил сегодня к уроку сообщение на тему «Смерть князя Игоря»

Выходит ученик и читает сообщение на тему «Смерть Игоря».

Звучит музыка, входит княгиня Ольга (учитель в костюме княгини Ольги)

(На интерактивную доску выводится слайд №13 «Княгиня Ольга»,

дальше учитель ведет урок от лица княгини Ольги)

Княгиня Ольга: Здравствуйте ребята, меня зовут княгиня Ольга. Древляне не только убили моего мужа, киевского князя, но и захотели посадить своего князя Мала в Киеве, женив его на мне, но и избавиться от сына Игоря-малолетнего Святослава.

Я не только жестоко отомстила за своего мужа, но и вновь подчинила себе древлян.

Когда древляне согласились мне покориться, я потребовала от них по два воробья и голубя с каждого двора.

(учитель, дает команду ребятам, принести по 2 голубя и воробья, которые, подготовленные лежат у них на партах)

Княгиня Ольга: К птицам я привязала тлеющие тряпицы и отпустила на волю.

Те полетели в свои гнезда и подожгли Искоростень.

Но я вошла в историю не своей местью, а первыми реформами.

(На интерактивную доску выводится слайд №14 «Реформы Ольги»)

Я отменила «полюдье» и установила «уроки» (точные размеры дани) и «погосты» (места сбора дани).

Таким образом, сбор дани превратился в сбор налогов.

(На интерактивную доску выводится слайд №15 «Принятие христианства»

В 957г. я посетила Царьград-Константинополь, где первой из русских правителей приняла христианство.

(На интерактивную доску выводится слайд №16 «Князь Святослав»

Наш сын Святослав вошел в историю как великий полководец.

Всю свою жизнь Святослав провел в походах.

(На интерактивную доску выводится слайд №17 «Походы Святослава»)

В 964-965гг. он подчинил вятичей, которые до этого платили дань хазарам.

Для этого князь разбил хазар и захватил хазарский город Саркел ( Белая Вежа).

С 968 по 971 гг. Святослав совершил несколько походов на Болгарское царство.

Однако Святослав не оставил мечты завоевать Болгарское царство и перенести свою столицу на Дунай, где проходили все торговые пути в Византию.

И это напугало византийского императора, который объединился с болгарами против русичей и в 971 г. Осадил войска Святослава.

Сильнейшие потери и угроза голода вынудили русского князя пойти на заключение мирного договора и отказ от Болгарии.

(На интерактивную доску выводится слайд №18 «Последний бой Святослава»)

На обратном пути печенеги на реке Днепр устроили засаду и убили Святослава и его дружинников.

По легенде, из их черепов были сделаны чаши для вина, чтобы сила этих воинов перешла к печенегам.

(На интерактивную доску выводится слайд, где записана учебная задача урока)

5. Решение учебной задачи

Княгиня Ольга: Ребята, давайте вспомним, какая перед нами стояла учебная задача?

  1. В ходе решения учебной задачи учащиеся должны вспомнить , что у государства есть признаки, закрепленные в определении понятия.

  2. На интерактивную доску выводится слайд с задание: «Определить, в чье правление произошло событие». (Ребята решают интерактивные тесты)

  3. На интерактивную доску выводится слайд с заданием Сопоставьте определения и термины». (Ребята решают интерактивные тесты)

6.Рефлексия

(Учитель, с помощью Всезнайки, он связан из ниток, проводит рефлексию)

1.Какая тема была сегодня на уроке?

2.Смогли ли мы доказать, что у восточных славян в 6-8 вв. уже существовало государство?

3.Что нового узнали на уроке?

4.Какие задания больше всего понравилось выполнять?

5. А какие задания вызвали у вас затруднения?

Учитель оценивает обучающихся.

7. Домашнее задание (На интерактивную доску выводится слайд № 19, где записано домашнее задание)

Итак, ребята наш урок подходит к концу, вы привели аргументы, что у восточных славян в 6-8 вв. уже существовало государство.

Спасибо всем за работу. До свидания.