Тема урока | Образование Древнерусского государства |
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян; Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства, роли участия в этом варяжских князей; |
Тип урока | Комбинированный |
Образовательные ресурсы | Учебник «История России» 6 класс, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; Рабочая тетрадь к учебнику; Презентация: Мультипликационный фильм по А.С. Пушкину: «Песнь о Вещем Олеге»; Карта: «Образование Древнерусского государства середина IX-начало X века»; Высказывание историка Н.М. Карамзина: «Князья варяжские не завоевали нашего отечества, но были избраны славянами, управлять государством» -оформление на доске. Песня: «Слава богам и предкам» «Откуда есть пошла Русская земля»-отрывок стихотворения Н.Заболоцкого |
Личностно значимая проблема | Первые варяжские князья были завоевателями или создателями славянского государства? Действительно ли Древнерусское государство возникло как результат самостоятельного развития славянского общества или как следствие влияния «норманской теории» происхождения государства у славян? |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия | Дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище; |
Личности | Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир; |
Хронология | 862-879гг- правление Рюрика; 879-912гг-правление Олега, 882 г-убийство Аскольда и Дира, перенос столицы в Киев; 907-911гг-заключение торговых договоров Руси с греками; 912-945гг-правление Игоря; 945-964гг-правление Ольги; 964-972гг-правление Святослава; 972г-убийство Святослава печенежским ханом Куря; 980-1015гг-правление Владимира Святославовича; 980г-языческая реформа в Киеве; |
План урока | 1.Первые князья 2.Объединение земель восточных славян 3.Первые законы Древнерусского государства 4.Укрепление международного положения Руси |
| Планируемые образовательные результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Получат возможность добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию из истории Древнерусского государства; Научатся определять термины: дань, полюдье, уроки, погосты, капище; Получат возможность научиться: показывать на карте торговый путь «из варяг в греки», первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников; -высказывать своё собственное мнение по данной проблеме; -делать выводы и обобщения; -давать характеристику историческому деятелю; | Развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Дают оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей; Формируют основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей национальной и культурной принадлежности на основе прошлого и настоящего). |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия и контроля |
1. Организационный момент | 1 мин | Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что наше сегодняшнее занятие будет интересным, продуктивным и полезным. | Приветствуют учителя и настраиваются на урок; | Фронтальная работа с классом |
2. Актуализация опорных знаний по изученной теме: «Первые государства на территории Восточной Европы». | 8 мин | Организация повторения пройденной темы: − Ребята, на предыдущем занятии мы рассмотрели происхождение восточных славян на восточно-европейской равнине, их быт и взаимоотношения с соседними народами. Работа с картой Назовите и покажите на карте государства, которые были соседями славян? Какие племенные союзы славян вы знаете? Назовите занятие хазар и булгар? Почему эти государства вступили в конфликт друг с другом? | Знакомятся с правилами работы; Показывают и называют государства геополитически граничащие с восточными славянами в I тыс. до.н.э.-до середины VI в. нашей эры; Показывают территории заселённые восточными славянами; Называют племенные союзы; Называют ремесла: кочевое скотоводство, садоводство, обработка металла; Устанавливают причины вражды: борьба знати, захват территорий; | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
3. Сообщение новой темы урока Мотивация учебной деятельности | 2 мин | Сейчас послушаем отрывок стихотворения «Откуда есть пошла Русская земля» Н. Заболоцкого: Помним мы Отечества историю? Почему так названа страна? Много есть гипотез и теорий Русь-Россия с древности она Говорят от Рюриков, от шведов, От сарматских Русь пошла племён, Ну а я вот думаю, что предок Рослым был, отважен и силен… Вы прослушали отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока). Запись в тетради: Тема: Образование Древнерусского государства» | Опираясь на полученные знания, формулируют тему урока; Записывают тему в тетрадь; | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно. Коррекция постановки изучаемой темы |
4. Изучение нового материала. 1. Первые князья | 5 мин | Работа по вопросам: Давайте вспомним из истории средних веков: 1. Кто такие норманны и как их называли на Руси? (варягами) 2. При каких обстоятельствах варяги оказались на территории славянских племён? 3. Покажите на карте славянские города, в которых обосновались варяги? Работа со словарём: Найдите и выпишите в тетрадь значение слова-«дань»? 4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, читает документ и предлагает ответить на вопросы. | Отвечают на вопросы; Устанавливают причины следственной связи; Работают по карте; Записывают значение слова-дань; | Планирование своей деятельности. |
2. Объединение земель восточных славян. (Мозговой штурм) | 5мин | Показ сюжета мультфильма «Песнь о Вещем Олеге» Вопросы учителя: 5. Почему в песни А.С. Пушкина Олег назван Вещим? Работа с учебником: Прочитайте пункт 2 стр. 42-43 учебника 6. С какой целью Олег перенёс столицу из Новгорода в Киев? Что это даёт ему? 7. Какое историческое событие описано? (насильственный захват власти Олегом, убийство Аскольда и Дира) Учитель характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега. 8. Найдите в учебнике, что означает путь «из варяг в греки»? Работа с картой: 9. Покажите на карте, торговый путь «из варяг в греки»? 10.Какие страны он соединил? (Скандинавские страны, Русь, Византию) Физкультминутка | Изучение исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы; Устная работа с параграфом: чтение, ответы на вопросы; Отвечают на вопросы Записывают в тетради исторические личности: Олег, Аскольд, Дир; Показывают по карте торговый путь «из варяг в греки»; Называют и показывают географические названия; | Оценка учебной деятельности. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
3. Первые законы Древнерусского государства | 8 мин | -Учитель даёт характеристику правления Игоря Работа со словарём: 11. Найдите значение понятия «полюдье»? Работа с документом: стр. 48 учебника. 12. За что древляне убили князя Игорь? (жадность, корысть) 13. Чем была обусловлена жестокость Ольги по отношению к древлянам? (потеряла мужа, отца для ребёнка, личная трагедия) 14. Как вы считаете, прав ли был Игорь в отношении древлян, взымая дань дважды? Работа со словарём: 15. Значение понятия «уроки» и «погосты»? | Работают со словарём: понятие «полюдье»; Анализируют документ и отвечают на вопросы; Устанавливают причины следственной связи между произошедшими событиями; Дают собственную оценку событиям; Работают со словарём: понятия «уроки» и «погосты»; | Осуществляют взаимоконтроль. По мере необходимости исправляют и дополняют. |
4. Укрепление международного положения Руси | 4 мин | Учитель, используя карту и иллюстрации, характеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава. Учащиеся заполняют таблицу. 16. Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли Святослава за его постоянные военные походы? | Изучение исторических личностей: Святослав Игоревич. Записывают основные направления деятельности князя. Отвечают на вопросы; | Осуществляют совместные действия. |
5. Закрепление изученного материала. | 4 мин | Блиц –вопросы: 1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией. 2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье). 3. Варяги образованнее и организованнее славян так признают представители более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией. 4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь). 5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией. 6. Имя варяжского князя, приглашенного править на Русь? (Рюрик) 7. Назовите два крупных восточнославянских объединения, в которых правили приглашенные князья? (Север-Новгород; юг-Киев) | Ученикам задаются вопросы по изученному материал; Ученики дают правильный ответ; | Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
6. Подведение итогов урока. | 1 мин | Выставление оценок. Комментирование отметок. | Самостоятельное оценивание работы на уроке. Комментирование допущенных ошибок. | |
7. Домашнее задание | 1 мин | Конкретизирует домашнее задание: §5, вопросы и задания к теме | Записывают домашнее задание § 5. | |
8. Рефлексия | 1мин | Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? | Называют основные моменты урока | |