Технологическая карта урока учитель: Мильчакова Г.С.
Метод: беседа, поисковый, исследовательский, метод воспроизведения (реконструкции)
Цель урока: 1. Учиться описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
2. Учиться взаимодействовать со сверстниками, учителем для решения образовательной задачи урока;
3. Развивать умение получать, анализировать, синтезировать, использовать информацию из различных источников.
Оборудование и материалы: Ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Финикийские мореплаватели», маршрутные листы, контурные карты, историческая энциклопедия Древнего мира, толковый словарь, интерактивная таблица, программа, учебники по истории Древнего мира Вигасин А.А., Г.И.Годер, Свеницкая И.С. 5 класс.
Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный этап | Проверка готовности к уроку учащихся Вопрос: Какие источники информации вы выбираете для изучения темы | Выбор письменных источников и инструментов для работы | Умение слушать учителя | Организация рабочего места |
Этап актуализации знаний | Организует просмотр презентации «Финикийские мореплаватели» Слайд 1(древняя Финикия, карта средиземноморья) Вопрос: покажите на карте границы вавилонского царства Почему его так назвали? Перечислите Законы Хаммурапи | Повторение изученного материала | Взаимодействие с учителем. | Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, умение работать с картой |
Мотивационно – целевой | Организует беседу по карте: Вопрос: покажите на карте территорию соседей вавилонян и скажите, как называется эта земля? Просит выдвинуть предположение по теме, цели урока, регулирует, корректирует образовательный процесс Подводит итог: формулирует тему, предлагает маршрутный лист урока, цель урока из полученных ответов учащихся (Приложение 1, интерактивная таблица на доске) | Выдвижение гипотезы по теме урока, обоснование, осуществление актуализации личного жизненного опыта | Взаимодействие с учителем. Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся. Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказываемые мнения по существу полученного задания |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Организует работу в парах Задание 1 паре: изучить письменные источники (учебники, историческую энциклопедию Древнего мира, подготовить краткий рассказ о Финикии) Задание для 2 пары: по описанию в учебнике, хрестоматии по истории Древнего мира, исторической энциклопедии Древнего мира перечислить занятия древних финикийцев; Задание для 3 пары: используя карту Древней Финикии найти колонии, которые создали древние финикийцы на освоенных территориях; Задание для 4 пары: изучить письменные источники, выписать значения слов: оливы (маслины), ливанский кедр, благовония, пурпурная краска, колония. Алфавит. Контролирует, корректирует работу пар, по окончании работы выслушивает отчёты, контролирует заполнение маршрутных листов (слайд 3,4.5,6.7); Организует оценку выполненных заданий учащимися | Умение самостоятельно добывать необходимую информацию | Взаимодействие с учителем, умение строить диалог в парах | Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать работу товарищей |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач | Организует самостоятельную работу учащихся с контурной картой Задание: заполнить контурную карту в соответствии с картой Древней Финикии (слайд 8) | Умение работать самостоятельно | Умение формулировать собственное мнение и позицию | Умение обнаруживать ошибки Адекватно воспринимать оценку выполненного задания одноклассниками |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Организует практическую работу учащихся по реконструкции истории жителей Древней Финикии с помощью вопросов (слайд 9,10) Задание: подготовить краткий рассказ о жизни древних финикийцев Организует проверку выполненной работы | Умение использовать полученные знания на практике | Самоконтроль выполнения задания | Умение организовать свою деятельность по времени и последовательности выполнения задания |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | Организует работу по обобщению полученных знаний Вопрос: сделайте краткий вывод о Древней Финикии (запись вывода в маршрутный лист) | Умение на основе анализа полученной информации делать обобщение | Взаимодействие с одноклассниками Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | Организует выставление оценки самими учащимися по количеству набранных баллов | Умение самостоятельно оценивать свою работу | Самоконтроль выполнения задания | Умение самостоятельно организовывать свою деятельность |
Рефлексия деятельности | Организует объяснение, запись домашнего задания (слайд 11):§15, маршрутный лист, подготовить сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей» Организует рефлексию деятельности (Приложение 3): Что нового я узнал (а) на уроке____ Что из услышанного я не понял (а)_ О чём бы я хотел (а) узнать _______ | Умение письменно формулировать в краткой форме свои мысли | Умение формулировать собственное мнение, отстаивать его | Умение «переключаться» с одного вида деятельности на другой |