СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории в 5 классе . Тема "Афинские школы и гимнасии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 5 классе . Тема "Афинские школы и гимнасии".»


Технологическая карта

урока истории в 5 классе


Тема урока « Афинские школы и гимнасии»


Учитель истории и обществознания Олейникова А.Т.


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - история

Класс - 5

Тема – В афинских школах и гимнасиях

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Характеризуют афинскую систему образования и воспитания

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов.

Решаемые учебные проблемы

В чём особенности образования и воспитания в Афинах?

Основные понятия, изучаемые на уроке

педагог, стиль, палестра, гимназий

Вид используемых на уроке средств ИКТ

компьютерная презантация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. этап. Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Определение темы урока (через тест).

Определение цели урока.

Деятельность учащихся

Работа с тестом, определение темы урока, целей и задач.

2. этап. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – аналитический прием:

Что общего в афинской системе образования и нашей современной?

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) приходят к выводу:

цели сегодня такие же, несмотря на многовековую разницу: стремиться к всестороннему развитию: быть сильными, активными, ловкими, умными гражданами нашего государства.

3 этап целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Что нам предстоит сделать?

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4 этап "Открытие нового знания».

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Организация работы в группах по заданиям (с этой целью используется Рабочий лист).

Актуализация: Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле?





Искусству красноречия надо учиться долго и упорно.

В Древней Греции образованным считался человек, обладающий красноречием. Каждая группа должна подготовить своего капитана к публичному выступлению. Для этого вам нужно, изучив материал по вопросу новой темы, заполнить опорную схему, которую капитан должен будет озвучить, ответив тем самым на вопрос, заданный группе. Сообщение должно быть полным, но лаконичным, т. е. содержать только самое главное.

Учащиеся получают задания по темам: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасий.

Организация работы учащихся с опорным конспектом в малых группах.

Ответы.

Оценка класса.

1 Школа.

Ответы.

В школе мы побывали, наш путь лежит в соседнюю палестру.

Палестра (спортивная школа)

Ответы.

Занятие спортом считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. Вы ведь тоже считаете, что спорт - это важно?

- Спортивная пауза? Кто у нас сегодня проводит физкультминутку?

Гимнасий (школа для взрослых)

Их в Афинах было три. Нам предстоит узнать, что такое гимнасии?

Ответы.

- Гимнасии в Афинах были центрами культурного общения, здесь выступали такие учёные как Демокрит, Пифагор, Евклид, Сократ, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.  

Организация выступают детей с проектами, сопровождающаяся компьютерной презентацией. (Геродот, Аристотель, Гиппократ)


Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки.

Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина.

Настоящий гражданин - это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь.

Деятельность учащихся

работы в группах по заданиям


Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил.

Учащиеся получают, знакомятся и выполняют задания по темам: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасий.

Командир распределяет роли. Работа с опорным конспектом.

1 Школа.

Ответы по заданию у доски.

Оценка собственной деятельности.








2. Палестра.

Ответы по заданию у доски.

Оценка собственной деятельности.


Физкультминутку проводит ученик (по желанию).


Гимнасий.

Ответы по заданию у доски.

Оценка собственной деятельности.

Выступление детей с проектами(после рецензирования – выступление от «первого лица»). 

 


Геродот: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским  войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно события из жизни стран Востока. На Олимпийских  играх  я прочитал несколько глав своей  « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по  разным городам Греции и  разнесли  мои рассказы. Я сразу стал знаменит». 

Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился во Фракии в 384 г. до. н.  э. Мой отец был придворный врач при македонском царе.  Я ученик  великого Платона. Я не был  согласен с его взглядами и  поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже.  Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.»

Гиппократ: « Я Гиппократ,  родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил  и даже делал сложные хирургические операции Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2).  Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4).  Щадить больного.  Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».

5 этап. Контроль изученного материала. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Среди принятых развлечений греков в школах, палестрах и гимнасиях была игра в вопросы и ответы и называлась она «Аукционэ». Я тоже хочу вам предложить несколько таких вопросов, они у вас в Рабочем листе № 3.

У вас есть возможность заработать себе лавровые листочки. Приступайте, кто быстрее? Можно выполнять не все задания, а только те, которые вам нравятся.

Деятельность учащихся

Выполнение заданий Рабочего листа №3. Комментарий по результатам работы (ученики проговаривают ответы, поправляют друг друга, помогают уяснить изученное).


6 этап. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Подведем итоги.

В течение урока мы с вами выполняли различные задания, зарабатывали баллы и конструировали наши венки Победы. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Прикрепляется лента Славы.

Я хочу предложить вам оценить нашу с вами работу сегодня. На экране вы видите разные варианты начала предложения. Выберите любое из них и закончите фразу.

Перед вами два сосуда. В одном сосуде белые камешки - мне очень понравилось, все понятно; черные - мне не все было понятно, было скучно.

А этот сосуд пуст, наполните его своими впечатлениями, - выберите соответствующий камешек и проголосуйте за наш сегодняшний урок.

Деятельность учащихся



Дети, оценивая работу малых групп, выносят решение о вручении ленты Славы, как поощрения за результаты учебной работы на уроке.





Рефлексия.

8 этап. Домашнее задание.

Составьте расписание уроков:

I вариант – в греческой школе
II вариант – в палестре

§ 38, Рабочая тетрадь.


6