СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Изменение имён прилагательных по родам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по "Школе России" в 3 классе с самоанализом проведения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Изменение имён прилагательных по родам"»

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского









Технологическая карта урока


в 3 «М» классе ГБОУ «Измайловская школа № 1508»

по Русскому языку

название учебного предмета


студентки группы 8ПНКд31ш-20 Захаровой Софьи Сергеевны

Ф.И.О. студента
Учитель класса: Гладышева Елена Юрьевна

Ф.И.О. учителя








Дата проведения: ______________


Отметка за конспект: _________________ / Дугин М. А.

Отметка/подпись Ф.И.О. преподавателя

Отметка за урок: ___________________/ ____________________

Отметка/подпись Ф.И.О. учителя







Москва, 2023

Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам».

УМК: «Школа России»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: учиться определять род имени прилагательного, закрепить знания об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода единственного числа в именительном падеже, применять эти знания на практике.

Задачи:

  • отработка алгоритма определения рода имени прилагательного; упражнение в написании окончаний имён прилагательных единственного числа в именительном падеже;

  • развитие памяти, быстроты реакции;

  • воспитание бережного отношения к русскому языку, любви к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Воспитать самостоятельность, интерес к познанию нового, ответственное отношение к родному языку;

  • Умение оценивать свои действия.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

  • Планировать действия для решения проблемной ситуации/поставленной задачи;

  • Обучить навыкам самооценки и самоконтроля.

Познавательные:

  • Учить обобщать материал и делать выводы;

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;

  • Использовать учебник для поиска информации, представленной в явном виде.

Коммуникативные:

  • Проявлять уважительное отношение к одноклассникам и учителю;

  • Аргументировать свое мнение;

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • Распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Предметные:

  • отработка алгоритма определения рода имени прилагательного;

  • упражнение в написании окончаний имён прилагательных единственного числа в именительном падеже;

Этап урока

Методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия с указанием времени на конкретный этап урока

УУД

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап

Организация начала урока

(2 мин.)

Метод: беседа



Форма: фронтальная

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Сергеевна, сегодня урок проведу я. Присаживайтесь.

-Проверьте, что всё подготовлено к уроку. На столе лежит учебник и тетрадь по русскому языку, пенал и на столе лежит распечатка, по которой мы сегодня будем работать.


Приветствие и проверка готовности к уроку.

Р. Сверять свои действия с целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Словесные: слово учителя

II этап

Актуализация опорных знаний

(3 мин.)

Метод: словесный


Приём: объяснение


Форма: фронтальная

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

- Что такое имя прилагательное? Сколько в русском языке родов? Как определить род имени прилагательного?


«Изменение имён прилагательных по родам».

Прилагательное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой, какая, какое и обозначающая признак предмета. 3 рода: женский, мужской, средний.

Определить род можно по вопросу или окончанию имени прилагательного.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Словесные

III этап Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

(10 мин.)

Метод: практический


Приём: чистописание, работа в тетрадях


Форма: фронтальная

- Откроем тетради и запишем число, классная работа. Пропишем вопросы к прилагательному, но красиво, старательно выводя все буквы.

- В словарь запишем яблоко, север, овощ. Поставим ударение и выделим гласную, что надо запомнить. Теперь самостоятельно придумайте словосочетания, где словарное слово будет прилагательным.

Работа в тетрадях.








Р. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев в диалоге с учителем.

Наглядные: запись на доске

IV этап

Первичное закрепление (10 мин.)

Метод: практический


Приём: упражнение с проверкой


Форма: индивидуальная

- Посмотрите на распечатки, сегодня мы будем работать не по учебнику, все задания на распечатках. Запишите в тетрадях упражнение №1. Прочитайте задание. Выполняем в тетрадях, а один ученик выполняет на доске.

Упражнение №2. В тетрадях расчертим таблицу на 3 столбика, подпишем столбцы м.р., ж.р. и с.р. Самостоятельно распределите слова, выделяя окончания у прилагательных. (устная проверка).

- Какие окончания бывают у прилагательных в разных родах?

Самостоятельная работа в тетрадях с устной или письменной самопроверкой.












М.р. – ый, ий, ой; ж.р. – ая, яя; с.р. – ое, ее.

П. Анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста.

Распечатка

V этап

Физминутка (1 мин.)


Пальчиковая гимнастика




VI этап

Включение нового знания в систему знаний и повторение (15 мин.)

Метод: практический


Приём: работа с распечатками


Форма: индивидуальная

Упражнение №3. Составьте и запишите словосочетания. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Устно определите род имён прилагательных.

- В каком случае невозможно определить род у имени существительных?

Упражнение №4. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя правописание. В выделенном предложение подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите части речи. (Один у доски)

Самостоятельная работа в тетрадях с устной или письменной самопроверкой.




- Если существительное от которого ставим вопрос находиться во мн.ч.


П. Анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста.


Распечатка











VII этап

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин.)

Метод: словесный


Приём: рефлексия


Форма: фронтальная

- Молодцы, ребята. Сегодня все хорошо старались. Давайте ещё раз вспомним, что такое имя существительное и как можно определить его род.

- Д.З. на доске, можете выйти на перемену и отдохнуть.


Ученики вспоминают изученное на уроке.

Р. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Выставление отметок





Упражнение №1. Запишите словосочетания, задавая вопросы от существительного к прилагательному для постановки правильного окончания. Определите род имён прилагательных.

Дик.. природа, сладк.. торт, бел.. платье, домашн.. работа, открыт.. окно.



Упражнение №2. Распределите представленные ниже прилагательные в группы по родам. Выделите окончание всех прилагательных.

Морской, солнечное, мятное, сахарная, ягодная, добрый, синий, летняя, русская, любимое, классная, мармеладная, зимний, утреннее.



Упражнение №3. Составьте и запишите словосочетания. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Устно определите род имён прилагательных. У какого словосочетания невозможно определить род и почему?

Зимн… (вечер, куртка, утро).

Детск… (комната, мыло, смех).

Золот… (медаль, кубок, руки).

Русск... (печь, народ, слово)



Упражнение №4. Перепишите текст вставляя пропущенные буквы. Определите род имён прилагательных. В выделенном предложение подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите части речи.

Октябрь – первый х...лодный месяц ос...ни. Редко показывается на небе ро...кое солнышко. Уч...стились утрен...ие заморо...ки. Луж... ст...клит тонкий хрустальный лё... . Он лёгким слоем покрыл и бл...жайший пруд. Но вот наб...жал с сев...ра вет...р. Он нагнал холо... . Выпал первый пушистый сн...жок. Он мягко укрыл л...сные дорожки и тр...пинки.





Самоанализ урока



При проведении урока я использовала большую часть времени словесные и практические методы (для урока письма является необходимым), работа носила в основном фронтальный или индивидуальный характер, коллективной работы не было, что является не совсем правильным. Использовался раздаточный материал (распечатки). Перед учениками стояли задача повторить рода имени прилагательного, окончания имён прилагательных, отработать навык поиска имени прилагательного в тексте.

Ученики дисциплинированно вели себя во время всего урока, внимательно слушали практикантку, отвечали на вопросы, с большим старанием выполняли практические задания и работали у доски.

Содержание урока максимально доступно реализует поставленные цели и задачи урока «Изменение имён прилагательных по родам». Познавательная активность класса была на среднем уровне, так как задания были подобраны интересные, но носили письменный практический характер, было мало смены видов деятельности, но это обосновывается задачами урока, сами упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, направлены на их развитие (моторики рук, речи, письменных навыков).

В начале урока я вспоминала с учениками прошлую тему и известное об имени прилагательном. Присутствовала минутка чистописания, что очень важно для развития правописания и красивого почерка, а также работа со словарём, подводящая к теме урока. На уроке было эффективным использование фронтальной формы работы с закреплением знаний на практике, была индивидуальная работа на доске и устная проверка каждого задания для исключения ошибок. На основных этапах давались такие задание как определение рода имени прилагательного по вопросу от имени существительного, работа с окончаниями имён прилагательных, повторили правило, что определить род нельзя во мн.ч., была работа с текстом, где выделялись второстепенные и главные члены предложения. Ребята активно отвечали на мои вопросы так как тема для них была относительно знакома, а задания посильны.

Наличие 1 пальчиковой разминки расцениваю как не наилучший вариант организации, рекомендовала бы добавить динамическую паузу, так как учащиеся долгое время сидят на уроке.

На протяжении всего занятия я придерживалась демократического стиля общения с классом (внимательно слушала и слышала их ответы, суждения, считалась с их мнением, давала право на ошибку и ее исправление, поддерживала), давала рекомендации к осанке, удерживанию ручки, положению тетрадки и т. д. Общий характер деятельности на уроке: определение ответа на вопросы, отработка навыков письма. Урок и его проведение были познавательны, цели и задачи были в полной мере раскрыты и практически закреплены.

В конце урока было определенно домашнее задание, дано пояснение. Отмечены отметкой «5» те ученики кто работал у доски и активно работал на уроке в устной форме.

В качестве дополнения к уроку можно предложить добавить задание на совместную работу, например один придумывает и записывает 5 прилагательных, другой придумывает и записывает 5 существительных и нужно их соединить в 5 словосочетаний.