Организационный момент. Самоопределние к деятельности. | Приветствует детей. Организует рабочее место. - Обратите внимание на свое рабочее место. Приведите его в порядок кому это необходимо. Материалы на край стола, банка с водой на середине парты. | Приветствуют учителя. Обращают внимание на свое рабочее место, кому необходимо, тот приводит в порядок его. | РУУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий | Самоопределение к деятельности |
Операционно-исполнительский этап. 3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания. Постановка проблемы Целеполагание | - Ребята, а сегодня мы продолжаем с вами узнавать, о чем же говорит искусство. - Человек — главная тема в искусстве. Когда художник изображает человека, он старается не только нарисовать его похожим, но и раскрыть его характер. Настоящая красота человека в его поступках, в его душе! - В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Но нас сегодня будут интересовать только женские образы. И тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Изображение характера человека: женский образ в портрете». - А вы знаете как создавались женские образы в портрете, как выражали характер человека? - Давайте поговорим о женских персонажах. Назовите кто-нибудь и попробуйте дать характеристику одного их женских персонажей. Например, из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». - Давайте же сравним положительные и отрицательные женские образы. Читаю отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» дублирую речь на слайде с иллюстрацией. (Царевна-лебедь) За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть… …Месяц под косой блестит, Во лбу звезда горит. Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. Царевну из сказки А.С. Пушкина к какому женскому образу мы отнесем? - Как вы это поняли? Организует работу по учебнику. - Откройте стр 100 учебника. Обратите внимание, это детская работа, какими средствами художественной выразительности нам автор работы дает понять, что это прекрасный образ, добрый? Какие цвета используются? - Я предлагаю послушать сначала произведение Николая Римского-Корсакова «Царевна Лебедь» Вкл музыку. Организую беседу. - Соответствует ли музыка образу царевны-лебедь? Почему? - А теперь откройте стр 101. Какой образ перед вами? При помощи каких художественных средств автор вам об этом сообщил? - Сейчас я предлагаю послушать отрывок из произведения Дмитрия Кабалевского «Три подружки» (Злюка). Вкл музыку. - Соответствует ли музыка образу Бабы Бабарихи? Почему? - Верно, ребята. Если мы на сегодняшнем уроке говорим об изображении характера человека, конкретно о женском образе. И знаем, что есть 2 образа, положительный и отрицательный. Тогда какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке? | Слушают учителя. Слушают учителя. - Нет, мы не знаем. Слушают отрывок из произведения. Рассматривают иллюстрацию. - Царевна-лебедь -это прекрасный женский образ. Приводят аргументы (не можно глаз отвесть, будто пава, сладку речь-то говорит, будто реченька журчит) - При помощи цвета, мягких линий. Автор использует теплые тона, приглушая белилами, звонкие цвета. - Музыка соответствует образу. Потому что мелодия спокойная, легкая. - Абсолютно контрастный образ. Злая Баба Бабариха. Автор использует темные цвета, приглушая чернилами, много резких, ломаных линий, мимика устрашающая. Слушают музыку. - соответствует, т.к. мелодия отрывистая, звонкая. - Создание женского образа, либо положительного, либо отрицательного. | ПУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа. КУУД: овладение умением вести диалог. | Беседа, Формирование готовности восприятия учебного материала Проблемный вопрос Беседа Организация работы с книгой, беседа Восприятие произведения искусства Организация работы с книгой, беседа Восприятие произведения искусства Создание системы перспектив |
3.2.Подготовка к реализации замысла. Педагогический рисунок. Показ последовательности выполнения работы. Физкультминутка. Формулировка задания | - Обратите внимание, на последовательность выполнения рисунка. Показываю последовательность выполнения рисунка. Алгоритм: 1)Рисую пятно (лицо). Оставляю сушить. Провожу физмин. - Ребята, сейчас мы дадим подсохнуть краске и немножко отдохнем. «Ветер» (Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль туловища.) Ветер дует нам в лицо, (Машем ладонями перед лицом) Закачалось деревцо. ( Покачивание туловищем с вытянутыми вверх руками) Ветерок все тише, тише. (Плавные движения рук вниз с одновременным приседанием) Деревцо все выше, выше. (Плавные движения рук вверх, выпрямляемся) 2) Рисую глаза, нос, губы, брови. 3) Рисую головной убор. 4) Украшаю. 5) Тонирую. - Ребята, не забывайте о пропорциях, все должно быть пропорционально. Ваше задание: изображение сказочных женских образов. Вы выбираете 1 женский образ. Либо положительный, либо отрицательный. | Обращают внимание на последовательность рисунка. Выполняют физминутку. Повторно слушают задание. | ЛУУД: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Наглядный показ М. свободы в системе ограничений |
4. Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов урока Самооценка детьми собственной деятельности | - Те, кто закончили, можете выходить к доске и представить свою работу. - Сейчас я попрошу ребят с 1 ряда, которые успели завершить работу, выйти к доске вместе со своими рисунками и представить их. (Также со 2 и 3 рядами) Обсуждение работ учащихся. - Какие средства художественной выразительности вы использовали в изображении портрета? - У вас у всех получились замечательные образы. - До свидания. Спасибо за урок. | Представление работ, обсуждение. | ЛУУД: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. | Обсуждение детских работ, организация выставки, самооценка своей деятельности |