- Предлагаю прочитать на слайде значение слова «цивилизация»! - высокий уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; - цивилизация как расцвет человеческой жизни, реализация различных творческих достижений, морального развития, нужного для достойной жизни на земле; - состояние общества, которое характеризуется высоким уровнем его социального, политического и технического развития; - Посмотрите на слайд. Назовите страну, о которой пойдет речь? - Действительно, Древняя Греция считается колыбелью цивилизации, именно здесь придумали мифы и легенды, появился театр, зародились олимпийские игры, начали строить удивительные по красоте храмы. - Я предлагаю посмотреть на следующий слайд и определить тему сегодняшнего урока! (Древнегреческие вазы.) - Сегодня на уроке мы познакомимся с очень древним греческим промыслом – ВАЗОПИСЬ. - А как вы понимаете это слово? (Расписывать, украшать узорами древние сосуды, вазы.) - А как вы считаете, из какого материала изготавливали древнегреческие вазы? (Из глины.) - Как называют человека, мастера изготовления сосудов? (Гончар.) - Предместье Афин (Афины- столица Древней Греции), где жили гончары называлась «Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда произошло и слово «керамика» - изделие из обожженной глины. Керамик был известен далеко за пределами Греции: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары, занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды. Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Килик - широкая чаша с ручками для вина. Пиксид - сосуд для хранения женских украшений. Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина. А как эти предметы можно назвать одним словом? Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке - «ВАЗЫ» По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ». Древнегреческая ваза обычно состоит из трёх частей: горлышко, тулово и ножка. Ножку и горлышко обычно украшают при помощи орнамента (повторяющегося узора), а тулово (самую широкую часть сосуда) при помощи сюжетной росписи (изображения богов, олимпийских игр, сюжетов из жизни простых людей). Рассмотрим примеры традиционных греческих орнаментов! В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. Позднее геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты (ветка пальмы), стилизованные цветы и бутоны лотоса. Различают два стиля древнегреческой вазописи. Первым стилем вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Позднее Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В культуре Древней Греции керамика составляла огромную часть. Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали. Чтение стихотворения О. А. Тарутина «Античные вазы» из сб. «Что я видел в Эрмитаже». Прекрасные эти античные вазы понравились нам почему-то не сразу. «Подумаешь вазы!» - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись… И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза с рисунком-рассказом! …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз крупнейшую в мире коллекцию ваз. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. |