СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Вазопись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе "Образ художественной культуры Древней Греции. Вазопись". Разработка составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства "Вазопись"»

Дата урока: 11.02.2019
Класс: 4
Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Вазопись.»

Тип урока: комбинированный

Цель: дать представления об образе художественной культуры Древней Греции, познакомить учащихся с древнегреческим промыслом - вазописью.
Задачи:

- формировать художественные навыки составления декоративной композиции,
- подробнее познакомить учащихся с явлением художественной древнегреческой культуры – вазописью, особенностью растительных орнаментов (меандр, пальметта), сюжетной композиции тулова вазы;

- учащимся выполнить эскиз Древнегреческой краснофигурной или чернофигурной вазы.

Планируемые результаты:
личностные:

- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.
метапредметные:

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
предметные:

-восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям других народов.

Оборудование урока:
для учителя: презентация, опорный материал, наглядные пособия;
для учащихся: ножницы, бумага, клей-карандаш, краски, черный фломастер.

Этап урока

Методы, приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты

1.Орг. момент


- Здравствуйте ребята! Садитесь. Молодцы что все подготовились к уроку на перемене, настроились на работу.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

Умение сконцентрироваться, настроиться на работу

2.Повторение ранее изученного (актуализация знаний)

Фронтальный опрос

- Ребята, с культурой какой страны вы закончили знакомство на прошлом уроке? (Япония).

- Что особенного вы можете рассказать о культуре страны восходящего солнца? (монохромная живопись, кимоно, праздник цветения сакуры)

- Как относятся японцы к природе? (Любят наблюдать за природой, бережно относятся к природе.)

- Назовите традиционную народную одежду японцев? (Кимоно.)

- Какое явление природы японцы считают праздником и традиционно наблюдают за них в парках? (Цветение японской вишни –сакуры.)

Молодцы!

Активно слушают.
Отвечают на вопросы. Оценивают свои знания

Умение пользоваться полученной информацией

3.Знакомство с новым материалом

Эвристичес-кий вопрос

-Сегодня будем дальше говорить о культуре различных народов, страны которых окружают Россию.

- Скажите, какую страну считают колыбелью ЦИВИЛИЗАЦИИ?

Самостоятельно или с помощью опоры сформулировать цель урока.

Умение самостоятельно определять круг учебных знаний




Эвристический полилог, наглядно-иллюстратив-
ный













































































Анализ образца.


- Предлагаю прочитать на слайде значение слова «цивилизация»!

- высокий уровень общественного развития, материальной и духовной культуры;

- цивилизация как расцвет человеческой жизни, реализация различных творческих достижений, морального развития, нужного для достойной жизни на земле;

- состояние общества, которое характеризуется высоким уровнем его социального, политического и технического развития;

- Посмотрите на слайд. Назовите страну, о которой пойдет речь?

- Действительно, Древняя Греция считается колыбелью цивилизации, именно здесь придумали мифы и легенды, появился театр, зародились олимпийские игры, начали строить удивительные по красоте храмы.

- Я предлагаю посмотреть на следующий слайд и определить тему сегодняшнего урока! (Древнегреческие вазы.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень древним греческим промыслом – ВАЗОПИСЬ.

- А как вы понимаете это слово? (Расписывать, украшать узорами древние сосуды, вазы.)

- А как вы считаете, из какого материала изготавливали древнегреческие вазы? (Из глины.)

- Как называют человека, мастера изготовления сосудов? (Гончар.)

- Предместье Афин (Афины- столица Древней Греции), где жили гончары называлась «Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда произошло и слово «керамика» - изделие из обожженной глины. Керамик был известен далеко за пределами Греции: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары, занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

А как эти предметы можно назвать одним словом?

Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке - «ВАЗЫ»

По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ».

Древнегреческая ваза обычно состоит из трёх частей: горлышко, тулово и ножка. Ножку и горлышко обычно украшают при помощи орнамента (повторяющегося узора), а тулово (самую широкую часть сосуда) при помощи сюжетной росписи (изображения богов, олимпийских игр, сюжетов из жизни простых людей).

Рассмотрим примеры традиционных греческих орнаментов!

В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

Позднее геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты (ветка пальмы), стилизованные цветы и бутоны лотоса.

Различают два стиля древнегреческой вазописи. Первым стилем вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Позднее Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.

В культуре Древней Греции керамика составляла огромную часть. Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.

Чтение стихотворения О. А. Тарутина «Античные вазы» из сб. «Что я видел в Эрмитаже».

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь вазы!» - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала взглянули на них мы, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись… И может быть час

никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза с рисунком-рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры… А это… А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

Наблюдают за храмами. Активно слушают учителя.

Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4. Педагогический
показ


Демонстрация. Инструктаж


- Посмотрите на доску. Вы видите последовательность выполнения задания. Кто может прокомментировать последовательность работы?

1) Берем лист бумаги.

2) Вертикально складываем пополам.

3) Ориентируясь на сгиб бумаги при помощи карандаша рисуем половину вазы.

4) Вырезаем изображение при помощи ножниц.

5) При помощи карандаша намечаем изображения орнаментов и сюжетной композиции.

6) Зарисовываем изображения красно-коричневым цветом.

7) После того как красно-коричневый фон подсохнет можно приступать к выполнению черных изображений (мелкие детали и орнаменты можно рисовать при помощи черного фломастера, крупные фрагменты кисточкой и краской).

Задание выполнено.

Наблюдают и
усваивают приёмы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

5.Постановка творческой задачи

Объяснение

- Задание. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись, но только так, чтобы, глядя на вазу, мы сразу догадались, что вы хотели изобразить. Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном, используя геометрические узоры (меандр, пальметта). К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы.

(Вопросы на доске.)

1. Название сосуда.

2. Стиль (краснофигурный или чернофигурный)

3. Композиция (вид орнамента, сюжет, герой мифа)


Принимают задачу

Умение воспринимать задание, формирование ответственного творческого отношения к работе.

6.Практическая работа

Практическая работа, самостоятельная работа учащихся

-Ребята, можете приступать к работе. Работайте с фантазией, аккуратно и внимательно, контролируйте количество воды на кисточке, работайте кистью нужной толщины.

Выполняют творческую задачу

Умение мобильно выполнить работу

7.Подведение итогов

Демонстраци-
оный, обобща-
ющий опрос

-Ребята, перестаем работать и садимся красиво.

-Ребята, о какой культуре мы сегодня говорили?

-Какие типы древнегреческих ваз вы запомнили?

Ребята, у всех все сегодня получилось? Кто считает, что выполнил свою работу аккуратно, правильно поднимите правую руку, а у кого сегодня получилось не все так как нужно, но он будет в следующий раз стараться поднимите левую руку. Я считаю, что у всех все получилось. Все молодцы, всем спасибо за урок.

Аргументированно отвечают на вопросы учителя, высказывают собственное мнение

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников