СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Цвет в произведениях живописи" 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Цвет в произведениях живописи" 6 класс по программе ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства "Цвет в произведениях живописи" 6 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ

Тема урока: цвет в произведениях живописи.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель урока: изучение основ теории цвета, как основного способа выразительности в живописи.


Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с основами теории цвета;

  • формирование у учащихся умения передачи эмоциональной выразительности цвета;

  • приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета для передачи выразительности в живопи;

  • развивать умения формулировать мысли, обобщать знания;

  • работать индивидуально и в группе;

  • прививать навык учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

  • обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием;

  • воспитывать у учащихся эстетического отношения к действительности.

Планируемые результаты обучения / формируемые УУД:

Предметные результаты: знать общие представления о теории цвета, основные понятия; уметь самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям, понимать суть цветовых отношений, характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации, способности к саморазвитию и самовоспитанию; развитие логического мышления, информационной культуры обучающегося; умение уважительно относиться к учителю, к одноклассникам и их труду, соблюдать дисциплину на уроке, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам, осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: развитие познавательной активности; формирование навыков поиска необходимой информации; умение обрабатывать информацию, структурировать знания, делать вывод, управлять своей познавательной деятельностью, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать, самостоятельно формулировать тему, организовать деятельность в соответствии с поставленной целью, использовать текстовые материалы для изучения нового, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД: развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности; умение слушать и слышать, вступать в диалог, понимать речь других, сотрудничать с преподавателем и одноклассниками в поиске и сборе информации, аргументировать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация «Цвет в произведениях живописи»), раздаточный материал с репродукциями картин и вопросами (Приложение 2 и 3), наглядно-демонстрационный материал - цветовой круг с добавлением ахроматических цветов.

Список ЦОР:

  1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/308915/ РЭШ. Российская электронная школа. 6 класс. Урок 3. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.

  2. https://infourok.ru/pedsovet_sovremennyy_urok_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos-157252.htm Сообщество Инфоурок. «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС».

  3. https://znanio.ru/media/osnovy-tsvetovedeniya-2641180 Образовательный портал «ЗНАНИО». Основы цветоведения.

  4. https://arbat.top/article?id=26 Мастерская живописи и графики - Художники Арбата. «Целостность восприятия: метод работы цветовыми отношениями»





Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу», «могу».

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение учителя.

Ребята, сядьте удобней.

 

Подготовка класса к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Создание комфортной обстановки.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; 

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления к восприятию нового

Выявляет уровень знаний учащихся.

Определяет типичные недостатки

  1. Какие ответы у вас получились?

  1. Какие вопросы вызвали затруднения?

Молодцы.

 


 

 

 

 







Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг как геометрический порядок множества цветов.

  1. Как можно получить новые оттенки каждого цвета?


  1. Что для этого необходимо сделать?

Для цветового построения картины главным является умение художника видеть цвет.

  1. Что значит локальный цвет?

Приведите пример.

  1. Что значит относительный цвет?

Самостоятельная работа с тестом 3 минуты.

  1. К основным цветам относятся:

  1. Красный, зелёный, синий

  2. Жёлтыйелёный, красный

  3. Красный, жёлтый, синий

  1. К составным цветам относятся:

  1. Синий, зелёный, красный

  2. Зелёный,фиолетовый, синий

  3. Оранжевый, красный, жёлтый

  1. Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов, называют

  1. Гармонией

  2. Цветовой гаммой

  3. Колоритом

  1. Специфический способ отражения действительности, присущий живописцу:

  1. Цветовой образ

  2. Цветовой стиль

  3. Цветовой контраст


 















- Можно прибавлять к нему разное количество белого или чёрного. Получаемый при этом цветовой тон будет отличаться насыщенностью и светлотой.

- Для получения тёплых или холодных оттенков цвета необходимо добавить дополнительный цвет.





- Это основной цвет предмета при ровном белом свете без учёта внешнего окружения, «цвет вне контекста». Солнце - жёлтое, трава - зелёная, небо - голубое...

- Из названия понятно,что это цвет предмета при отношении его с окружением. Цвет предмета с учетом освещения.


Личностные: самостоятельность; 

коммуникативность - сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.


- Ребята, изобразите тремя широкими мазками лужайку локальным цветов, затем лужайку солнечным днём и пасмурным вечером.


  1. Какие цвета получили?

  2. Назовите одним словом?


  1. Какой можно сделать вывод? Что происходит с локальным цветом предмета под воздействием освещения?

  1. А можно изобразить предмет не используя локальный цвет вообще?


5. Какая будет тема урока?

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.



- Добавляли жёлтые, коричневые, оранжевые. Получили тёплые цвета.

- Синий, фиолетовый, голубой, серый... Получили холодные.


- Под влиянием воздуха и солнца (освещения) один и тот же цвет приобретает разный оттенок, тон и насыщенность .









-Ученики думают и приходят к выводу, что можно.


- «Цветовое многообразие природы с различным эмоциональным звучанием»


Регулятивные - целеполагание; 

коммуникативные - постановка вопроса;

 познавательные -формулирование проблемы.

 

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

 

Цель: выявление причины затруднения. Поиск способов их решения.

Открыть средства художественной выразительности для передачи разного состояния природы в пейзаже -настроение.

Организует уч-ся по исследованию проблемной ситуации.

Рассмотрим репродукции с изображением разного состояния времени дня или погоды. ( Приложение 1)

  1. Как вы думаете, в чем особенность тонового и цветового состояния картин?

  2. Какую роль в картинах играет освещение?

Составляют план достижения цели, определяют средства выхода из проблемной ситуации.

Дети отвечают на вопросы.




- В зависимости от освещения, там, где природа освещена, краски светлее и интенсивнее по сравнению с картинами, изображающими пасмурные дни, восход или заход солнца.


- Важную роль играет и цвет освещения. Утром в природе преобладают золотисто-розовые оттенки, вечером — желто-оранжевые, в пасмурный день — нейтральные серебристые. При слабом свете луны преобладают серо-голубые или серо-зеленые цвета.

Коммуникативные -постановка вопроса;

познавательные -формулирование проблемы.

Репродуктивные - внимание, самостоятельность. Логическое решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.


5. Физминутка.

Цель:  здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье.

Организация  физминутки.

Упражнения для снятия утомляемости глаз, кистей рук и спины.

Выполнение упражнений.

Коммуникативные -сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные - какое значение имеет для меня физминутка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: применить новые знания на практике, создать ситуацию успеха, учить работать в группах и индивидуально.

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас разобьёмся на три группы.


- На репродукциях представлены картины, написанные художниками при разных условиях освещения: на закате, при луне и ранним утром.

( Приложение 2)


- Создайте цветовую палитру, используя цветовые соотношения. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон.

Навыки цельного восприятия натуры, помогут вам правильно оценить собственные работы и не допускать ошибок.




По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.


Молодцы.

Самостоятельная работа. Осуществляют проверку, сравнивая с эталоном. (Приложение 2)










Варианты самостоятельных работ.

Выставка работ.

Самопроверка. Выявление и исправление допущенных ошибок.


Самостоятельность, рефлексия, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, осуществлять итоговый контроль, сличая результат с эталоном, вносить коррективы в результат деятельности.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Организует задания, где возможно использование нового способа действия и знаний.



Повторение учебного содержания.


Учащиеся распределяют термины по группам и указывают порядок действий в работе. (Приложение 3)


Самостоятельность, рефлексия, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение.




8.Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний, границ их применения

Организует рефлексию.

Какую цель ставили на уроке?

Достигли?

Что узнали?

С каким настроением заканчиваем урок, если с хорошим, улыбнитесь своему соседу и всем нам.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

Смыслообразование, культура эмоций, активность, ясность речи, аргументированность, рефлексивность.

 

9.Домашнее задание.

Цель: дать возможность детям самостоятельно выбрать посильное задание

Даёт варианты домашнего задания.

1.     Дома создать цветовую палитру, используя другие цветовые соотношения на выбор.

2. Или создать этюд, используя порядок действий с урока: «Последовательность работы над пейзажем»



Урок окончен.

Осуществляют самооценку собственным знаниям.

Рефлексивность,  ответственность, любознательность.

















Физминутка.


Встаём рядом со своим рабочим местом. Слышим тёплый цвет - поднимаем руки вверх, холодный - приседаем.




Выполняем гимнастику для расслабления кистей рук и глаз.




(Приложение 2)

Вечернее освещение


Алексей Саврасов «Вечер», 1880г.

Иван Айвазовский «Вечер в Крыму. Ялта», 1848 г.

Иван Шишкин «Вечер в сосновом бору», 1875г.




Исаак Левитан «Вечерний звон» 1892г.

Борис Кустодиев «Летний вечер», 1897г.

(Приложение 2)

Ночное освещение



Алексей Саврасов «Лунная ночь. Болото», 1870 г.

Иван Шишкин «На севере диком», 1891 г.


Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1800 г.

Иван Айвазовский «Море в лунном свете», 1878 г.

Иван Айвазовский «Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий», 1840 г.

Василий Суриков «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади», 1870 г.

(Приложение 2)

Дневное освещение

Алексей Саврасов «Летний пейзаж с соснами», 1880-е г.


Архип Куинджи «Радуга», 1905 г.






Николай Крымов «», 1 г.




Исаак Левитан «Июньский день. Лето» 1890 г.

Василий Поленов «Московский дворик», 1878 г.

Иван Шишкин «На даче», 1894 г.





(Приложение 3)



Задание №1.


Распределите термины по группам : «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», «светлота» (яркость), «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «цветовой тон» (оттенок), «насыщенность» (интенсивность)


1 группа

Основные свойства цвета:

____________,____________,_____________

2 группа

Цветовой круг:

_________, _________, _________, _________, ________




Задание №2.


Расставьте по порядку действия «Последовательность работы над пейзажем»:

6.Детализируем изображение.

  1. Выбор мотива.

  2. Определить линию горизонта и композиционный центр.

4. Показать основные различия тона и цвета между небом, дальним и передним планом.

  1. Определиться с колоритом (основной цвет в композиции).

5. Прописать передний план более ярко и контрастно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!