Этап 1. Организационный этап |
Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Создает мотивацию к действиям на уроке. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность. | | Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, психологическая готовность к переходу к учебной деятельности. |
Этап 2. Мотивационно-целевой этап |
Задает вопросы, которые подталкивают учащихся к формулированию темы. - Послушайте внимательно стихотворение и скажите, как звучит тема урока. - Да, действительно, сегодня мы поговорим о Гжели. Тема нашего урока – Синие цветы Гжели. Мы вспомним то, что узнали о гжельской керамике на прошлом уроке, побываем на фабрике по производству гжельской посуды и попробуем сами выполнить роспись. | Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему урока. Взаимодействуют с учителем. | Используя стихотворение, подводит учащихся к теме урока. Презентация, слайды 1, 2 Сообщает цели учебной деятельности, слайд 3. | Регулятивные: умение плани-ровать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока. Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, ориентироваться на позицию партнёра во взаимодействии. |
Этап 3. Актуализация знаний |
- Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Сейчас – это город, а раньше была деревня. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно всем в народе Ее названье Гжель. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной, умельцах На весь мир молва идет. - Что означает словосочетание «гжельская керамика»? - В жарком пламени печи обжигалась, закалялась глиняная посуда, становилась звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом «жечь», «обжигать». «Керамос» в переводе с греческого означает «глина». | Принимают активное участие в обсуждении нового материала. Ученик Кто придумал это слово? Это слово немудрено? Жгелью раньше гжель звалась, Была пестрой, а сейчас- Это чудо синее На блюдечке раскинуто Раз мазок, два мазок, Завиток и точки… Расцветут на белой глине Синие цветочки. | Презентация к уроку, слайд 4. Презентация к уроку, слайд 5. | Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему в учебной деятельности Коммуникативные: излагать свое мнение в диалоге, осознанно использовать речевые средства, участвовать в совместном обсуждении, высказывая свою точку зрения. Познавательные: анализировать полученную информацию, сопоставлять новую информацию с ранее изученной, делать вывод. |
Этап 4. Изучение нового материала |
- А сейчас мы познакомимся с технологией изготовления изделий с гжельской росписью. Мы – на фабрике. Формовочный цех. – Здесь фарфоровую массу заливают в гипсовые формы. – Литейщица, вынув влажные изделия из формы, делает резной узор от руки. – Мы с вами в цехе оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой. – Первый обжиг – Перед вами цех художественной росписи. – Рабочее место мастера. –Каждое изделие мастер расписывает вручную. – Покрытие глазурью. Керамика, покрытая глазурью, называется майолика. –Завершается процесс обжигом при температуре 1350 С – А теперь полюбуемся на это синее чудо. – У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая – Ее трава шелковая, Ее цветы весенние И мастерство волшебное Достойно восхищения. –Настольные лампы, Подсвечники, часы –Животные и птицы Невиданной красы Я принесла вам показать вазу, которая выполнена на подобной фабрике. Посмотрите какая она красивая! А выполнена она руками русских мастеров. | Получают представления о технологии изготовления изделий. Внимательно слушают, анализируют полученную информацию. | Презентация к уроку, слайд 6 Презентация к уроку, слайд 7. Презентация к уроку, слайд 8. Презентация к уроку, слайд 9 Презентация к уроку, слайд 10 Презентация к уроку, слайд 11 Презентация к уроку, слайд 12 Презентация к уроку, слайд 13. Презентация к уроку, слайд 14 Презентация к уроку, слайд 15 Презентация к уроку, слайд 16 Презентация к уроку, слайд 17 Презентация к уроку, слайд 18 Ваза с элементами гжельской росписи | Регулятивные: осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять актуализацию нового материала, основываясь на учебной ситуации, применять полученную ранее информацию для решения учебной задачи, выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные: слушать учителя для воспроизведения и восприятия необходимых сведений, уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап 5. Обобщение изученного материала |
Организует работу учащихся с учебником. - Используя информацию в учебнике и полученные на уроке знания, ответьте на вопросы: - Какие цвета используются в росписи? – Какие приемы росписи используют в гжельской керамике? – Каков основной мотив гжельской росписи? | Работают с учебником, ищут необходимую информацию. Отвечают на вопросы. Обобщают и делают выводы. | Презентация к уроку, слайд 19, 20 Презентация к уроку, слайд 21, 22, 23 Презентация к уроку, слайд 24 | Познавательные: осознанно и произвольно использовать новый грамматический материал. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Регулятивные: выполнять учебные действия; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Этап 6. Гимнастика для глаз |
Организует гимнастику для глаз. | Слушают речь учителя, выполняют упражнения, направленные на снятие зрительного напряжения. | | Регулятивные: выполнять учеб-ные действия в материализованной форме. |
Этап 7. Творческая практическая деятельность |
- У вас на столах лежат бумажные тарелки и элементы гжельской росписи. Работая в парах, постарайтесь создать несколько вариантов гжельской росписи тарелки. - А теперь каждый из вас представит себя гжельским мастером и выполнит роспись своей тарелки при помощи гуаши. | Учащиеся применяют полученные знания на практике. Готовят рабочее место, выполняют творческое задание. Проверяют выполненную работу, анализируют свои действия. | Раздаточный материал в виде бумажной тарелки и элементов гжельской росписи. | Познавательные: осуществлять актуализацию полученных знаний. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели. Коммуникативные: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания. |
Этап 8. Рефлексия |
Организует выставку работ учащихся. Подводит итоги урока. - Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие затруднения вы испытывали при рисовании? - Где можно использовать свое умение рисовать гжельскую роспись? - Сегодня мы совершили путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Гжельская посуда известна теперь не только в России, но и далеко за ее пределами. | Представляют выполненные работы, анализируют их. Подводят итоги проделанной работы, оценивают ее результаты. Оценивают собственную деятельность на уроке. Ученик: Изготовление поздравительных открыток, закладкок. | | Познавательные: строить речевого высказывания в устной форме Регулятивные: оценивать конечный результат; осознавать правила контроля. Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища. |
Этап 8. Домашнее задание |
Дома вам предстоит разгадать кроссворд. | Знакомятся с полученным заданием, задают вопросы. | Карточки с кроссвордом и вопросами: 1.Название промысла, с которым мы сегодня познакомились. 2.Керамика – что означает это слово? 3.Основной цвет гжельской росписи. 4.Элемент росписи. 5.Инструмент художника. 6.Приём работы кистью. | Познавательные: осуществлять анализ информации. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. |