СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Синие цветы Гжели"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока:  создать условия для восприятия, осмысления и  закрепления представлений  о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Синие цветы Гжели"»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Мельникова Татьяна Александровна
Предмет: изобразительное искусство

Класс: 6 (слабовидящие обучающиеся)

Тип урока: комбинированный

Тема

 Синие цветы Гжели

Цель

 создать условия для восприятия, осмысления и закрепления представлений о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

Задачи

образовательная: продолжить знакомство с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи;

развивающая: развивать творческое воображение, активность в ходе выполнения работы; развивать навыки работы с гуашью;

воспитательная: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

коррекционная: увеличивать объем зрительного и слухового восприятия; расширять кругозор; формировать целенаправленность внимания.

Планируемые результаты УУД

Предметные УУД:

понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумаге из элементов гжельской росписи.

Личностные УУД:

проявлять интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства России; приобретать умения мотивационно организовывать свою деятельность; проявлять познавательную активность.

Метапредметные УУД:

-регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать пути достижения поставленной цели, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; осуществлять самоконтроль;

-познавательные: анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции; обобщать учебный материал

-коммуникативные: взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению; публично представлять результаты своего творческого и художественного опыта.

Образовательные источники и ресурсы:


 Изобразительное искусство. 5 класс: учебник / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского, 2023 г.
Раздаточный материал в виде бумажных тарелок и заготовок гжельского узора

Презентация

Методы и формы урока

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная

Основные понятия и термины

гжельская керамика, майолика, «мазок на одну сторону», «мазок с тенями»

























Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструментарий учителя

Формируемые УУД

Этап 1. Организационный этап

Приветствует учащихся.

Проверяет их готовность к уроку. Создает мотивацию к действиям на уроке.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность.



Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, психологическая готовность к переходу к учебной деятельности.

Этап 2. Мотивационно-целевой этап

Задает вопросы, которые подталкивают учащихся к формулированию темы.

- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, как звучит тема урока.

- Да, действительно, сегодня мы поговорим о Гжели. Тема нашего урока – Синие цветы Гжели. Мы вспомним то, что узнали о гжельской керамике на прошлом уроке, побываем на фабрике по производству гжельской посуды и попробуем сами выполнить роспись.

Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему урока.

Взаимодействуют с учителем.


Используя стихотворение, подводит учащихся к теме урока.

Презентация, слайды 1, 2


Сообщает цели учебной деятельности, слайд 3.

Регулятивные: умение плани-ровать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, ориентироваться на позицию партнёра во взаимодействии.


Этап 3. Актуализация знаний

- Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Сейчас – это город, а раньше была деревня.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе

Ее названье Гжель.

Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

- Что означает словосочетание «гжельская керамика»?











- В жарком пламени печи обжигалась, закалялась глиняная посуда, становилась звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом «жечь», «обжигать». «Керамос» в переводе с греческого означает «глина».

Принимают активное участие в обсуждении нового материала.















Ученик Кто придумал это слово?

Это слово немудрено?

Жгелью раньше гжель звалась,

Была пестрой, а сейчас-

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.


Презентация к уроку, слайд 4.




























Презентация к уроку, слайд 5.


Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему в учебной деятельности

Коммуникативные: излагать свое мнение в диалоге, осознанно использовать речевые средства, участвовать в совместном обсуждении, высказывая свою точку зрения.

Познавательные: анализировать полученную информацию, сопоставлять новую информацию с ранее изученной, делать вывод.

Этап 4. Изучение нового материала

- А сейчас мы познакомимся с технологией изготовления изделий с гжельской росписью. Мы – на фабрике. Формовочный цех.

– Здесь фарфоровую массу заливают в гипсовые формы.

– Литейщица, вынув влажные изделия из формы, делает резной узор от руки.

– Мы с вами в цехе оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой.

– Первый обжиг

– Перед вами цех художественной росписи.

– Рабочее место мастера.

–Каждое изделие мастер расписывает вручную.

– Покрытие глазурью. Керамика, покрытая глазурью, называется майолика.

–Завершается процесс обжигом при температуре 1350 С

– А теперь полюбуемся на это синее чудо.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая

Ее трава шелковая,

Ее цветы весенние

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Настольные лампы,

Подсвечники, часы

Животные и птицы

Невиданной красы

Я принесла вам показать вазу, которая выполнена на подобной фабрике. Посмотрите какая она красивая! А выполнена она руками русских мастеров.


Получают представления о технологии изготовления изделий.

Внимательно слушают, анализируют полученную информацию.




























Презентация к уроку, слайд 6





Презентация к уроку, слайд 7.







Презентация к уроку, слайд 8.

Презентация к уроку, слайд 9


Презентация к уроку, слайд 10

Презентация к уроку, слайд 11


Презентация к уроку, слайд 12



Презентация к уроку, слайд 13.



Презентация к уроку, слайд 14


Презентация к уроку, слайд 15


Презентация к уроку, слайд 16


Презентация к уроку, слайд 17


Презентация к уроку, слайд 18




Ваза с элементами гжельской росписи

Регулятивные: осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осуществлять актуализацию нового материала, основываясь на учебной ситуации, применять полученную ранее информацию для решения учебной задачи, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные: слушать учителя для воспроизведения и восприятия необходимых сведений, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Этап 5. Обобщение изученного материала

Организует работу учащихся с учебником.

- Используя информацию в учебнике и полученные на уроке знания, ответьте на вопросы:

- Какие цвета используются в росписи?

– Какие приемы росписи используют в гжельской керамике?

– Каков основной мотив гжельской росписи?


Работают с учебником, ищут необходимую информацию. Отвечают на вопросы.





Обобщают и делают выводы.







Презентация к уроку, слайд 19, 20

Презентация к уроку, слайд 21, 22, 23


Презентация к уроку, слайд 24

Познавательные: осознанно и произвольно использовать новый грамматический материал.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Регулятивные: выполнять учебные действия; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Этап 6. Гимнастика для глаз

Организует гимнастику для глаз.

Слушают речь учителя, выполняют упражнения, направленные на снятие зрительного напряжения.


Регулятивные: выполнять учеб-ные действия в материализованной форме.

Этап 7. Творческая практическая деятельность

- У вас на столах лежат бумажные тарелки и элементы гжельской росписи. Работая в парах, постарайтесь создать несколько вариантов гжельской росписи тарелки.

- А теперь каждый из вас представит себя гжельским мастером и выполнит роспись своей тарелки при помощи гуаши.

Учащиеся применяют полученные знания на практике.


Готовят рабочее место, выполняют творческое задание.

Проверяют выполненную работу, анализируют свои действия.

Раздаточный материал в виде бумажной тарелки и элементов гжельской росписи.

Познавательные: осуществлять актуализацию полученных знаний.

Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели.

Коммуникативные: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Этап 8. Рефлексия

Организует выставку работ учащихся.

Подводит итоги урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие затруднения вы испытывали при рисовании?

- Где можно использовать свое умение рисовать гжельскую роспись?

- Сегодня мы совершили путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Гжельская посуда известна теперь не только в России, но и далеко за ее пределами.

Представляют выполненные работы, анализируют их.

Подводят итоги проделанной работы, оценивают ее результаты.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Ученик: Изготовление поздравительных открыток, закладкок.







Познавательные: строить речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: оценивать конечный результат; осознавать правила контроля.

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Этап 8. Домашнее задание

Дома вам предстоит разгадать кроссворд.

Знакомятся с полученным заданием, задают вопросы.

Карточки с кроссвордом и вопросами:

1.Название промысла, с которым мы сегодня познакомились.

2.Керамика – что означает это слово?

3.Основной цвет гжельской росписи.

4.Элемент росписи.

5.Инструмент художника.

6.Приём работы кистью.

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.