- организовывать рабочее место , использовать художественные материалы и инструменты для работ.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая) | Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Беседа | - Добрый день, ребята! Садитесь. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. Мы сегодня опять Учиться будем рисовать. | Приветствуют учителя. | Ф | 1 слайд | Контроль учителя | Личностные: Регулятивные: |
Актуализация знаний. | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания | Беседа | - Что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу? -Конечно, ребята, без грибов, ягод, муравьёв, птиц и зверей лес не лес. Эти жители леса – его неотделимая часть. А вы знаете, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают не снизу вверх, а сверху вниз, и называются они – ярусы. Самый первый ярус – самый высокий, и называют его древостоем. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев 1-го яруса, там могут произрасти ели, пихты, кедры и липы. А что растёт в 3-м ярусе? -Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину. Что может расти ниже кустарников? -Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? -А вы знаете, что для 270 экземпляров 190-страничной книги требуется целое большое дерево? Изготовляют из древесины лекарство, резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей. Как же мы должны относиться к лесу? -Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадает загадку. Дом со всех сторон открыт И резною крышей крыт! Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём! | Лес – это не только деревья, в лесу есть много кустарников, трав, цветов, грибов, ягод, там водятся животные и птицы. В 3-м ярусе растут кустарники. Ниже кустарников растут травы, цветы. Лес даёт нам древесину для отопления и строительства, для изготовления тары и бумаги. Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу. Лес | Ф | 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд | Контроль учителя. | Личностные, Регулятивные. |
Изучение новой темы. | Изучить новые знания. | Беседа | - Как вы думаете , что такое графика? Графика – вид изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, чёрный карандаш, уголь, мелки), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка.) -Как могут передать красоту окружающего мира художники-графики? -Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы? Прежде чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения изображения деревьев, кустарников, трав, их строение и композицию. - Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже нижней части альбома? - Сравним ритм линий: он может быть быстрым и плавным, спокойным и тревожным. Вы знаете, что у человека бывает злой или добрый характер, нежный или жестокий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они? - У какого дерева ветки тонкие, гибкие, нежные? - А у ивы? Игра «Юный натуралист». - Сейчас проведём игру «Юный натуралист». Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной характеристикой его силуэта. 1) ЕЛЬ Пушистая, густая, зелёная; 2) БЕРЁЗА Стройная, гибкая, белоствольная; 3) ДУБ Мощный, толстый, ветвистый; 4) ИВА Поникшая, «длинноволосая». - Деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. | Художники-графики используют линию, штрих, пятно, силуэт, свет, тень, ритм. Оно будет ближе к нижнему краю альбома Ветки дуба – мощные, корявые, грубые. Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы. Гибкие, длинные, ровные. | Ф | 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд | Контроль учителя Самоконтроль | Регулятивные: контроль и коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Организовать правильность выполнения физических упражнений | Упражнения | Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.) Дунул ветер – полетели. (Движения руками из стороны в сторону.) Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. (Дети приседают.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Кружатся на месте.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) | Повторяют за учителем. | Ф | Слайд 6 | Контроль учителя | Регулятивные: осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке. |
Творческая практическая деятельность учащихся | | Беседа Упражнение | «Однажды художник отправился в далёкое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шёл художник и наконец, дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря – три дерева с прямыми, как стрела, стволами. (Педагог рисует на доске эти деревья.) Они были стройными, крепкими и сильными. Вдруг деревья заговорили человеческим голосом: - Зачем ты пожаловал к нам, художник? - Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, - ответил он. - Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришёл, то проходи. Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошёл в лес и увидел на высоком холме старый дуб. (Педагог рисует на доске.) Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Берёзка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее…» (Педагог на доске изображает берёзку.) А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит, над рекой склонившись. (Педагог изображает иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке, и поэтому, кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи.) Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ёжик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего». – прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистый, мохнатый можжевельник, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути. (Далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья.) Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру». Практическая работа. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам изобразить свой сказочный лес. 1 группа рисует восковыми мелками, 2 группа фломастерами, 3 группа карандашами. Дети изображают сказочный лес, в котором разные по характеру и внешнему виду деревья (большие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые и т. п.), кустарники, трава, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя своё творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Учитель ведёт наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается. | | Ф И | Акварель, кисти, листы бумаги. | Контроль учителя Самоконтроль | Предметные: имеют представления о денежных единицах; умеют набирать сумму денег определёнными монетами; решать задачи и выражения изученных видов; Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и коррекция; Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Способствовать формированию рефлексии. | Беседа | Выставка и анализ работ. - С каким новым видом изобразительного искусства вы познакомились? - Что мы изобразили с помощью графики? - Было ли вам трудно? | Выставляют свои работы. | Ф | Слайд 7 | Самоконтроль | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: подводить итоги своей деятельности. |
Организационный момент. | | Беседа | - На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за работу. | Прощаются с учителем. | Ф | | | |