СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока как современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на районном методическом совете по теме "Проектирование педагогического взаимодействия учителя и учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока как современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся»

Технологическая карта урока как современная форма

проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся


Заместитель директора по учебной работе

средней школы №7 г.Мозыря

Хомлюк Т.А.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В настоящее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты меняется не только идеология урока, но и подходы к планированию. В таких условиях учителю необходимо более четко представлять результаты деятельности как учеников, так и своей собственной.

Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся является технологическая карта урока, которая позволяет уделять внимание не только содержательной стороне урока, но и на каждом его этапе выделить ведущие виды деятельности и ее предполагаемые результаты.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание к конструированию технологических карт обусловлены в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным прежде всего для развивающего образования.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

  • должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

  • должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

  • должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

  • должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

Технологическая карта урока- это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность обучающихся, методы и приемы организации учебной деятельности.

Различия между технологической картой и конспектом

Технологическая карта урока

Конспект урока

Содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.


Этапы работы над технологической картой:

Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).

Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

Формулировка цели каждого этапа урока.

Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

Выбор форм работы на уроке: индивидуальная; фронтальная; парная; групповая.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

  • этапы урока;

  • время;

  • деятельность учителя;

  • деятельность обучающихся;

  • методы, приемы и формы обучения;

  • прогнозируемый результат образовательной деятельности;

  • учебно-методическое обеспечение.

Второй вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на познавательную, коммуникативную и регулятивную деятельности, каждая из которых, в свою очередь, делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

Третий вариант технологической карты урока может содержать:

  • этапы урока;

  • виды работы, формы, методы, приемы;

  • содержание педагогического взаимодействия делится на деятельность учителя и деятельность обучающихся;

  • формируемые УУД;

  • планируемые результаты.

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров: все известные типы уроков, все УУД, известные цели и задачи, общую концепцию хода урока.

В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока.

Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.

Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.

В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Алгоритм составления технологической карты

1. Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2. Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

4. Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников - одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.

5. Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Методические рекомендации по разработке технологической карты

1. Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:

Предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия.

3. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.


Технологическая карта урока позволяет учителю:

  • реализовать планируемые результаты;

  • увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;

  • спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

  • корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Технологическая карта позволяет администрации контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например, реализацию учителем целей урока, использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся, осуществление оценивания и контроля.