Технологическая карта урока как способ проектирования урока
Подготовила председатель МК естественнонаучного цикла ГАПОУ СО «СТОТ»,
преподаватель физики Соляник Стелла Равиловна
2017г.
Технологические карты
- Методическое сопровождение образовательного процесса , помогающее педагогу реализовывать требования ФГОС.
- Методический инструментарий , обеспечивающий преподавателю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным педагогом параметрам.
Технологические карты
В технологических картах
- определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные),
- указаны возможные межпредметные связи ,
- предложен алгоритм прохождения темы,
- диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.
Технологические карты
Параметры технологической карты урока могут быть следующие :
- этапы урока,
- его цели,
- содержание учебного материала,
- методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
- деятельность учителя и деятельность обучающихся
- и другие
Технологическая карта позволит преподавателю
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Требования, предъявляемые к современному уроку
- педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учащихся на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками ;
- преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации , активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся ;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- в центре внимания урока - студенты;
- планирование обратной связи
Черты урока по ФГОС
- Студент- субъект обучения .
- Разнообразие источников знаний : слово учителя; самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; справочная литература; практические работы.
- Структура урока динамична , изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося.
- Ведущий способ обучения - коллективный , основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем».
- Преподаватель в группу идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу студента в нужном направлении, но он незрим .
- Правила, критерии, по которым преподаватель оценивает студента известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов».
- Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым студентом как собственные.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность преподавателя
Подготов-ка к уроку
Деятельность преподавателя работающего по ФГОС
Преподаватель пользуется жестко структурированным конспектом урока
При подготовке к уроку преподаватель использует учебник и методические рекомендации
Преподаватель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку преподаватель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность преподавателя
Основные этапы урока
Деятельность преподавателя работающего по ФГОС
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь преподавателя
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность студента:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность преподавателя
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Деятельность преподавателя работающего по ФГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Форма урока
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность преподавателя
Образовательная среда
Деятельность преподавателя работающего по ФГОС
Создается преподавателем Выставки работ обучающихся
Результаты обучения
Создается обучающимися (студенты изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Предметные результаты.
Нет портфолио обучающегося (или формально).
Основная оценка – оценка учителя
Важны положитель-ные оценки учеников по итогам контр. работ
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Создание портфолио.
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Технологическая карта урока
Предмет _________________ Группа ____________________
Базовый УМК ________________________________________
Тема урока __________________________________________
Цель урока __________________________________________
Задачи урока: ________________________________________
Тип урока ___________________________________________
Необходимое оборудование
Структура и ход урока
№
1
Этап урока
Деятельность преподавателя
2
Деятельность обучающихся
3
Формируемые УУД
4
5
Требования к разработке технологической карты (конспекта) урока
- Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода : наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов,
- Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий
- Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий : познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных
Требования к разработке технологической карты (конспекта) урока
- Технологичность структуры урока : диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся
- Оптимальный отбор содержания : ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения
- Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую
Общие подходы к формулировке цели урока
- Цель рассматривается как прогнозируемый результат урока
- Цели преподавателя и цели обучающихся на уроке взаимосвязаны
- Педагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах обучающихся
- В задачах урока отражаются пути достижения цели
Требования к формулировке цели урока
- Специфичность : отражает специфику предмета
- Конкретность : включает ожидаемые к концу урока результаты (изменения в личностных структурах обучающихся): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т.п.
- Реалистичность : соответствует реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, обучающихся, численность группы, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.)
- Диагностичность : наличие критериев, которые позволяют определить достижение цели
Цель урока – главный системообразующий элемент урока
Предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока , реализация которой может привести к достижению различных видов результатов, представляющих педагогическую ценность.
Определив приоритетный результат образовательной деятельности учащихся, можно ответить на вопрос о том, к чему, прежде всего, надо стремиться учителю на данном уроке – информировать, инструктировать, научить, проблематизировать, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и т.д.
При постановке целей урока преподавателю также следует ориентироваться на используемую технологию, учитывать ее специфику
- В технологии деятельностного метода обучения
Л.Г. Петерсон («Школа 2000») учителю предлагается формулировать деятельностные и образовательные цели урока, учитывая тип урока.
Например, урок «открытия» нового знания.
- Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Пример, физика, 1 курс:
- Образовательная цель: сформировать понятие «энергия» и определить ее виды
- Деятельностная цель: формировать способность использовать понятие «энергии» к решению практических задач .
Познавательные УУД
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).
Коммуникативные УУД
- Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
- Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Формулировка задач урока
- Цель урока разбивается на задачи .
- Задачи - это шаги по достижению поставленной цели, в них раскрыта последовательность ее достижения.
- Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
- Отражают конкретные действия учащихся, которые необходимо осуществить для достижения цели.
- Количество задач может быть разным, но зависит от поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся (логики урока).
Вывод о соответствии урока требованиям ФГОС ООО
5 – очень высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены основные его показатели.
4 – высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены в целом основные показатели, есть единичные пробелы.
3 – средняя степень выраженности указанного критерия. Конспект (технологическая карта) отражает значимые показатели выбранного критерия, вместе с тем они отражены не в полном объеме. Либо, наряду с верно выделенными в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода особенностями деятельности учителя и ученика, отмечаются ошибочные или недостаточно развернутые (не в полном объеме прописанные) и недостаточно представленные в конспекте.
2 – слабая степень выраженности указанного критерия. Конспект (технологическая карта) отражает некоторые показатели, соответствующие критерию, но есть пропуск существенных признаков проявления данного критерия, либо однозначный вывод об их наличии по описанию сделать затруднительно.
1 – конспект (технологическая карта урока) не содержит показателей, соответствующих данному критерию.
Проблемы, возникающие при проектировании урока
- в структуре урока не проявляются все компоненты учебной деятельности;
- целеполагание сводится к формулировке цели урока;
- упускается момент воздействия на мотивационно-ценностную сферу;
- работа в группе организуется ради формы;
- учителем не обеспечиваются условия по включению обучающихся в анализ результатов групповой работы;
- не разграничиваются контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность;
- наблюдается подмена (либо неразличение) понятий: рефлексия, обобщение и итог
- и другие
Литература
- Афанасьева Н. В. и др. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников – Вологда, 2012.
- Письмо Департамента образования Вологодской области № 03 – 08/3422 от 24. 05. 2012 «Об оснащении учебниками образовательного процесса в 2012 – 2013 учебном году»
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г. Петерсон – М.: АПК и ПРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.
- Кокарева З.А. Игнатьева А.С. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода // начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 3-6.
- Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12—18.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» - М., 2008.
- Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2012 г.
- Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru .
Спасибо за внимание!